facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Идеология

10 января 2018 | Сергей ПАНАСЕНКО
МЫ НЕ МОЖЕМ ПРОВОДИТЬ ГРАНИЦУ МЕЖДУ «ГОРОДОМ» И «ЗЕЛЁНЫМ ГОРОДОМ»

Год назад Генеральная ассамблея ООН приняла «Декларацию Кито об экологически устойчивых городах и населённых пунктах для всех» (Quito Declaration on Sustainable Cities and Human Settlements for All), известную также как «Новая городская повестка дня». Это довольно длинный и непростой для понимания документ. О том, какие главные принципы, касающиеся городов, и в особенности зелёных городов, заложены в этой Декларации, рассказал Эрик Солхейм (Erik Solheim), исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme), посетивший Москву во время работы экологической выставки-форума ЭКОТЕХ-2017

 

…Города занимают лишь два процента территории Земли, но производят около 70% мирового ВВП. Поэтому неудивительно, что они дают такую высокую долю выбросов парниковых газов. Но города – это также и магниты надежды, и они будут по-прежнему оставаться такими. Это неизбежно.

Мы не можем позволить себе провести жёсткую границу между «городом» и «зелёным городом». В 2017 году Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде отметила достижения 28-летней Лилианы Харамильо Пасминьо из Эквадора за её идею организации зелёных крыш на домах в городе Кито. В своём выступлении Лилиана сказала: «Мы – часть природы, и мы не должны организовывать наше пространство жизни без неё». И этот принцип должен постоянно учитываться при развитии городов.

Развитие городов – это критически важный вопрос. Ожидается, что к 2050 году городское население [Земли] удвоится. Если мы допустим, что это произойдёт без серьёзного экологического менеджмента, то результат может быть катастрофическим для планеты и для человечества. Традиционные методы городского планирования здесь уже не работают. Вот почему «Новая городская повестка дня» сосредоточена на развитии низкоуглеродных и ресурсоэффективных городов для всех, а вовсе не для богатых и избранных.

…Города не смогут развиваться, не говоря уж об их процветании, если мы не пересмотрим свой образ жизни, свои привычки и то, как мы потребляем энергию. Все понимают, во что превратятся города, если мы будем жить, как живём. Города утонут в мусоре и отходах, станут рассадниками болезней и преступности.

К счастью, у нас есть представление о том, как выйти из этого тупика.

Люди по всему миру нуждаются в доступных и экологических жилищах и в производственных зданиях, где потребность в отоплении или охлаждении удовлетворяется за счёт чистых, возобновляемых источников энергии. И это не фантазии, а вполне реальная перспектива. 

…По некоторым оценкам, инвестиции в зелёные здания могут достигнуть 3 триллиона долларов к 2025 году. Причём ещё пять лет назад мы могли только мечтать, что солнечная энергия и энергия ветра будут дешевле, чем от сжигания угля. А сегодня наши города получили возможность использовать такое новое положение дел. В 2017 году 25 американских городов взяли на себя обязательства перейти на потребление 100% энергии из возобновляемых источников. И это только начало.

Нам больше нет нужды полагаться на транспортный сектор, зависящий от ископаемого топлива. Мы готовы к внедрению энергоэффективных и экологически чистых системы общественного транспорта, которые бы переманили людей из автомобилей. Наши города должны и могут стать пешеходными и велосипедными. И это справедливо не обязательно для богатейших городов мира. Например, Богота совершила невероятную работу по перестройке своей системы городского транспорта и интеграции в неё велосипедной инфраструктуры.

…Загрязнение воздуха является самым крупным экологическим убийцей, но в мире только 12 процентов городских районов соответствуют стандартам качества воздуха Всемирной организации здравоохранения. Важнейшее значение имеет переход от бензина и дизельного топлива к электрическим и гибридным автомобилям. И страны признают это как огромную возможность.

Электрические транспортные средства будут доминировать в городах будущего: это уже очевидно. В 2017 году в мире продано более 3 миллионов единиц полностью электрических или гибридных средств передвижения. Падение стоимости батарей и улучшенная технология хранения, государственные стимулы и конкуренция между производителями сделали это возможным. Один из каждых четырёх автомобилей, продаваемых в Норвегии, является электрическим. Национальная стратегия двух- и трёхколёсных транспортных средств Китая обеспечила ввод 230 миллионов электрических велосипедов в эксплуатацию. Индия заявила о своём намерении использовать только электромобили к 2030 году.

Тесно связана с «Новой городской повесткой дня» и тема управления отходами. Города ежегодно генерируют огромное количество отходов. Фактически, в некоторых городах мира отходы растут в два раза больше, чем население. Почти два миллиарда человек вынуждены обходиться без организованных систем удаления бытового мусора. Если мы не будем действовать сейчас, к 2050 году в наших океанах нас будет плавать больше пластика, чем рыбы.

…Эту проблему можно решить, если рассматривать отходы в качестве ресурса для дальнейшего использования. Вместо того, чтобы сбрасывать наш мусор в океаны или закапывать на мусорных свалках, мы должны поддерживать развитие циркулярной экономики. Осло превращает пищевые отходы в биогаз, который используется в качестве топлива для автобусов и мусоровозов. Другие города также могут двигаться в этом направлении.

Резюмируя, можно сказать, что «Новая городская повестка дня» – это стратегия развития городов планеты, согласованная со всеми странами мира.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]