facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Транспорт

12 августа 2015 | Сергей ПАНАСЕНКО
ЖИЛИ-БЫЛИ ДВА БРАТА: КАРПУЛИНГ И КАРШЕРИНГ

carpool2

Борцам с загрязнением русского языка иноязычными заимствованиями есть от чего прийти в отчаяние. Изобрести удобоваримый русский перевод карпулинга и каршеринга пока не удалось никому. Зато борцы с загрязнением окружающей среды счастливы. И первое (объединение посторонних людей для совместной поездки по одному маршруту), и второе (упрощённая система краткосрочного проката автомобиля, похожая на систему велопроката) позиционируется как ненасильственный способ уменьшить количество автомобилей на дорогах, что практически ни у кого не вызывает возражений, включая и самых упорных автомобилистов. У обоих форматов есть множество достоинств, однако, тем не менее, раздаются и голоса, призывающие умерить восторги и оценить всё трезво.

Пальма первенства

Как бывает, легенд и историй о рождении старшего из двух «братьев» – карпулинга – есть несколько. По одной, замысел объединить водителей и пассажиров-попутчиков возник в США в 70-х годах прошлого века в разгар нефтяного кризиса и безумного роста стоимости бензина. Из Америки идея перекочевала в Старый Свет, где бензин никогда не был дёшев, но всем отравляли жизнь профсоюзы транспортных рабочих: водителей автобусов, метро и поездов, бастовавших больше, чем работавших. Другая версия относит зарождение карпулинга в США ещё глубже: во времена Второй мировой войны и рационирования топлива. Но гораздо важнее, что подлинный расцвет системы начался только с появлением сетевых и мобильных технологий. Сегодня количество национальных и локальных карпулинговых систем едва ли можно точно сосчитать, хотя на международном уровне бал правят несколько гигантов, первый из которых – BlaBlaCar (blablacar.com).

carpool1

Функционал всех систем карпулинга примерно одинаков. Вы либо водитель, либо пассажир, и ищете компаньонов то ли на длительное путешествие, то ли на короткую поездку (обычно между двумя населёнными пунктами), то ли, наконец, на регулярные поездки по одному и тому же маршруту (как правило, в городе). Через специальные сервисы находите друг друга, договариваетесь о нюансах (сроки, способ деления расходов, индивидуальные привычки) – и в путь.

Зачем?

Считается, что главный личный мотив карпулинга – экономия. В зависимости от расстояния и количества попутчиков, сэкономить можно до 70% стоимости проезда на других видах транспорта. Водитель можете разделить с попутчиками стоимость не только горючего, но и парковок, платных автодорог и других сборов. В каких-то случаях его даже могут подменить за рулём, а это резко увеличивает темп движения.

Деньги – не единственная причина. Подчас объявления о карпулинге носят характер открытых амурных предложений, особенно в отпускной период. Карпулинг к тому же обладает замечательной гибкостью: вы можете гораздо лучше управлять своим временем и графиком, чем когда вы привязаны к жёсткому и не всегда удобному расписанию традиционного транспорта.

carpool4

Но это, так сказать, субъективная сторона дела. Объективно же считается, что властям карпулинг выгоден как средство спасения от пробок (чем больше человек едет в одной машине, тем меньше машин) и снижения выбросов вредных газов. Именно поэтому сервисы карпулинга находят поддержку у правительств. В США и некоторых местах в Европе есть даже специальные привилегии для автомобилей, где едет больше двух человек: к примеру, на многих автострадах в США для так называемых High-Occupancy Vehicle (то есть машин с двумя и более ездоками) даже выделена отдельная полоса. Она, по собственному опыту могу сказать, часто загружена куда слабее соседних «нормальных» полос (а движение для прочих машин по такой полосе запрещено, и штраф весьма высок). Средняя длина одной поездки в США традиционно выше, чем в Европе, а американцы не очень охотно берут в поездку случайных незнакомцев – и по соображениям безопасности, и высоко ценя персональное жизненное пространство, с которым ассоциируется автомобиль. К тому же машин там на тысячу человек по-прежнему больше, чем где бы то ни было в мире, а бензин и сервисные расходы сравнительно недороги. Поэтому в основном карпулинг в США носит характер совместной езды на работу или с работы группы сослуживцев, поживающих в близком соседстве.

Изъяны и проблемы

Критиков карпулинга тоже хватает. Многие защитники природы говорят, что экологический эффект от карпулинга сильно преувеличен. Если у человека нет машины вовсе, то ничего не меняется в лучшую сторону от того, что он едет пассажиром на чужой машине: лучше бы уж он ехал экологичным электропоездом или магистральным автобусом, где в пересчёте на одного пассажира вредные выбросы куда меньше.

Есть и другие проблемы. Например, карпулинг довольно быстро начал превращаться в замаскированные коммерческие перевозки: в этом легко убедиться, посмотрев многие предложения от водителей в той же Москве на сайте carjungle.ru, например: иные выглядят просто как расписания движения маршруток. В США в системе карпулинга многие водители возят не «от себя», а попросту работая на ту или иную легальную компанию: соответственно, в цену услуги включается не только оплата расходов, но и определенный сервисный и даже страховой сбор. Это ещё неплохо: в рядовом случае индивидуальный перевозчик, согласовывая с вами стоимость поездки, никаких юридических обязательств перед вами не несёт, и всё, что может случиться с вами в дороге, от ДТП до грабежа, случается исключительно на ваш страх и риск.

carpool3

Не удивительно, что скандально известный альтернативный такси-сервис Uber пробовал запустить проект карпулинга в Торонто (Канада) на только что закончившихся Панамериканских играх. Поводом для эксперимента стало выделение HOV-линий на скоростных магистралях города. Частникам было разрешено их использовать только при условии наличия как минимум трёх человек в машине. Комментируя попытку Uber’a, городской советник Джим Каригианнис предупредил посетителей Игр, что пользователей сервиса ждут штрафы. Uber попытался таким манером обойти запрет городским советом деятельности частных нелицензированных извозчиков. По словам Каригианниса, один из пунктов канадского Highway Traffic Act запрещает водителям, не имеющим специальной лицензии или разрешения, подбирать пассажиров с целью получения выручки. Штраф за подобное правонарушение высок: 20 тысяч канадских долларов.

Замечу: в России формально любой водитель, перевозящий пассажира даже попутно и собирающий с них деньги, де юре занимается незаконным предпринимательством, и доказать обратное в случае возникновения конфликта с пассажиром будет крайне проблематично.

Тем не менее…

Тем не менее, услуга карпулинга остаётся востребованной и даже развивается – в последнее время очень активно с использованием геолокации, позволяющей оперативно устанавливать местоположения транспортного средства и потенциального путешественника. Ежемесячно с помощью BlaBlaCar путешествуют, по разным оценкам, от 1 до 2 миллионов человек в 14 странах мира. В России с февраля 2014 года по декабрь 2014 на сервисе зарегистрировалось более 1 млн. человек, и количество регистраций продолжает увеличиваться от месяца к месяцу.

Что касается второго понятия – каршернига – то он по популярности в России пока существенно уступает своему собрату (их даже иногда путают, употребляя в некоторых статьях как синонимы). Однако в Европе эта услуга развивается довольно бурно: 700 000 человек пользуются каршерингом в Европе ежегодно, парк каршеринговых машин составляет 21 тысячу единиц, этот рынок за последние два года вырос на 85%.

carpool5

И вот буквально на днях мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что через две недели на улицах столицы появятся сто машин, которые любой москвич или гость города сможет взять в краткосрочную аренду на срок не более 24 часов с поминутной оплатой.

— У этой услуги загадочное название: каршеринг, – сказал он на заседании президиума правительства Москвы. – Будем надеяться, что такая возможность сократит в Москве перепробеги автомобилей.

Загадочное название

Конечно, ничего загадочного в каршеринге нет. По словам заммэра Москвы, руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова, во многих столицах до 30% горожан перестают пользоваться личными авто и даже продают их. Очевидно, мы вправе ожидать этого и в Москве.

carpool6

Основные отличия от классического проката автомобилей таковы: возможность коротких поездок по городу, автоматизация процесса бронирования-аренды, большое количество пунктов, где можно взять автомобили напрокат. В Париже компания Autolib предоставляет в аренду электромобили по цене от 10 евро в сутки, в США есть Zipcar с тарифом от 7,5 долларов в час. По данным агентства Frost & Sullivan, в 2012 году в мире услугами каршеринговых компаний воспользовались 2,3 млн. человек, а к 2020 году число может вырасти до 26 миллионов.

Иконой каршеринга в Европе, по-видимому, можно считать немецкий город Бремен. Он претендует на звание первого европейского города, где заработал полноценный каршеринг. Согласно статистике, полмиллиона жителей Бремена в 40% случаях выбирают для перемещения по городу автомобиль, в 14% –общественный транспорт, и в 25% – велосипед. Для старого города с узкими улицами транспорта это было чересчур. В городе открыли 100 пунктов проката, где можно быстро и недорого взять напрокат буквально любую машину (от микро до фургонов). Можно купить абонемент, стоимость которого заметно ниже ежемесячного владения собственным авто. В год системой пользуется около 10 тыс. клиентов (по 40-50 водителей на каждую машину в автопарке).

Что в результате? По отчётам, это нововведение позволило убрать с улиц примерно 1500 автомобилей. Характерно, что большинство клиентов (91%) при этом не имеют своего автомобиля в принципе и покупать не собираются. Это хорошо для улиц и горожан, но плохо для автоиндустрии, которая поэтому крайне настороженно воспринимает любые идеи, итогом которых будет падение спроса на новые авто.

В России, впрочем, катастрофическая ситуация на авторынке как раз подталкивает автопроизводителей хвататься за любой, пусть и такой скромный рынок. Обещанные Москвой 100 машин сразу и ещё 400 до конца 2015 года – тоже кусок хлеба на фоне полностью замерших продаж.

Каршеринг тоже разный

Особенность ситуации в столице в том, что, строго говоря, каршеринг здесь известен несколько лет. Каршеринговая компания Anytime (ООО «Ситикар» Салима Якубова) работает с 2012 года. Главная «фишка» их сервиса в том, что машины можно «подбирать» и бросать на улицах где угодно в зонах разрешённой бесплатной парковки и при соблюдении некоторых базовых условий. Тарифы вполне щадящие: 6 рублей за минуту поездки, 1,5 рубля за минуту дневной парковки, 0,5 рубля за минуту ночной парковки.

carpool7

Правда, предварительно вам всё равно потребуется заехать в Anytime с паспортом и водительским удостоверением – для подписания договора.

Вашу кандидатуру рассмотрит служба безопасности, и через какое-то время (от одного дня до недели) вам откроют доступ к сервису.

Директор по развитию бизнеса Anytime Антон Гусев рассказывал «Коммерсанту», что у них сейчас 13 тыс. пользователей и парк из 100 автомобилей, но до конца года ожидается увеличение парка до 1 тысячи. Зачем город решил «вторгнуться» на этот рынок, он объяснить затруднился.

Одной из главных проблем сервиса он назвал отсутствие бесплатной парковки: «В центре Москвы стоянка либо запрещена, либо платная, в итоге оставить машину, доехав до пункта назначения, негде». Любой, кто перемещается по нынешней Москве на машине, согласится с этим утверждением. Поэтому когда Максим Ликсутов говорит, что специальных автостоянок, предназначенных для машин краткосрочной аренды, создаваться не будет, а расположатся они на всех официально разрешенных в городе парковках, это можно понимать только как то, что «каршеринговые» авто просто освободят от платы за парковки.

Требований к тем, кто займётся каршерингом, правительство Москвы выставило немного: машины под аренду должны быть не старше года и каждая застрахована не менее чем на 1,5 миллиона рублей. Длина до 4,5 м, ширина до 1,7 метра, экологический класс не ниже «Евро-4». Малолитражки и электромобили особо приветствуются.

Город без машин?

Решат ли несколько сотен каршеринговых машин транспортную ситуацию в Москве? Скорее всего, нет. Видимо, правильнее говорить лишь об отражении общемировой тенденции, согласно которой молодёжь всё реже садится за руль машины. В США за 10 лет на 23% сократилось количество поездок, когда за рулём были молодые люди. Возрастная группа, которая больше всего покупала машины в США, сместилась с категории 35-44 в категорию 55-64. Город, который хочет быть молодым, современным и с «драйвом», просто обязан учитывать эту тенденцию и корректировать свои транспортные планы соответствующим образом.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]