facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Экотектоника

11 апреля 2016 |
ЭКО_ТЕКТОНИКА ДОКАЗЫВАЕТ – НАСТОЯЩИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ПРОЕКТЫ В РОССИИ ЕСТЬ!

рис_00_школа_экоустойчивая_экотектоника

ЭКОУСТОЙЧИВАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Проектируемый объект – экоустойчивая средняя общеобразовательная школа с уклоном на естествознание. Комплекс спроектирован с целью создания оптимального места для обучения детей 1-11 классов, от 6 лет, рассчитанная на 800 учащихся. Экошкола — это пример устойчивой архитектуры, в которой важно использование возобновляемых ресурсов и альтернативных источников энергии. Философия эко-школы подразумевает развитие у детей внимательного отношения к природе. Кроме того, особое внимание уделяется трем принципам: избегание токсичных отходов, бережное использование природной энергии, создание зеленого пространства. Все они были учтены при разработке структуры проекта.

Проект подавался на соискание национальной премии в области экологической архитектуры и строительства «ЭКО_ТЕКТОНИКА» в 2015 году, и представляет собой замечательный пример переосмысления молодыми специалистами принципов организации обучающих пространств в соответствии с современными реалиями, а также интеграция последних достижений зелёной архитектуры.

Автор проекта – студентка 3 курса студентка КГАСУ (факультет — «Архитектурное проектирование») Гузель Шакирова.Работая над концепцией школы, я решила сравнить растительный мир и человеческий социум в котором дети подобно росткам, нуждаются в комфортной среде для роста и развития.

Основная идея данного проекта — дать возможность воспитать новое, здоровое поколение детей, способных на создание более прогрессивного будущего, научить детей жить в гармонии с окружающим миром, беречь природные ресурсы. Школа задумывалась как система, во многом самообеспечивающая себя энергией, адаптированная к климату Татарстана.
Большое внимание будет уделяться урокам биологии. Дети смогут выращивать овощи и фрукты в специальных оранжереях. Таким образом школа будет обеспечена экологически чистыми продуктами. Для удобрения будет использоваться органический мусор, а неорганический отправится на специальные перерабатывающие заводы.

Мне очень близки идеи педагога Лориса Малагуцци, который считал, что окружающая среда — это «третий воспитатель» для ребенка, после родителей и собственно воспитателей детского сада. Он очень большое внимание уделял тому, что видит и чувствует ребенок в раннем детстве, считая его не только соавтором обучающего процесса, но и инициатором большинства проектов.

Место

рис 1

 

Школа будет находиться на территории города Казань в Московском районе. Комплекс расположится на пересечении улиц Петрова и ул. Пилотская. Территория не облагорожена, по периметру застроена жилыми домами , на данный момент строится многоуровневый паркинг, проходит сквер с озерцом, имеются транспортные развязки с остановочными пунктами. Планируется дополнительное озеленение участка.

Проблема

В последнее время появилась проблема, для решении которой, по-видимому, не будут жалеть ни времени, ни денег. Экологическая проблема, пробравшаяся во все сферы жизни человека, в архитектурном строительстве нашла неожиданное решение. Появился новый стиль современной архитектуры, а вместе с ним и новый термин – зеленая архитектура. Зеленая архитектура стремится минимизировать негативное влияние строительства на природу, путем более эффективного использования материалов, энергии и рабочего пространства.

Инструментарий

Когда я получила задание спроектировать школу, то проштудировала кучу литературы на эту тему и узнала, что дети лучше усваивают материал и меньше устают в том месте, где комфортная температура, хорошая циркуляция воздуха, правильное распределенное освещение.

«Качество проектирования влияет на качество жизни»

Думая, как должна выглядеть эта школа, я придумала историю про Алису и Белого Кролика и проиллюстрировала ее. Я приходила с этими картинками к детям, мы садились в кружок, и я рассказывала им сказку про их будущую школу. На примере Алисы и Кролика я им показывала, как теплый воздух поднимается от земли, как работает естественная вентиляция и как экономится энергия. Так представление о разумно спроектированных инженерных системах, которое мы изучаем в университетах, в этих детях оказывается заложено с первого класса — уверена, они будут более готовы, чем мы, строить мир, дружелюбный к природе.

Также мне в проектировании школы помогли паттерны и аналоги.
ПАТТЕРНЫ (рис.16)

рис 16
Название паттерна Описание Иллюстрация Маленькие
парковочные площадки Паркинги для малых средств передвижения — поспособствуют развитию активного передвижения людей и меньшему загрязнению окружающей среды. Предусмотреть мини паркинги как для велосипедов, так и для скутеров, скейтбордов и самокатов.

Рис.16.1 Уточнить пути

Детям понравятся яркие цвета и образы на уровне их глаз, которые могут помочь им сориентироваться и служат в качестве ориентиров.  Учитывать потребности пользователей с разной подвижностью уровней. Вывески должны быть легко читаемыми.

Рис.16.2 Места для сидения

Места для отдыха во внешнем и внутреннем пространстве необходимы для разгрузки человека от физической активности, для занятия и для общения узких компаний.

Рис.16.3 Вид на улицу

Обильным дневным светом и видом на свежем воздухе способствует хорошему состоянию здоровья.

Рис.16.4  Просторный вестибюль

Просторное помещение, освещенное солнечным светом

Рис.16.5 Контроль за детьми

Стеклянные стены позволяют родителям контролировать своих детей, не находясь в одном физическом пространстве.

Рис.16.6 Визуальный доступ

Визуальный доступ во все здания повышает автономию

Рис.16.7 Обустроенный внутренний двор

Комфортабельный внутренний двор для отдыха в свободное от учебы время.

Рис.16.8  — АНАЛОГИ

Перед тем как начать проектировать школьный комплекс я наткнулась на проект детского сада японского архитектора Такахару Тезука в котором, скорее всего, хотел бы оказаться каждый ребенок. Это не детский сад, а целая большая детская деревня.

Здание имеет овальную форму и спроектировано таким образом, что три 25-метровых дерева остались на своём месте и стали частью архитектурного проекта, что тронуло меня и заставило задуматься о бережном отношении к природе и внесла в свой проект деревья, которые стали неотъемлемой частью моего комплекса.

Разрабатывая проект детского сада, архитекторы и воспитатели детского сада посоветовались с самими детьми. Плоская крыша здания служит игровой площадкой, на которой можно бегать, веселиться и забираться на те самые деревья. Детский сад известен своим свободным подходом к детскому развитию и использованием педагогических практик Монтессори, и архитектурный проект Тезуки полностью соответствует этим идеям.

Рядом с детским садом располагается мини-ферма, где дети сами выращивают органические овощи, а также ухаживают за кроликами и козами.

Решение

Большую часть своего времени дети проводят в школе. Школа – это неотъемлемая часть в их жизни.

Передо мной стояла цель создать школьный комплекс:
* функциональный;
* эстетически привлекательный;
* экологичный;
* современный;
* безопасный.
При этом мне было необходимо решить ряд задач:
* Генеральный план — разработать гармоничное удобное для учеников и жителей планировочное решение всего комплекса;
* Здание — эстетичное здание, отвечающее современным требованиям функции, экологии, безопасности;
* Интерьер — комфортный и безопасный, с системой ориентирования.

Генеральный план (рис. 2)

рис 2

* Входная группа находится на южной стороне;
* До школы можно добраться пешей прогулкой, личным или общественным автотранспортом, а также на велосипеде, при этом все условия безопасности такие, как пешеходные переходы, тротуары, велодороги соблюдены, также на пришкольной территории удобные парковочные места;
* Паркинги для малых средств передвижения поспособствуют развитию активного передвижения людей и меньшему загрязнению окружающей среды;
* Большим плюсом является наличие школьных автобусов;
* Близкое расположение остановочных станций общественного автотранспорта;
* Школа окружена пышной зеленой растительностью, фруктовыми садами;
* Не просто вариант «озеленения ради озеленения». Это еще и натуральная система кондиционирования воздуха, которая генерирует освежающий микроклимат. Она наглядно показывает эффективность практик и стратегий, придуманных самой природой;
* Территория включает в себя открытую спортивную площадку с беговой дорожкой по периметру;
* На территории будет располагаться небольшой пруд с мостиками , который зимой будет функционировать как каток.

Здание (рис. 3)

рис 3

 

ТЭП
Общая площадь территории школы, в том числе:22000 м2
Площадь застройки 5500 м2
Учебно-опытная зона 1500 м2
Спортивная зона 8800 м2
Зона отдыха 1150 м2
Хозяйственная зона 500 м2
Защитная, зеленая полоса и зеленые насаждения 5000 м2
Этажность 3
Верхняя отметка 9 м

* Я спроектировала школу площадью 5500 квадратных метров в виде клеточной структуры, а в ней обустроила внутренний школьный двор (как видно из рис. 4);

рис 4

 

* Крыша здания и терраса на каждом этаже покрыты растительностью, благодаря чему школа выглядит как небольшой «зеленый» островок посреди индустриального города. Школьный сад на крыше позволит ученикам даже выращивать овощи для ланча, попутно изучая биологию;
* Согласно проекту, школа будет построена таким образом, чтобы дети могли как можно больше общаться с природой;
* Помимо зеленых насаждений, внутри будут расположены участки для игр, площадки и гимнастические комплексы, где дети во время прогулок и занятий будут защищены от транспорта, городского шума и выхлопных газов;
* Строение повторяет форму клетки тела. Центр школы — выполняет функцию клеточного ядра, которое окружает «цитоплазма» в виде садов и растительного окружения, вокруг стен корпуса. Корпус-«мембрана» — отделяющий клетку от внешней среды, защищает от внешних факторов;
* Основной принцип данного проекта-предоставить несколько переходных слоев изнутри наружу для создания функциональных пространств: крытый и открытый сад. (как видно из рис.14);

рис 14
* Делая школу в Татарстане, я увидела, что городу остро не хватает общественных пространств и решила, что мой комплекс может исполнять эту функцию. Я разделила школу на классы и публичные пространства, разработав сценарии, как последние можно использовать после уроков. Мне кажется, получилось очень в русле идей капитализма — здание максимально работает даже в тот момент, когда его основные «пользователи» делают дома уроки или видят седьмой сон.(как видно из рис. 5);

рис 5

* Школа оснащена солнечными батареями площадью около 200 квадратных метров и общей мощностью около 14 кВт. По оценкам, годовой объем производства электроэнергии от солнечных батарей составит около 16 100 кВт часов. Были установлены три вертикальные ветряные турбины с общей производственной мощностью 3 кВт, для которых годовой объем производства составит около 1050 кВт часов электроэнергии. Такое количество электроэнергии полностью удовлетворит требования здания школы на каждый день.(как видно из рис. 6);

рис 6
* Здание оснащено солнечными коллекторами, общей площадью 27 квадратных метров, для производства горячей воды, образующими около 3300кВт часов энергии в год, что на 100% обеспечит школу горячей водой.(как видно из рис.7);

рис 7
* Школа также оснащена системой воздухообмена с рекуперацией тепла. Эта система , также, позволяет в теплое время года охлаждать классы днем, воздухом, собранным в ночное время суток.(как видно из рис. 8);

рис 8
* Кроме того, здание оборудовано системой для очистки дождевой воды на 5000 литров. Очищенная вода отправляется в туалеты, что снижает на 200 литров в день потребление питьевой воды из общественного водопровода.(как видно из рис.9);

рис  9
* На крыше будет расположена система сбора дождевого захвата. Запасы воды могут использоваться для полива растений, охлаждения самых различных систем здания, что может снизить общее потребление энергии. Эта система будет обеспечивать стабильность температур, а значит и благоприятный микроклимат, в котором и дети, и учителя будут чувствовать себя максимально комфортно.(как видно из рис.10).

рис 10

 

Интерьер (рис.11)

рис 11

* Мобильность перегородок создает универсальные пространства каждого класса в зависимости от ситуации, количества учащихся и изучаемого предмета.(как видно из рис.12);

рис 12
* На первом этаже располагаются: младший блок, актовый зал, спортивный блок (в 3 уровня), бассейн, столовая и внутренний двор. На втором этаже располагаются: учебные средние и старшие классы, тренажерный зал, учительская и медицинский пункт. На третьем этаже — старшие классы, специализированные помещения и библиотека с медиатекой. Вертикальное зонирование школы отражает единство трех элементов: здоровье (спортзал, столовая); творчество (актовый зал); знания (библиотека). Объединяющим элементом всех уровней школы является внутренний двор (как видно из рис.13).

рис 13
* Школа будет представлять из себя полуоткрытую конструкцию. Вместо стандартных закрытых классов будут сделаны зоны, сочетающие в себе крытые помещения с открытыми пространствами, на которых будут расти разнообразные деревья и растения, среди которых будут обитать различные представители фауны. Весь учебный процесс планируется выстроить в виде игры. Например, на уроке ботаники после вводного теоритического курса под щебетание птиц, ученики смогут встать из-за парт, выйти наружу и посмотреть на то, про что им только что рассказывали;
* Сформированное как часть ландшафта, здание органично сливается с окружающей средой и позволяет дневному свету проникать потоком во все аудитории школы . Причем, в каждом помещении в этой школе будут не только боковые окна, но и верхние, окна в крыше, что позволит зданию освещаться практически полностью за счет естественного света. Помещения также хорошо обеспечены естественной вентиляцией, в зимний период сохраняет тепло, а в летний прохладу;
* В постройке на всех этажах будут окна от пола до потолка, чтобы обеспечить максимальное использование естественного освещения. (как видно из рис.15);

рис 15
* Визуальные связи в этом проекте играют очень важную роль: дети разных классов и возрастов могут видеть друг друга. Впрочем, это все-таки школа, здесь нужно учиться, поэтому сами классы я выгородила частично непрозрачными стенами: примерно до высоты 1,3 метра они матовые, то есть когда ученики сидят, они не отвлекаются на то, что происходит в коридоре. Но как только урок заканчивается, они сразу оказываются в курсе всего, что происходит за пределами аудитории.

Заключение

Архитектурное решение школы предполагает экономичность и универсальность строительства. При этом модульность объема позволяет размещать здание на любом типе участка. Внешняя и внутренняя отделка выполнена из дерева- супер экологичного материала- материала будущего. Представленный проект позволяет вырастить целое поколение здоровых, творческих и мыслящих людей с детства развивающихся в среде последних тенденций в области науки и искусства.

Процесс обучения в школе с такими особенностями позволит каждому ребенку на себе оценить преимущества мультикомфортного здания, познакомиться с принципами и методами экономии и высокоэффективного использования природных ресурсов без нанесения вреда окружающей среде.

Мы не знаем, каким оно будет – наше будущее. Но мы точно знаем, что оно зависит от нас с вами. Каким мы его придумаем.

Китайцы говорят: «Если хочешь знать, что будет через десять лет – зайди в школу». И это правильно. Ведь именно те дети, которые сейчас ходят в школу, через 10 лет будут главной действующей силой национальной экономики.

Заложенные в детском возрасте идеи бережного отношения к экологии и природопользованию в будущем воплотятся в новых проектах пассивных зданий и приведут к появлению новых энергосберегающих технологий.

Осталось всего 2 месяца до окончания приема заявок
на соискание премии «Эко_тектоника`2016»!

Или в ногу со временем – становись зелёным архитектором!

Участвуй в главной национальной премии в области экологической архитектуры и строительства «Эко_тектоника»!

Подать заявку можно здесь

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]