facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Транспорт

19 июня 2015 | Александр ИВАНОВ
BREEAM GOOD ДЛЯ ПОДМОСКОВНОЙ

depo (10)

НЕ КАЖДЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ ОБЪЕКТ – обязательно коммерческий. Не всегда задача сертификации – повысить стоимость или капитализацию проекта. Экологические качества в проекте, подтвержденные международным сертификатом, могут и быть выражением глобальной экологической политики компании. Слаженная работа команды заказчика и проектировщиков привели к закономерному результату – высокой оценке объекта по BREEAM. Речь идет об одном из новейших производственных комплексов РЖД – мотор-вагонном депо на станции Подмосковная.

Одной из основных целей Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года, опубликованной 21 мая 2014 года, является внедрение принципов «зелёных стандартов» на объектах ОАО РЖД. Эти забранные в кавычки слова так и могли бы остаться лишь манифестом, если бы в апреле 2015 года на станции Подмосковная Московской железной дороги не появилось самое современное в России мотор-вагонное депо, построенное именно в соответствие с этими стандартами и получившее оценку BREEAM Good. Мы расскажем о подробностях сертификации и об особенностях объекта, которые позволили депо пройти сертификацию.

depo (11)

Станция Подмосковная на рижском направлении Московской железной дороги появилась еще в 1901 году, когда здесь было построено паровозное депо. Станция расположена в черте Москвы в районе Сокол. В основном исторические здания сохранились до сих пор – это и здание деревянного вокзала по улице Космонавта Волкова, и здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, и водонапорная башня. Во время войны станция почти не пострадала, и сегодня ее постройки образуют уникальный единый архитектурный ансамбль. И паровозное депо, и другие здания станции действуют до сих пор и даже обслуживают те самые ретро-паровозы.

depo (8)

Цель и этапы сертификации

В 2009 году ОАО РЖД подписало контракт с германской компанией Siemens на поставку в Россию скоростных электропоездов Desiro. Локализованная версия этого немецкого поезда, которую в рамках контракта с производителем сейчас собирают на заводе в Верхней Пышме, известна под коммерческим названием «Ласточка».

Это современный поезд, которым в перспективе будут оснащаться скоростные дороги в ряде регионов России. Соответственно, для обслуживания этих технически сложных поездов требуются новые условия, которые и потребовали создание нового комплекса. Проектирование нового депо началось в том же 2009 году компаниями — ОАО «НИИАС», ОАО «Гипротяжмаш» и «Проектным бюро 1520».

depo (2)

Однако причиной, побудившей заказчика и проектировщиков заняться сертификацией на этом объекте, стала не только техническая сложность обслуживаемых там иностранных поездов. На этом проекте специалистами РЖД и подрядных проектных организаций зеленая сертификация была опробована для выработки новой управленческой модели. В дальнейшем этот проектный подход позволит уверенно проектировать и строить на железных дорогах объекты в соответствии с высокими международными стандартами качества и выполняющие требования зелёных стандартов.

Строительство депо рассчитано на несколько этапов, и к 2015 году сертификацию по BREEAM прошел первый этап – цех технического обслуживания площадью 16639 кв.м. Сертификация проводилась по схеме для коммерческих зданий – BREEAM Europe Commercial Industrial (2009). Эта схема позволяет оценивать складские здания и помещения для легкого производства, а также ремонтные мастерские. Депо прошло сертификацию на этапе «Проект» и получило рейтинг Good c процентом набранных баллов 47,87%. В июне 2015 здание пройдет сертификацию на этапе завершенного строительства, планируемый уровень финального сертификата так же Good.

 

depo (9)

Особенности сертификации

Специалист по сертификации – консультант по экологическим инновациям ведущей консалтинговой компании John Lang LaSalle Ксения Агапова отметила, что в здании депо изначально были заложены достаточно энергоэффективные решения, поэтому в проект не пришлось вносить много изменений. Предварительная оценка проекта началась на этапе стадии П, поэтому архитектурные решения и конструктив также не менялись.

Все изменения коснулись, в основном, инженерных систем и их доукомлектации (например, соленоидными клапанами и датчиками движения), а также генерального плана (выделение мест для велопарковок, благоустройство и мест для раздельного накопления отходов). Кроме того, потребовались дополнительные изыскания – например, исследование на предмет возможного риска наводнений от техногенных и природных источников. Много усилий ушло и на оптимизацию проекта освещения – это и эффективное распределение осветительных приборов, и использование комбинированного освещения, и светодиодные технологии и автоматизация управления.

Но поскольку BREEAM оценивает и сертифицирует только само здание, а депо — это все же еще и производственно-технологический комплекс, пришлось разграничить технологические процессы и процессы обеспечения жизнедеятельности самого здания.

depo (1)

Главные сложности

Проектировщикам работать над зданием под сертификацию BREEAM пришлось впервые — в John Lang LaSalle отметили, что ключевой сложностью было обучение проектировщиков новым стандартам проектирования, а так же новому стилю мышления. Тем не менее, достигнутые показатели оказались довольно высокими.

Так, в области управления строительства, энергоэффективности, качества внутренней среды реализовано более 50% критериев, более 80% всех критериев было реализовано в категориях «управление отходами» и «транспортная доступность». Например, отходы от сноса были переработаны и использованы подрядчиком прямо на строительной площадке, был организован раздельного сбор отходов.

Хорошая доступность для альтернативных видов транспорта была обеспечена не только благодаря доступности общественного транспорта, но и установке велопарковок и снижению числа парковочных мест для машин на проекте. Были предприняты меры для снижения водопотребления – высадка местных видов растений для снижения потребности в поливе, установка соленоидных клапанов для снижения вероятности протечек и установка водосберегающей арматуры.

depo (4)

В ходе сертификации проводилось энергетическое моделирование, которое позволило спрогнозировать ожидаемое энергопотребление для данного объекта. Энергопотребление корпуса ТО составило 142 кВт-ч  на кв. м., что на 25% меньше, чем энергопотребление аналогичного здания, запроектированного в соответствии со стандартными значениями ASHRAE 90.1-2007.

Сокращение водопотребления по методологии BREEAM – порядка 30%, более 40% материалов для подсыпки – вторичное сырье. Сертификация депо по BREEAM началась в сентябре 2012 года, сертификат на этапе проекта был получен в августе 2013 года.

Конструктивные элементы

Расскажем подробнее о тех мерах, которые были предприняты в этом проекте для достижения показателей BREEAM Good. Благодаря блокированию основных объектов депо была сокращена общая площадь наружных стен на 4300 кв.м., что обеспечило экономию строительных конструкций и энергопотребления.

Ограждающие конструкции здания имеют улучшенное сопротивление теплопередаче по сравнению с нормируемым. Утепление кровли выполнено минераловатными плитами «Техноруф», стен – экструзионным пенополистиролом и минераловатными плитами. Окна представляют из себя двухкамерный стеклопакет с заполнением камер аргоном, выполнены из алюминиевого термоизолированного профиля ALUTECH с термовставками. Приведенное сопротивление теплопередачи R=1,0 м2°С/Вт, что в 3,3 раза эффективнее стандартного.

depo (13)

Акцент – на естественное освещение

Особо стоит отметить организацию освещения здания, так как этому вопросу при проектировании было уделено много внимания. Во-первых, здание спроектировано так, чтобы максимально использовать дневное естественное освещение. Сама ориентация комплекса позволяет избежать слепящего солнца и бликов, а планировка помещений и расположений рабочих мест офисной части выбрано таким образом, чтобы способствовать комфортному использованию дневного света и чтобы каждый сотрудник, работающий в здании, имел вид из окна.

Давно установлено, что возможность посмотреть в окно и таким образом перефокусировать взгляд создает благоприятную среду, позволяющую ощутить сопричастность с остальным миром, а так же помогает избежать глазных болезней.

 

Внутри пространство организовано с помощью прозрачных перегородок. На окнах устроены автоматически регулируемые жалюзи, управление которыми осуществляется активаторами, связанными между собой по протоколу KNX. В автоматическом режиме в зависимости от положения солнца, активатор управляет приводом, устанавливая требуемое положение жалюзи для нужной степени затенения.

Светодиоды и автоматизация

Что же качается собственно осветительных приборов, то, во-первых, в цеху технического обслуживания применены люминесцентные лампы с повышенными коэффициентами светоотдачи; во-вторых, все люминесцентные лампы оснащены электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА увеличивает энергоэффективность ламп).

depo (5)

В офисной части освещение коридоров реализовано на светодиодных светильниках, а в помещениях – на люминесцентных светильниках с балластом для гибкого управления освещением, включения и диммирования. Сигналы на управление балластом поступают от специальных шлюзов DALI, связанных между собой по протоколу KNX.

depo (7)

Интересно организована и автоматизация управления освещением. В каждом помещении офисного блока над каждой группой рабочих мест установлены датчик присутствия и датчик освещенности. В случае, если сотрудник покинет рабочее место, не выключив свет вручную, выключение света произойдет по сигналу от датчика присутствия. Так же освещение будет диммировано, если освещенность рабочего места извне превысит определенные пределы.
В помещениях коридоров освещение включается по сигналу датчика движения. Датчик фиксирует перемещение людей и дает сигнал на включение шлюзу. Для того чтобы при отсутствии движения человек не остался в тёмном коридоре, осуществляется медленное угасание освещения. В местах, где наиболее вероятно нахождение человека в статическом положении, установлены датчики присутствия. В санузлах установлены соленоидные клапаны, которые перекрывают воду при выключенном освещении. Перекрывание воды происходит после выключения света, спустя время, достаточное для заполнения водой сливного бачка.

Общая экономия электроэнергии, по сравнению с аналогом, на внутреннем электроосвещении составила 76 тыс. кВт/ч.

Отопление и кондиционирование

Отопление в цеху организовано с помощью высокоэффективных водяных инфракрасных излучателей, а также воздушного отопления с рециркуляцией. Кондиционирование используется только в административно-бытовых помещениях. Предусмотрены системы управления автоматизации центрального теплового пункта, пользовательское управление отоплением и кондиционированием.

Для обеспечения локального контроля за температурным режимом в помещениях здания предусмотрены термостатические клапаны на всех радиаторах. Кроме того, снижение энергопотребления достигается за счет измерения и управления энергопотребления по различным видам использования, таким как отопление, горячее водоснабжение, вентиляция, кондиционирование.

depo (6)

Водосбережение

Интересные решения применены по водосбережению. Помимо системы учета расходы воды, на смесителях для умывальников установлены аэраторы с пропускной способностью 2-3 л/мин, применены шланги для душа с ограничителем потока воды с пропускной способностью 7-8 л/мин; для унитазов предусмотрены кнопки с двойным сливом 3-6 л/мин.

Дождевая вода с кровли, дорог и производственных площадок отводится на локальные очистные сооружения, где очищаются и используются впоследствии на моечном комплексе для мытья составов, а так же для полива газонов и дорог. Максимальная экономия хозяйственно-питьевого водопотребления в депо составит 40 м3/сут или 14,6 тыс. м3/год.

depo (12)

Таким образом, соединяя новейшие инженерные и строительные достижения, новое депо на станции Подмосковная станет, по ожиданиям железнодорожников, самым лучшим в России. К слову, аналогичных по оснащению и назначению моторвагонных депо в России всего два – Металлострой в Ленинградской области и в Сочи, но они не имеют международных экологических сертификатов. Создаваемый в Москве единственный в своем роде комплекс претендует на то, чтобы стать лидером в своей отрасли и образцом экоустойчивого строительства для всей России.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]