facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Дискуссия

29 июня 2017 |
ГРИНВОШИНГ САМ СОБОЮ НЕ ИСЧЕЗНЕТ, С НИМ НАДО БОРОТЬСЯ

 

«Зелёный Город» весной писал о совещании в Санкт-Петербургском отделении УФАС, темой которого стало, в том числе, сравнительно новое для России (но оттого не менее тревожное) явление гринвошинга: недобросовестного или заведомо мошеннического зелёного маркетинга, нечестной игры на экологических ожиданиях клиентов. В дискуссии приняли участие представители власти, общественных экологических организаций, компаний-производителей, журналисты. Одним из выступавших был Александр АРТЮШИН, руководитель отдела строительного консалтинга компании «профайн РУС». Поскольку тема гринвошинга в строительстве, к сожалению, актуальна и ныне, мы решили ещё раз побеседовать с Александром на эту тему и услышать его мнение.

— Тема, к несчастью, действительно не стареет, – соглашается он. – Может быть потому, что гринвошинг – это обыкновенный обман? Давайте будем называть вещи своими именами. Обман конкретного потребителя, обман общества, обман коллег по цеху. Я помню участников того круглого стола: там собрались «представители» всех обманываемых. Вполне понятно, что такой статус никого не устраивает. Кроме того, обманутые несут существенные издержки: потребитель теряет деньги и не получает обещанное качество, коллеги по цеху тоже теряют деньги (инвестиции в новые технологии, материалы, сертификацию и т.д.), незаслуженно страдает репутация («все вы одинаковые и все обманываете»), государство теряет доверие, а общество, в целом, веру, в то, что мы можем быть цивилизованными и можем изменить наш мир к лучшему. Разве это не проблема?

Экологически чистые и безопасные товары востребованы на любом рынке. Строительный – не исключение. Наверное, самой природой в нас заложено чувство собственной безопасности. Любой здравомыслящий человек при наличии выбора стремится пользоваться именно экологичными товарами. Строительные материалы не должны выделять в окружающую среду вредные и опасные вещества и соединения в процессе их жизненного цикла. Экологичность товаров должна определяться экологической безопасностью технологических процессов их изготовления. И если потребитель, живущий рядом с таким производством, уверен в его экологической безопасности, то и продукция, выпускаемая этой компанией, будет пользоваться доверием. В отличие от своих «коллег по цеху»,  «профайн РУС»  не использует принцип двойных стандартов для Европы и России,  и все ПВХ-профили марок KBE и TROCAL производит по запатентованной бессвинцовой рецептуре greenline.

Мне ближе рынок ПВХ-профилей и ПВХ-окон, но он не является каким-то уникальным. Гринвошинг здесь тоже процветает. Изучите сайты производителей профиля или оконных блоков: много чего интересного найдёте! Практически все продвигают себя и свою продукцию как экологически чистую. Всё зависит только от смелости пишущего. А какие замечательные сертификаты! Всё просто: такой товар хорошо продаётся, а если ещё и завернуть его в зелёную упаковку… вообще красота! Сегодня экологическую зелёную тему «полоскать» просто, выгодно и безопасно для «полоскунов».

Надо наводить порядок. Все знают, что экономически и социально более развитые страны в области экологической безопасности производства и реализации экологичных товаров находятся далеко впереди нас. Зачем нам что-то изобретать, когда можно получить готовые решения? Причём этими решениями с нами охотно поделятся, если мы признаём и используем принципы и подходы к правилам обращения на рынке экологически безопасных товаров и их сертификации. Если кому-то неинтересен многолетний опыт и «сложные» принципы, то придумываются ранги экологичности по собственным критериям.

Борьба с гринвошингом остаётся проблемой. Нет понимания, нет методологии, отсутствуют общие правила. Существуют различные лаборатории и центры, которые имеют определенную исследовательскую базу, но не имеют единых методик и критериев определения экологичности того или иного продукта. В результате, на рынке гуляют «сертификаты» разных видов, которые, по сути, поощряют гринвошинг. Необходимо разработать критерии экологичности для разных групп товаров, определить или разработать единые методики проведения исследований, в том числе программы аудита предприятий. И что очень важно, необходимо выработать механизм внутрикорпоративного и общественного доверия и признания результатов работы и заключений лабораторий и центров. Мне кажется, это можно сделать на основе добровольного Союза, объединяющего эти центры. При этом, конкуренция между центрами позволит проводить свой внутренний аудит качества выполненных работ. Должен быть единый реестр выданных сертификатов и производителей экологичной продукции. В этом случае потребитель может быть уверен в экологической безопасности продукции, в том числе строительной.

Насколько мне известно, сегодня в России только одна организация – НП «Экологический союз» – имеет статус члена Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN). Если компания-производитель желает добровольно сертифицировать свою продукцию на предмет ее экологичности и получить заслуженную экомаркировку международного уровня I типа «Листок жизни», придётся предоставить все материалы и допустить на производство представителей этого органа сертификации. Программа сертификации предусматривает анализ полного жизненного цикла производства и продукции в соответствии с международным стандартом ISO 14024. Плюс ежегодный аудит. Тогда выбор по принципу объективного подтверждения экологичности товара оказывается простым. А выбрать экологичные строительные материалы можно, заглянув на «Экополку».

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]