facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Идеология

2 октября 2019 | Светлана Дувинг
ЭКО-ДОМ КАК НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

За годы работы в сфере эко-строительства, я пришла к неутешительному выводу о том, что России вообще мало кто себе представляет, что это такое. У нас, как известно, все началось в 2009 году с выходом указа Д.Медведева по энергоэффективности, а через пару лет — и соответствующего закона. После этого зелёное строительство стало ассоциироваться исключительно с хорошей теплоизоляцией, энергоэффективными окнами и солнечными панелями. Хотя в нашей стране с дешевым газом и высоким уровнем газификации, для большей части россиян этот аспект эко-строительства как раз самый неочевидный.

Однако за движением sustainable building стоят гораздо более глубокие изменения в обществе и массовом сознании, которые в России начали проявляться совсем недавно. Состоят они в том, что несмотря на экономический кризис, все более широкие слои населения достигают такого уровня жизни, когда тотальное потребление теряет свою привлекательность, уступая место настоящим здоровым ценностям. И в их числе – ежедневное гармоничное взаимодействие с природой является одним из ключевых. Проявляется же это и в стремлении к интеграции окружающей среды в свое жизненное пространство на совсем новом и непривычном, с точки зрения рядового обывателя, уровне.

Наглядным примером того, о чем я сейчас пишу, стала наша встреча с коренным тарусянином, художником-дизайнером Михаилом Самолетовым, из известной, и не только в Тарусе, творческой семьи. Поводом для общения стал дом, который Михаил уже несколько лет самостоятельно строит для себя под Тарусой, и в который он целенаправленно стремится включить как можно больше экоустойчивых элементов.

Во-первых, и это весьма характерно, место для собственного дома художник подыскал за городом, т.к., поделился он своими ощущениями по дороге на место, традиционное городское пространство, во многих местах перегороженное глухими заборами, с сомнительной дачной архитектурой – это не совсем то, о чем он всегда мечтал.

В результате на окраине одной из тарусских деревень Похвиснево (это в 9 км от Тарусы) была найдена живописная поляна на тот момент практически без каких-либо признаков цивилизации. Вот она, реализация тоски человечества по потерянному раю в виде матушки-природы, от которой мы сами себя отгородили, но без которой невозможно достичь гармонии ни с самим собой, ни с тем, что тебя окружает.

В тот момент уже сказывался кризис на рынке недвижимости, заказчиков-ценителей истинного дизайна (с которыми работали Самолетовы) становилось все меньше, но при этом желание построить собственный дом мечты наоборот укреплялось. Таким образом, сама жизнь подвела Михаила к одному из основополагающих принципов эко-строительства – максимальной экономии любых используемых ресурсов. Имея строительное образование, реальной стройкой он до этого не занимался, но несмотря на это все-таки решился приступить к возведению дома своими силами.

— По технологии – это почти классический каркасник площадью около 350 кв.м с утеплением из супер-экологичного материала — из соломы, — рассказывал художник, когда мы подъехали к дому. Навстречу нам выскочили, радостно виляя хвостами две собаки, которые, обхюхав нас, продолжили с визгом носиться друг за другом и валяться в белоснежном пушистом снегу (встреча происходила в феврале). Свобода, свобода — так и слышалось в их звонком лае.

— Изначально я не планировал такой большой дом, — продолжал тем временем Михаил, — просто он сам как-то рос и рос во время строительства, хотя как я теперь понимаю, оптимальный размер дома на одну семью должен быть не больше двухсот квадратов. Но в моем случае я был готов к экспериментам, и в этом году результат уже на лицо – наша первая полноценная зимовка в доме. С момента начала строительства прошло 4 года.

Особенностью выбранного участка был сильный перепад высот. Художник использовал ленточный фундамент с заглублением 40 см. Толщина теплоизоляции – на стенах 60 см, на крыше 50 см. Каркас заполнялся соломенными блоками со смещением относительно друг друга, как кирпичами. Каждый блок пробивался деревянными колами насквозь в двух местах для связывания всей конструкции.

Древесину для каркаса покупали на местной лесопилке, однако приходилось лично контролировать процесс распилки и сушки материала, так как была опасность, что некоторые этапы будут проведены неправильно и дерево может подгнить. Соломенные блоки доставали 2 разными партиями. Одна – у фермеров в соседнем Ясногорском районе, однако, оказалось, что у них проблема с качеством сборки: тюки были недостаточно плотно стянуты. Эта солома пошла на крышу. Тюки на стены в итоге пришлось везти из Курской области.

— Курская солома такая красивая, — делится впечатлениями Михаил, — прямо золотая, с ней было очень приятно работать.

Особые сложности возникли с напылением глиняной штукатурки, которой было решено отделать стены и изнутри, и снаружи. Сама глина нашлась прямо на участке, хотя и оказалась далеко не идеального качества, с примесями. Этот основополагающий принцип эко-строительства – использование местных строительных материалов — Михаил принципиально старался применить по максимуму в своей стройке.

При нанесении первого слоя глины выяснилось, что он просто проваливается в солому, а сама солома начинает топорщиться и встает шипами. И только со второго слоя штукатурка начинает прилипать нормально. Но чтобы этого добиться, пришлось приобретать специальный и довольно дорогой итальянский аппарат для распыления глины.

Вообще эта работа, по признанию художника, стала одним из самых непростых моментов – 3-4 недели тяжелого ручного труда целой команды. Никакой химической обработки соломы Михаил не производил. Соответственно, глина и солома без всяких пропиток – основа настоящего эко-дома, который дышит, уверен художник.

Еще один важный аспект своего эко-дома, как его понимает хозяин – это все-таки энергоэффективность конструкции, и конкретно в его ситуации это полностью оправдано. Он вырос в Тарусе, где еще помнят времена отсутствия газа и использования печного отопления, которое все-таки не давало достаточного тепла, поэтому он давно мечтал о по-настоящему теплом доме. Многие в то время в целях экономии даже отапливали только первые этажи своих двухэтажных домов. А с ростом популярности строительства вдали от массовой урбанизации, и соответственно, газовых сетей, энергосбережение и впрямь становится полностью экономически эффективным.

Из всех окон в доме открывающихся всего три, из соображений экономии тепла (остальные глухие), все с энергоэффективнымпи стеклопакетами. Окон много, и хозяину нравится, когда в дом максимально освещается естественным светом. Кстати, большой объем естественного освещения – также важная зелёная технология, т.к. именно естественный свет наиболее комфортен для зрения и позитивно влияет на здоровье.

Расположение окон относительно солнца заранее проверяли на макете. В доме 4 входных двери и балконы, которые опоясывают дом по всему периметру и на первом, и на втором этаже, плавно перетекая друг в друга, чтобы можно было заходить в дом с разных сторон и этажей. Свободное перемещение по всему зданию как с внешней, так и с внутренней стороны, с уровня на уровень – значимый элемент комфорта своего жизненного простраства, как его понимает художник.

Сделать теплую и водонепроницаемую кровлю только из глины и соломы у Михаила не получилось, крыша изолирована гидроизолом, но, по его признанию, ей еще предстоит реконструкция. И к моменту окончания статьи эта реконструкция состоялась – летом 2019 года всего за месяц художник со своим отцом самостоятельно покрыл крышу металлом, используя технологию фальцовки. Самая нижняя часть экодома — большой цокольный этаж. Он образован железобетонной лентой фундамента, по которой на клей выложен пеноблок D500. Эта конструкция утеплена пенопластом, закрепленном на пластиковых анкерах.

В цоколе предполагается мастерская, кинозал, диванчики. Здесь же технический блок со всеми коммуникациями. Здесь же неожиданно находим огромный кусок дубового ствола,
который должен был служить опорой под опалубку, но так и не пригодился. Теперь это уникальный предмет интерьера, который очевидно будет формировать неповторимый образ творческого жилища.

Канализация в доме реализована в виде двухкамерного септика. «Я понимаю всю тему с экологичностью, но надо ее всегда сопоставлять со своими возможностями, например, пытаться не лить воду просто так, и это уже будет хорошо».

Вопрос про деньги для человека творческого всегда самый сложный. В итоге Михаил затрудняется назвать итоговую стоимость дома – строит он его сам, и свои трудозатраты не считает. Но в конце концов уточняет, что вряд ли потратил на все про все более 4 млн. рублей, и что это стало возможным исключительно в ситуации, когда строишь «для себя». Возведение подобного дома на подряде обойдется минимум в 2-2,5 раза дороже, уверен художник.

В результате мечта Михаила полностью осуществилась – и после нескольких лет непростого и упорного, но, что важно — вдохновляющего труда, дом получился округлым, ни на кого не похожим, настоящий дом художников. Он как бы врос в окружающее пространство. Вокруг живописнейшая поляна, по которой они с женой любят гулять. Из любого окна – потрясающая панорама (очередной значимый эко-принцип). Внутри пока сохраняется свободная планировка, хотя уже просматриваются зоны кухни-гостиной с одного торца здания, ванной и туалета – с другой.

Между ними пока много свободного пространства, которое будет приобретать форму постепенно, но которое уже сейчас идеально подходит для теплых дружеских вечеринок с близкими и друзьями, которых у семьи Самолетовых много. Поэтому хозяева пока не торопятся жестко разделить дом на отдельные комнаты. Дом будет развиваться постепенно вместе с осознанием хозяевами своих ощущений по преобразованию внутреннего простраства. Жена Михаила занимается цветом, в это Михаил не вмешивается, и места для творчества здесь хоть отбавляй.

Создаваемое таким образом уникальное пространство для жизни , которое максимально интегрировано в природную среду со всех сторон, начинает позитивно влиять на своих хозяев не только на стадии готовности, но и в самом процессе его создания. Ведь именно природа активно способствует погружению сознания в состояние творчества (об этом представители творческих профессий прекрасно знают), и пребывание в этом состоянии длительное время постоянно подпитывает жизнь вдохновением и новыми слыслами. Это новая философия взаимодействия человека и окружающего его жизненного пространства.

Однако построив дом для себя, Самолетовы не намерены останавливаться на достигнутом, потому что человеку для счастья нужна не только природа, но и другие люди. Следующий шаг – привлечение и развитие на прилегающих территориях сообщества друзей и единомышленников, которым Михаил готов помогать со строительством их собственных эко-домов, используя реальный опыт, полученный на своей первой стройке. Первые соседи у них уже появились. И без сомнения, это только начало.

Метки
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]