facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Устойчивое развитие

3 октября 2018 |
ГОРОДА ВСЁ ОТЧЁТЛИВЕЕ БЕРУТ КЛИМАТ В СВОИ РУКИ

В Москве прошёл второй Климатический форум городов, организованный Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы. Двести экспертов из 23 стран обсуждали широкий список тем, начиная от перспектив «умного города» и экологической политики властей до экологических рейтингов городов (что они дают и зачем нужны?) и зелёного строительства.

Есть много причин, почему именно города явно выходят на авансцену борьбы за новый экологический и климатический порядок: «Зелёный Город» уже несколько раз обращался к этой теме, поэтому не будем повторяться. Отметим только, что одним из симптомов этой многообещающей тенденции является возникновение нескольких международных ассоциаций и групп кооперации городов с чёткой и понятной повесткой адаптации мегаполисов к грядущим и текущим изменениям климата.

«Зелёный Город» писал об одной из таких ассоциаций – 100RC (100 Resilient Cities). К сожалению, на московскую конференцию её представители не приехали. Но зато в Москве была представлена не менее авторитетная ассоциация С40, объединяющая уже порядка 90 городов с ясной и чёткой климатической программой. Руководитель региональных проектов С40 в Китае и Индии и менеджер проекта Deadline 2020 Яна Давидова (Jana Davidov?) любезно ответила на несколько наших вопросов.

— Ассоциация городов C40: что является главным мотивом, причиной того, что город присоединится к этому клубу? Я имею в виду практические результаты, которые городские власти могут показать своим избирателям.

— Я рискну сказать, что нет одной-единственной причины, по которой город решает присоединиться к C40. Города извлекают из членства многочисленные выгоды как на политическом, так и на техническом уровне. Как вы знаете, C40 является ведущей сетью из 96 крупнейших мегаполисов мира, приверженных решению проблемы изменения климата: глобальной проблемы, которая во многих аспектах влияет на повседневную жизнь горожан. Будучи членом C40, города имеют возможность активнее продвигать свои климатические программы, выстраивать смелые стратегии и достигать своих целей.

Со стороны С40 им предоставляется техническая помощь, облегчается обмен знаниями, поощряются совместные действия, и все эти возможности для членов организации бесплатны.

Есть данные, которые показывают, что до сегодняшнего дня более 30% всех климатических действий и решений в городах C40 были итогом прямого сотрудничества между городами-членами через наши связи. Однако C40 – это не только техническое сотрудничество. Мы предоставляем и политическую платформу для мэров городов и завоевали всеобщее признание за важную роль в поддержке пропагандистских усилий городов, пытающихся подтолкнуть к более энергичным действиям всех участников процесса, включая национальные правительства.

Например, Fossil Fuel Streets Declaration [речь идёт о документе, устанавливающем принципы формирования более зелёной уличной и транспортной среды – ЗГ], подписанная в настоящее время 14 ведущими мегаполисами. Они принимают обязательства закупать с 2025 года только автобусы с нулевыми выбросами и обеспечить к 2030 году такой же режим в центральной, самой загруженной зоне города. Эта инициатива сейчас активно обсуждается и принимается по всему миру.

— Ожидаете ли вы новых заявок от российских городов на вступление в С40? Пока что в ваших рядах только Москва.

— Дело в том, что по нашим действующим правилам приём новых европейских городов в С40 закрыт. Мы вынуждены были установить некоторые ограничения на рост членства, чтобы гарантировать, что уровень нашей общей поддержки и услуг, предоставляемых городам, останется на неизменно высоком уровне. Учитывая растущее признание C40, за последние несколько лет мы получили множество запросов от городов – и особенно в Европе – желающих стать частью нашей сети.

Такие просьбы поступают и от российских городов. Поэтому наш Управляющий комитет в настоящее время рассматривает новые формулировки, которые позволили бы принятие большего числа городов из Европы. Вероятно, об этом будет объявлено в ближайшие несколько месяцев. Но я хотела бы подчеркнуть два момента.

Во-первых, значительная часть нашей технической поддержки и знаний о передовых практиках доступна в нашем недавно запущенном ресурсном центре и для городов, не относящихся к C40. Ресурсный центр предоставляет всем полезные инструменты и ресурсы для планирования городской климатической программы. Во-вторых, мы готовы поддержать Москву в ближайшей перспективе в её готовности сыграть ключевую роль в обмене передовым опытом с другими городами Российской Федерации.

— Ещё одна известная глобальная сеть городов – «100 устойчивых городов» (100 Resilient Cities). Не могли бы вы описать сходства или различия между C40 и 100RC? Чему я должен отдать предпочтение, если бы я был мэром типичного русского города?

— Прежде всего, не следует воспринимать глобальные сети городов с позиции конкурентной борьбы. Это инструмент для достижения городскими сообществами своих целей. Ассоциация C40 эффективно и тесно сотрудничает с 100RCЕ: сетью, которая помогает ее членам разрабатывать долгосрочные планы устойчивости [перед лицом внешних катастрофических воздействий — ЗГ].

Как вы знаете, и города C40 привержены действиям в области изменения климата, что также означает повышение их устойчивости перед климатическими угрозами. Два года назад наши сети стали партнёрами с целью взаимного использования ресурсов и распространения опыта, разработки надёжных планов действий в области климата и стратегий устойчивости более чем для 40 городов, которые являются членами обеих организаций.

Наша цель – не мешать городам или распылять усилия, а тесно сотрудничать друг с другом и вместе с нашими членами совместно продвигать их усилия. Стратегически, увеличение числа глобальных сетей и городских инициатив за последние несколько лет лишь подчёркивает важность городов в решении глобальных проблем.

Промежуточный итог

Второй московский климатический форум, безусловно, можно было бы считать успехом – при таких спикерах (датский консультант по городскому дизайну Ян Гейл, эксперт в области устойчивого развития Рольф Постхауэр, исполнительный директор Парижского климатического агентства Анн Жиро, координатор программы по изменению климата Европейского центра ВОЗ Владимир Кендровский и др.) и такой поддержке (Институт экономики, транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, Высшая школа урбанистики имени А.Высоковского, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН и так далее).

Но есть детали, которые подпортили впечатление. Прежде всего, сам павильон «Рабочий и колхозница». Возможно, он красив, но оказался явно тесен для такого числа участников, неудобен ни по расположению залов, ни по способу перемещения между ними. Тесно было даже гостям VIP-зоны, негде было сесть и спокойно поговорить. Пресс-зона тоже оказалась и слишком маленькой, и слишком шумной.
Очень хочется надеяться, что на следующем Климатическом форуме эти недочёты будут устранены.

Метки
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]