facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Реализация

11 октября 2017 | Йорг БРЮНИНГ
ХОРОШАЯ ЗЕЛЁНАЯ КРЫША – ТА, ГДЕ СЧАСТЛИВЫ РАСТЕНИЯ, А НЕ СТРОИТЕЛИ

Йорг Брюнинг (Jörg Breuning) – основатель и владелец консультационной, инженерной и дизайнерской фирмы Green Roof Services. Впервые он связался с темой зелёных крыш в 1980 году в качестве сотрудника немецкой ландшафтной компании в Штутгарте. Продолжая практиковаться, Йорг учился в Университете Хохенхайма в Штутгарте, защитив диплом в области садоводства.

В 1985 году он основал собственную ландшафтную компанию, и с тех пор им выполнено множество проектов зелёных крыш. Он консультирует множество клиентов, неустанно делится с ними своим опытом, одновременно предостерегая от ошибок и недобросовестных исполнителей, спешащих заработать на модной теме.

Статья ниже написана Йоргом на основании множества примеров из разряда «как не следует делать зелёные крыши» и в таком качестве может быть интересна российским заказчикам и строителям.

С виду дренаж как дренаж, но стоит заглянуть под крышку…

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА БЫЛА посвящена в современную технологию зелёной кровли намного позже, чем Европа, и оттого немногие здесь понимают базовые принципы и то, как развивалась эта удивительная практика озеленения и садоводства. Не понимая основ, рынок зелёной кровли Северной Америки похож на ребёнка, который учится методом проб и ошибок – за которые расплачиваются владельцы зданий. Одна из проблем заключается в том, что каждые несколько месяцев возникают «новые», «революционные» и «уникальные» системы зелёных крыш. Изготовленные с применением всех материалов, которые только существуют, многие не выдерживают проверку биологической активностью растений или суровыми условиями существования, выходя из строя задолго до того, как приходит время волноваться об остальных конструкциях.

Сложно сказать, чем руководствовались создатели этой системы дренажа, водружая один слой на другой с использованием каменных плит

Даже если что-то было испытано и одобрено NASA или пожарными, оно не является автоматически пригодным для роста растений и хорошо для окружающей среды. Технические специалисты, стоящие за такими открытиями, могут обладать любыми научными степенями. Но едва ли многие из них использовали собственные разработки в больших масштабах. Кроме того, они никогда не оценивали свои изобретения с точки зрения продолжительного времени (более 5 или даже 10 лет), прежде чем выбросить их на рынок. Я много раз наблюдал, как люди входили в эту отрасль с наполеоновскими планами и обещаниями, но через некоторое время остывали и перекочёвывали в другую индустрию – чтобы через непродолжительное время сменить и это направление.

Почему-то многим кажется, что для крыш эрозия не актуальна. Чтобы брюки не сваливались, не нужны пояс, подтяжки, скотч, суперклей или гвозди. Нужны брюки верного размера

Когда обнаруживается, что зелёная крыша приносит одни проблемы, владельцы зданий зовут практиков, которым поручается исправить блестящие задумки изобретателей. Попытки вызвать авторов оказываются обычно напрасными. Творцы, стоящие за необычным дизайном зелёной крыши, после завершения работ не чувствуют себя более ответственными за результат.

Как ни пытайся, но из прямоугольных ящиков невозможно выложить ломаную линию

Ещё одна проблема заключается в том, что большинство инженеров-проектировщиков (даже из университетов) находятся в платёжных ведомостях крупных строительных корпораций, которые оказывают давление ради внедрения решений, максимизирующих их прибыль. Эти решения, как правило, противоречат потребностям растений, потому что растения не заботятся о деньгах и фондовом рынке.

Растения – вот главное действующее лицо зелёных крыш. Плохо растениям – значит, плоха и крыша, и плохо домовладельцу

По моим оценкам, 50-60 процентов всех зелёных крыш в Северной Америке неэффективны, требуют капитального ремонт или того хуже – не могут быть отремонтированы и нуждаются в полной замене. Для Германии я бы оценил эту долю примерно в 5 процентов. В то же время в ЕС большая зелёная крыша обходится примерно в 50 долларов за квадратный метр, а в США – ближе к 200 долларам.

Пластиковые маты разваливаются ещё до того, как будут установлены

Я составил краткий список основных проблем североамериканской индустрии зелёных крыш – помимо сомнительных инженерных решений, о которых я уже упомянул.

  1. Нет чёткого, полного практического обучения минимум два года, прежде чем выдавать диплом профессионала в этой области.
  2. За последние 10 лет не было ни одного действительно инновационного, масштабного исследования в области зелёных крыш. Опыты ставятся на площадках размером с почтовую марку. Исследования зелёных крыш в Европе проводятся на объектах площадью в 10-50 раз больше, чем в США.
  3. Контракты на зелёные крыши обычно идут только в паре с кровельными контрактами: это всё равно как если бы вам продавали посудомойку только в комплекте с холодильником.
  4. Низкое качество кровли и используемых материалов, перепутанные или перевёрнутые мембранные фрагменты кровли.
  5. Безосновательное применение материалов, которые никогда не создавались для зелёных крыш. Например, нет ни одной американской дренажной плиты, которая соответствовала бы моим критериям и потребностям для растений.
  6. Навязанные гарантийные обязательства. Если вы всё же выберете собственную посудомойку, вас лишат гарантии на холодильник.
  7. Жадность, стремление быстро разбогатеть и быстро прославиться.
  8. Нет понимая разницы в профессиях: если вы хороший огородник, это не делает вас автоматически экспертом по зелёным крышам.
  9. Огромный дефицит опытных и надёжных монтажников зелёных крыш и обслуживающего персонала.
  10. Нет обмена знаниями между практиками-ландшафтниками и подрядчиками, кровельным компаниям или инженерам.

 

Когда клиент начинает беспокоиться, часто бывает уже слишком поздно, и вся конструкция отправляется на свалку

Вышеперечисленные проблемы способны нанести и наносят реальный ущерб репутации зелёных крыш в долгосрочной перспективе. Владельцы зданий не хотят лишних проблем, и каждый проект, в котором такие проблемы всё же возникают, является дурной рекламой, расходящейся среди других застройщиков и меняющей их отношение к предмету в плохую сторону.

Слишком большие и слишком высокие прорези ничего не дают несчастному седуму в кассетах

В конечном счёте, все прекрасные красочные брошюры в мире и хвалебные отзывы экологических организаций не помогут изменить мнение одного недовольного владельца здания с зелёной крышей, не оправдавшей его ожиданий.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]