facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Презентация

12 мая 2018 |
Концепция развития территории «Кронштадский берег»

Автор проекта: Александра Финова (Санкт-Петербург)

Проект был создан в рамках открытого архитектурного конкурса на разработку дизайн-проекта развития территории по адресу: г. Кронштадт, Тулонская аллея, д. 3, в рамках реализации проекта социального развития «Кронштадтский берег».

Во время работы над проектом, перед нами стояла задача разработать концепцию территории марины, которая должна соответствовать современным принципам формирования устойчивой городской среды и впоследствии может стать драйвером развития города.

Общие положения

Уникальность подхода к развитию территории — комплексный взгляд на проектную задачу, затрагивающий региональный, градостроительный, социальный и спортивный аспекты. В концепции сформирована современная комфортная прибрежная среда для жителей города, туристов и яхтсменов. Внимание к специфике места и применение зелёных технологий позволяет обеспечить выразительность образного решения и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

Уникальность внешнего облика ансамбля — архитектура, интегрированная в ландшафт, формирует единое рекреационное пространство.

Уникальность технического решения — создание подземного этажа, объединяющего здания, включающего технические, а также музейные пространства, позволяет расширить функциональные возможности комплекса, не преувеличивая площадь застройки. Применение озеленения кровель способствует снижению негативного воздействия зданий на экологию, так как поддерживает биоразнообразие, уменьшает количество нагревающихся поверхностей кровель, объём ливневого стока и потребность в теплоизоляционных материалах [Hea 03], [Man 02], [Pol 03], [Man 05] а также расширяет рекреационные площади. Для снижения расхода электроэнергии применяются экономичные светодиодные источники света. [Ene 03] [Ene 08]

Цели и задачи проекта

Цель
Эффективное использование береговых территорий Кронштадта в пространственном, социальном и культурном контексте развития города.

Задачи

Региональные и градостроительные:
участие Кронштадта в региональных проектах Балтийского региона
поддержание стратегии развития города Кронштадта;
интеграция прибрежной территории в активное городское пользование;
формирование морского фасада города.

Социальные:
создание комфортной рекреационной общественной среды;
модернизация школы детского парусного и буерного спорта;
создание экологического центра для детей и молодежи;

Спортивные и туристические:
Обеспечение сервиса для яхтинга: создание мест для стоянки и хранения судов;
включение в региональную программу «30 миль»
проведение соревнований и международных регат.

Экологические:
улучшение экологического состояния территории;
обеспечение экологической безопасности;
создать условия для поддержания биоразнообразия на территории;

Основная идея проекта

Стратегия развития территории — работа по пяти направлениям: региональному, градостроительному, экологическому, социальному и спортивному.

Региональное направление: благодаря углублению акватории и намыву дополнительной территории, проект вносит существенный вклад в решение важной проблемы развития яхтинга в Балтийском регионе, связанной с нехваткой яхтенных портов на Балтийском побережье России, предлагая создать яхтенную инфраструктуру, отвечающую современным требованиям, необходимый сервис для международного яхтенного туризма. Предусмотрено соответствие проекта четырем требованиям современных марин: безопасности, доступности, экологичности и высокому уровню сервиса. В проекте разработаны гавани для стоянки 350 яхт длиной от 9 до 25 метров, обеспечена удобная и безопасная навигация, созданы точки для заправки и ремонтные мастерские на воде.

В градостроительном плане, проект возвращает прибрежную территорию в активное городское пользование, предлагаем безопасное, доступное общественное пространство как для горожан, так и для яхтсменов, обеспечиваем данную территорию необходимыми энергоресурсами и инженерной инфраструктурой.

В экологическом плане, благодаря интенсивному озеленению, проект улучшает биоразнообразие и количество мест обитания в береговой зоне. Создаваемый экологический образовательный центр, будет способствовать развитию экологической сознательности населения.

Проект предусматривает:
— обеспечение минимального уровня вредного влияния здания на окружающую среду и здоровье человека:
— обеспечение мероприятиями по содержанию территории, а также проектированию
и размещению объектов благоустройства, направленных на повышение комфортности среды, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
— использование энергосберегающих технологий и экологически чистых натуральных материалов, чистую воду, чистый воздух;
— озеленение с помощью современных методов и принципов ландшафтного проектирования. [LE 02], [LE 03], [LE 04], [LE 05]

В социальном и спортивном плане — проект обеспечивает современную инфраструктуру для занятий детским парусным и буерным спортом, включает музей ДОТ в новое привлекательное общественное пространство с безбарьерной средой и развитым ландшафтом. Место зимней сухой стоянки на западной намывной территории в период навигации может быть использовано для стоянки автомобилей. [Tra 04] Максимальное количество машино-мест на автостоянке. Владельцы как резидентных, так и гостевых судов, могут воспользоваться услугами гостиницы, сауны, прачечных, библиотекой и виртуальным инфоцентром яхт-клуба.

Приоритетной целью проекта было создание нового общественного пространства на прибрежной территории для жителей Кронштадта в рамках программы по гуманизации среды острова Котлин. Доступная среда с выходами на променад к смотровым площадкам с видами на море и яхтенную гавань, эксплуатируемые кровли с озеленением, прогулочными маршрутами и видовыми площадками, плоскостные фонтаны с контактной водой, кафе и рестораны – все это формирует разнообразные возможности для комфортного отдыха на данной территории.

Транспортная доступность – Мы предлагаем создать несколько вариантов пешеходных маршрутов (с учётом маломобильных групп населения) [Man04],[Hea 06], веломаршрутов, а также обеспечить доступ служебного транспорта на территорию разрабатываемого комплекса. [Tra 05; Tra 03]. Территория марины находится в пешей доступности от остановки общественного транспорта. На проектируемой территории предусматрена подземная парковка для частного транспорта, парковка для велосипедов и дополнительная летняя парковка для посетителей, которая в зимний сезон используется для хранения яхт. [Tra 04]

Особенности местоположения

Адрес: г. Кронштадт, Тулонская аллея, д. 3.
Территория расположена в восточной части острова Котлин, в непосредственной близости от Морского канала-фарватера. Преобладающие ветра в течение года западные и юго-западные.

Преимущественном территории является связь с центром Кронштадта и возможность ее интеграции в единую общественную структуру города. У входа на территорию находится конечная остановка общественного транспорта, автобус соединяет объект с центром, с основными достопримечательностями и туристическими объектами. В пешей доступности находятся: городской пляж, стадион, музей истории Кронштадта, Часовня Спас на Водах и другие памятники архитектуры. В 700 метрах от границы территории находится городская больница Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. [Tra 02]
Планировочная организация территории

Для решения задач по обустройству гавани для стоянки на воде килевых судов до 25 метров и качественного развития инфраструктуры марины, мы предлагаем дноуглубление акватории и параллельный намыв территории. Необходимым условием безопасной среды является укрепление берегов по всему периметру участка.

На северо-востоке начинается дугообразный мол, сдерживающий ледовую нагрузку с востока и являющийся одновременно прогулочной зоной. Променад заканчивается 15 метровым маяком со смотровой площадкой. Проход на мол осуществляется через зеленую зону, на в которой расположено кафе. Мол соединён с зелёной зоной через подъёмный мост. Сохранение протока между молом и берегом, что позволяет избежать застаивания воды в гавани [Hea 04] и создает дополнительную связь между детской водной зоной и восточной стоянкой судов.

В южной части территории размещается гавань, закрытая от моря пирсом. Здесь находятся ремонтные мастерские на воде, плавучая заправочная станция, которая соответствует всем передовым экологическим требованиям и оборудована заградительными бонами для предотвращения проливов и разливов топлива и других загрязняющих веществ в окружающую среду. Плавучая заправочная станция имеет ряд преимуществ, таких как: мобильность, т.е. их легко перебуксировать на новое место; экологическая безопасность, удобство использования. [LE 02; LE 03;]

Основная береговая территория делится на две части дорогой, проложенной с запада на восток. Пространство к северу от дороги является технической зоной, здесь находятся спасательная станция, эллинг для хранения швертботов, буеров и яхт, слипы, краны и участок для стоянки транспортных средств (в зимний период используется под сухую стоянку).

На территории южнее дороги находятся рекреационная, образовательная и спортивная зоны. Вход осуществляется через административное здание. Далее по территории или по подземному переходу-музею (на отметке -4,5 м) можно попасть в детский центр спорта и экологии. Около детского центра начинается подъем на крышу – смотровую площадку здания гостиницы яхт-клуба. Вход в комплекс яхт-клуба производится под пандусом как со стороны дороги, так и со стороны береговой территории, здание оборудовано лифтом [Hea 06].

В самой северной части территории располагается участок зеленой зоны со спуском к воде. Здесь же находится въезд на подземную автостоянку, вдоль берегоукрепления предусмотрен технический проезд для спецтехники.

Архитектурная концепция

Комплекс марины включает в себя следующие объекты: многофукциональный центр с помещениями для яхт-клуба, детский учебный центр парусного и буерного спорта и центр экологического просвещения, административное здание, открытые и закрытые рекреационные зоны. Комплекс доступен для маломобильных групп населения. Все здания оборудованы лифтами и системой пандусов, создающих безбарьерную среду для всех пользователей. [0Man 04], [HEA 06]

Высота всех зданий находится в пределах 15-метрового высотного ограничения, здания имеют органическую, плавную форму и открытые озелененные пространства крыш для прогулок. [HEA 01]
Основная образная концепция проекта — слияние архитектуры и природной среды — достигается органическим стилем развития территории, использованием естественных плавных линий плана, заимствованием природных форм и фактур — моря, леса, камня, использованием таких экологичных материалов как дерево, стекло и бетон. [MAT03] Mat 05].

В основе композиции лежит принцип создания перетекающих пространств, обрамлённых зданиями и рощами, наполненных различными функциями, и объединённых общим стилистическим решением. Смотровые площадки и виды из окон, озеленение территории и компенсирующее озеленение крыш, контактная вода и плоскостные фонтаны без чаши, позволяющие играть с водой, геопластика и подпорные стены – скамейки для отдыха, детское игровое оборудование определяют функции пространства для человека, создают индивидуальность решения для каждой зоны.

В благоустройстве территории используются твёрдые покрытия – бетонная плитка и деревянные настилы. [Mat 02]. Гармония форм и материалов делает среду удобной и дружественной для человека. [HEA 01],[MAN 02] Освещение территории обеспечивается системой подсветки фасадов, а также скрытыми источниками направленного света для освещения территории. [Pol 04],[Hea 01] Комфортные акустические параметры в интерьерах достигаются выбором отделочных материалов. В пространствах между зданиями, акустическому комфорту способствует отделка фасадов деревянными панелями. [Hea 05], [Pol 05]

Разработанные объекты: Многофункциональный центр и Детский учебный центр

Многофункциональный центр состоит из цилиндрического 3-х этажного строения
c подземным техническим этажом и внутренним зелёным двором. В комплексе предусмотрены следующие помещения: спа-центр, гостиничные номера, пространство для сушки одежды [Ene 09], кафе, панорамный ресторан, конференц-зал.

Номера гостиницы и общественные зоны максимально ориентированы на воду и имеют панорамное остекление для раскрытия видов на гавань и простор Финского залива. Крыша здания является открытым прогулочным пространством с компенсирующим озеленением. Подъём на неё начинается с плавного пандуса, огибающего Детский центр.

Детский центр состоит из двух строений, объединенных подземным этажом, связанным также с административным корпусом. Окна-фонари подземного этажа служат своеобразными арт-объектами на поверхности земли. Подземный этаж является как переходом между зданиями, так и музейным и техническим пространством. Интерактивный музей представляет часть экологической и исторической программы детского центра и использует современные технологии вовлечения детей и молодежи в обучающие процессы (видеомаппинг, дополненная реальность). На крыше цилиндрического здания

Детского учебного центра находится рекреационная площадка для детей с игровым оборудованием и видовыми точками на город и море. Выход на крышу осуществляется по лестнице или на лифте. Объём лестничной клетки и лифтовой шахты на крыше способствует зонированию пространства. Безопасность пребывания на крыше обеспечивается высокими ограждениями из закалённого противоударного стекла. [Mat 02] Такие ограждения также позволяют защитить площадку от ветра и связанного с ним эффекта понижения температуры воздуха. [Hea 03], [Hea 06], [Hea 01]

Перспективы развития

Комплексный подход к проблеме яхтенной инфраструктуры (оживление района порта, увеличение его круглогодичной деятельности, интеграция в городское общественное пространство) дает перспективу развития марины и открывает возможности для новых деловых контактов и появления новых групп клиентов [Man 05]

В то же время сам современный яхтенный порт с прогулочными зонами и ресторанами будет центром притяжения для туристов из города. На территории возможно проведение таких мероприятий как концерты, конкурсы, фестивали [ Man 05]

Организация детского парусного и буерного спорта и экологической школы на территории, помимо социальной значимости, создает дополнительный приток посетителей (родителей обучающихся во время занятий и соревнований)[ Man 05]

При условии упрощения визового режима для морских туристов возможен приток яхт из стран Балтийского региона [ Man 05]

«При всех прочих равных условиях наиболее счастливым человеком является тот, кто живёт в наиболее полной гармонии с природой». Джон Саймондс

В нашей работе мы стремились к тому, чтобы использовать все доступные нам инструменты и методы средового проектирования и создать комплекс марины, как экологичное, открытое рекреационное пространство, которое станет точкой притяжения горожан и гостей города.

 

Метки
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]