facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Зеленая архитектура

15 июня 2015 | Марк АНДРЕЕВ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВУАЛЬ КЕНГО КУМЫ

800kuma06

Токио – это смесь современной и традиционной архитектуры, хотя те, кто живут в этом городе достаточно долгое время, замечают, что железобетон постепенно одерживает верх над стариной и натуральными материалами. Старые здания почти ежедневно сносят и заменяют утилитарными сооружениями.

Здания, спроектированные популярным токийским архитектором Кенго Кумой (Kengo Kuma), – иные. В следующем месяце открывается городской зал в токийском районе Тошима (Toshima). В северном Токио, в районе Икебукуро, на ничем не примечательной ранее городской территории ныне стоит 49-этажное 95-метровое здание – красивое и зелёное, очень контрастирующее с серой окружающей застройкой. В его многоуровневом экстерьере использованы растения и натуральная древесина, которые создают геометрическую неправильность, редкую для большинства современных зданий, построенных с применением естественных материалов.

800kuma02

«Идея оформления здания Городского культурного центра района Тошима была в том, чтобы разделить интерьер и экстерьер при помощи так называемой «экологической вуали», – рассказывает Кума. – «В рамках этой концепции используется четыре типа экранов, каждый из которых имеет свою функцию». Для оформления экстерьера в равной степени использованы солнцезащитные экраны, древесина вторичного, жалюзи и экраны из растений. «Панели работают как листья на деревьях», – поясняет Кума. – «В этом проекте мы адаптировали японскую концепцию «мягкого разделения» для современных условий.

Внутри новое здание выглядит более скромным, чем покрытые стеклом соседствующие небоскрёбы или кирпичные здания. Его многослойное внешнее растительное оформление в значительной степени блокирует значительную на широте Токио инсоляцию, но при этом не погружает помещения в темноту, давая ощущение озеленения, которого порой не хватает в центре города, и чувство личного пространства работающим здесь людям. Тем не менее, это оформление не блокирует виды из окон. «Фасад получает солнечный свет, достаточный для фотосинтеза растений, отсекает струи дождя и порывы ветра, создаёт мягкое освещение и меняет внешний вид здания в зависимости от времени года», – рассказывает о своём детище архитектор.

800kuma03

Кума, получивший образование в Токио и Нью-Йорке, работает над возрождением японской архитектуры, которая как он полагает, утратила свои позиции во время экономического бума в стране. «ХХ век стал веком разделения», – говорит архитектор, считая, что здания, напротив, должны интегрироваться в окружающее пространство, уходя от модернистской тенденции замещения натурального искусственным. «В современной архитектуре интерьеры и экстерьеры строго разделены», – говорит он. Такого разделения до проникновения в Японию западного культурного влияния не существовало.

800kuma04

В традиционной японской архитектуре разделение пространства производится лёгкими решетчатыми перегородками-сёдзи. Кума ведёт кампанию по возвращению назад в архитектуру национальных японских традиций, и эта кампания уже имеет поразительный успех. Ещё одно его детище – офисное здание компании «Старбакс» в Фукуоке – не похоже ни на какое иное здание в мире. Спроектированные, чтобы гармонировать с расположенным неподалёку главным синтоистским святилищем Дазайфу Тенмангу (Dazaifu Tenmangu), извилистые деревянные конструкции делают похожим это сооружение больше на гнездо, чем на корпоративное административное здание транснациональной кофейной компании.

800kuma05

Одно из недавних строений Кумы – Туристический центр Асакуса. Центр представляет собой прекрасный пример того, какое влияние архитектор может оказать на городскую среду. Многослойное восьмиэтажное здание явно приковывает к себе взгляд. Его этажи имеют нарушения в пропорциях. Они неодинаковы по высоте и формируют странные, неправильные углы. А за ним в отдалении виднеется 634-метровая башня «Токийского небесного дерева, а рядом – штаб-квартира пивного гиганта Асахи, известного странной скульптурой, установленной на крыше. И башня, и здание корпорации Асахи, выполненные в стекле и металле, разительно отличаются от творений, проектируемых Кумой.

«Главная задача архитектуры – создавать новые типы жилых пространств для общества. Здания должны работать как природная среда», – утверждает Кума.

Тем не менее, архитектор помнит успех Олимпийских игр 1964 года и полагает, что людям надо дать радость, чтобы помочь преодолеть психологическую травму, нанесённую гигантским цунами 2011 года. «Я хорошо понимаю, что предыдущие Олимпийские игры внесли огромный вклад в развитие Токио и всей Японии. Но время изменилось и экономический климат ныне уже совсем другой. И я не уверен, что новое обличие Токио, а представить его себе я пока не могу, будет архитектурной удачей».

По мере приближения Олимпийских игр здания в Токио ломают и перестраивают, проводя также дальнейшую модернизацию городской инфраструктуры. Некоторым факт проведения Олимпиады в городе не нравится. Кума относит себя к людям, настроенным и за, и против Олимпиады одновременно.

800kuma08

«Сельские территории Японии ныне страдают от депопуляции. Решения требуют и другие проблемы, такие как старение населения и рост внешнего долга» – говорит Кума. Его компания работает на сельских территориях, чтобы предотвратить их упадок.

Городской общественный центр в префектуре Аомори олицетворяет собой такую попытку возродить золотое время Японии за пределами городских территорий. В здании имеются игровые комнаты для детей с напольными покрытиями из натурального дерева, офисы для деловых встреч и учебные классы. Здесь также много открытого пространства. Для городка с населением в 65 тысяч человек это здание выглядит даже чересчур роскошным.

800kuma09

800kuma10

Кума верит, что архитектура может внести свой вклад в решения проблем сельских поселений. «Мы с моими сотрудниками и коллегами стараемся почаще навещать сельскую местность, чтобы встречаться с активными местными жителями, желающими провести коренные перемены в их посёлках», – рассказывает он. – «Мы много ходим, разговариваем, и я стараюсь найти те места, которым местные жители ещё не уделили достаточного внимания. Я запускаю проекты, в которых местные жители и дизайнеры могут работать вместе. Это не только здания, но и мероприятия. Делая это, мы может раскрыть наш потенциал на будущее. На любом уровне архитектура может помочь наладить общение между людьми».

800kuma01

И это общение идёт не только среди японцев. Кума очень гордится своим особенным достижением: деревянным зданием «Великой Бамбуковой Стены» в Пекине. Это международный азиатский проект, часть группы коттеджных посёлков, расположенных в лесу. Из окон здания открывается великолепный вид на покрытые лесом склоны холмов.

800kuma11

Не удивительно, что архитектор не ищет вдохновения в архитектурных произведениях своих современников. Творец, которого он ценит больше всего, это великий японский чайный мастер Сэн-но Рикю (Sen no Rikyu), умерший в 1591 году. «Он имел видение, позволяющее подчёркивать красоту, характерную именно для Японии. Этот мастер не копировал слепо зарубежную культуру» – настаивает Кенго Кума, неформальный лидер нового японского архитектурного возрождения.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]