facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Устойчивое развитие

1 октября 2012 | Светлана Дувинг
Спасительный путь к устойчивому развитию. Россия переходит на новую парадигму развития – куда выведет эта дорожка?

Очевидно, что прошедший в Бразилии форум «РИО + 20» выполняет важную функцию по стимулированию перехода цивилизации на путь устойчивого развития (УР). Число участников, их уровень и обсуждаемые вопросы явно свидетельствуют о том, что парадигма устойчивого развития за последние 20 лет от кулуарных разговоров группки ученых превратилась в предмет большого общественного обсуждения.

Очевидно, что прошедший в Бразилии форум «РИО + 20» выполняет важную функцию по стимулированию перехода цивилизации на путь устойчивого развития (УР). Число участников, их уровень и обсуждаемые вопросы явно свидетельствуют о том, что парадигма устойчивого развития за последние 20 лет от кулуарных разговоров группки ученых превратилась в предмет большого общественного обсуждения. Действительно, в процесс подготовки к «РИО + 20» были вовлечены огромные массы простых людей, не имеющих отношения ни к политике, ни к бизнесу, и это верный знак, что концепция устойчивого развития медленно, но верно становится официальной позицией глобального гражданского общества и, возможно, новой глобальной идеологией XXI века. Теперь на повестке дня стоит создание и внедрение институтов, которые будут обладать полномочиями по реализации принципов УР на всех уровнях политической, экономической и социальной жизни. О том, какое движение в этом направлении идет в России и странах СНГ, читайте дальше.

В конце сентября 2012 года в Общественной палате РФ прошёл форум по устойчивому развитию. Отметим, что это единственная российская площадка, где регулярно и системно обсуждаются вопросы УР. Мероприятие собрало ведущих отечественных и зарубежных экспертов в области устойчивого развития. Они проанализировали итоги форума «РИО + 20» и представили доклады о реальных достижениях по переходу к новой мировой парадигме, реализованные на постсоветстком пространстве. Организатором мероприятия выступил Институт устойчивого развития Общественной палаты.

Важная идея, прозвучавшая в ходе мероприятия, заключалась в том, что процесс перехода мира на парадигму устойчивого развития неизбежно основан на повышении уровня жизни населения и увеличении доступности информации. Совершенствующиеся с каждым днем телекоммуникации увеличивают общественную активность и вовлеченность огромных масс людей в процесс принятия решений.

Учитывая эту тенденцию, год назад Общественная палата выступила с инициативой подготовки доклада о взгляде гражданского общества на кризис и на пути выхода из него с использованием принципов устойчивого развития. Доклад был подготовлен и в рамках форума «РИО + 20» на Генеральной Ассамблее МАЭСИ был принят за основу. В 2013 году этот доклад будет представлен на саммите стран «большой двадцатки», проведение которого планируется в Москве. По сути, впервые глобальное гражданское общество будет напрямую говорить с наиболее влиятельными мировыми лидерами, а Россия взяла на себя нелегкую миссию продвигать УР в современном мире.

Парадигма УР в ситуации мирового кризиса

Современный мир далеко не идеален. В условиях кризиса, учитывая региональные и национальные особенности процесса перехода, крайне важно выстраивать гибкую стратегию УР. В частности, форум «РИО + 20» ещё раз наглядно продемонстрировал, что сегодня страны находятся на непропорционально разном уровне развития. В связи с этим, им крайне сложно договориться и выстроить стройную систему перехода в контексте общего движения.

Учитывая то, что правительства отдельных государств слишком сильно завязаны на бизнесе и не могут систематически двигаться в сторону УР, на форуме было даже предложено создать единое мировое правительство – Парламент ООН. Однако для воплощения этой идеи требуется изменение Хартии и законодательства ООН.

Что касается перехода к УР на уровне отдельных стран, в частности России, то здесь крайне важна информированность и принципиальная позиция людей, принимающих решения, – первых лиц государства, глав центральных министерств и ведомств, губернаторов и т. д. В этом плане весьма показательно выступление в Бразилии Дмитрия Медведева, который в своей речи официально подтвердил приверженность России принципам устойчивости: «…Общество, экономика и природа неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу…»

Это как раз и свидетельствует о том, что власти в целом правильно понимают суть происходящего. Однако для внедрения новых подходов на среднем уровне необходимо серьезно менять институциональную систему и стратегическое планирование. И для начала крайне важно, чтобы на федеральном уровне была разработана стратегия устойчивого социально-экономического развития, которая бы давала правильные ориентиры на идеологию УР для остальных стратегических и нормативно-правовых документов следующего уровня.

А судьи кто?

Одна из самых главных проблем перехода – отсутствие явных индикаторов, на которые можно было бы ориентироваться при разработке стратегий устойчивого развития. А ведь на их основе можно было бы производить оценку эффективности внедряемых мер и в результате вывести единый индекс устойчивости той или иной страны или территории. Не сказать бы, что их не разрабатывают. Например, в ООН существует система, состоящая из 134 индикаторов. Ряд структур разрабатывают свои маркеры устойчивости, увеличивая их число до 164. Однако, по признанию экспертов, по этой огромной системе судить о том, как та или иная страна продвигается к УР – очень сложно. Поэтому на повестке дня сегодня – выработка адекватной формулы, которая позволит объединить результаты, полученные при анализе всех индикаторов, и вывести единый индекс.

Говоря об индикаторах, важно отметить, что и Россия недавно предприняла неплохую попытку разработать такую систему на национальном уровне. В начале октября 2012 года WWF совместно с агентством «РИА Новости» опубликовали работу, в которой приводится методология вычисления эколого-экономического индекса регионов, который бы учитывал устойчивость развития территории в широком контексте.

В основу разработки этого индекса положен интегральный эколого-социально-экономический индекс «скорректированных чистых накоплений». По мнению авторов работы, индекс наиболее проработан в теоретическом плане, имеет хорошую статистическую базу и возможность расчета на страновом и региональном уровнях. В этой работе все регионы РФ были ранжированы по данному индексу. В числе лидеров у нас Республика Алтай, Краснодарский край, Тверская область, а в числе аутсайдеров – Ханты-Мансийский АО, Тюменская, Иркутская, Костромская области.

«РИО + 20» завершился – что дальше?

На форуме «РИО + 20» была поставлена задача разработать новые цели развития тысячелетия, направленные на реализацию с 2015 года. Сейчас группа высокого уровня ООН, в которую входят 25 человек из разных стран, занимается разработкой этих целей. К середине следующего года она должна представить Пан Ги Муну этот доклад, который станет основой для утверждения новых целей на Ассамблее ООН. От России в эту группу входит помощник президента России Эльвира Набиуллина.

Кроме того, Россия в ближайшие три года будет председателем на трех важных форумах: в «двадцатке» в 2013 году, в «восьмерке» в 2014 году и в БРИКС в 2015 году. Страны, председательствующие на подобных форумах, должны не только обеспечить техническую сторону их проведения, но и разработать содержательную часть повестки дня. Поэтому в ближайшие годы глобальная повестка дня всего мира будет актуальна и для России.

Будут приниматься и рассматриваться всякие инициативы, и для экспертного сообщества открывается широкая возможность для внесения предложений по УР. В ближайшем декабре в России будут проводиться трехдневные консультации по вопросам выработки своих глобальных приоритетов, затем о них будет объявлено официально. В связи с этим экспертное и гражданское общество должно активизироваться. Нет сомнений, что ближайшие три года пройдут для нашей страны с высоким интеллектуальным прорывом.

Белоруссия

ЛИДСКИЙ ХУТОРОК_belarus1

К настоящему моменту в Беларуссии разработано две национальные стратегии устойчивого развития (1997 и 2004 годов). Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Белоруссии на период до 2020 года имеет статус нормативно-правового акта, на основе которого разрабатываются программные документы. Официально провозглашенные в ее рамках приоритеты – инновационное развитие, привлечение иностранных инвестиций, сохранение человеческого капитала и экологическая составляющая, связанная с развитием туризма и производством качественных товаров. При этом потенциал Белоруссии для устойчивого развития довольно высок – как за счет географического положения и сохранившихся биоценозов и природных комплексов, так и за счет созданной ранее инфраструктуры и высокого интеллектуального потенциала. В стране работают сотни НКО, за которыми стоят десятки реализованных проектов в области зелёного строительства.

Украина

ukraina

Еще в советское время на Украине активно разрабатывалась экономика природопользования, а г. Сумы была впервые апробирована и внедрена система экологических платежей и рейтинг экологических товаров. Сегодня Украина занимает первое место на постсоветском пространстве по темпам развития альтернативной энергетики и имеет внедренную методику развития экополисов, которые представляют собой научно-производственно-образовательные комплексы, производящие экотовары и услуги. В начале 2012 года в стране начал работу Совет по экологическому строительству, а в ноябре на уровне правительства планируется принятие обновленной энергетической стратегии страны. Вместе с тем Украина занимает 87-е место среди стран мира по Индексу качества окружающей среды. На территории страны находится 1,2 млн т отходов, из которых около 75% принадлежит к третьему классу опасности. По уровню рационального использования водных ресурсов Украина находится на 95-м месте среди 122 стран мира, согласно отчету ЮНЕСКО. Уровень техногенной нагрузки в целом по стране в 4–5 раз превышает аналогичные показатели других стран.

Карелия

kinozerskii copy

Сегодня в Карелии продолжается реализация проектов, связанных с сохранением и развитием современных сельских поселений с учетом принципов устойчивого развития. В частности, на базе Кинозерского национального парка начиная с 2013 года будет развернута программа малых грантов Глобального экологического фонда, которая уже давно работает в Армении, Киргизии, Белоруссии, на Украине и которая рассчитана именно на поддержку развития устойчивых сельских поселений и устойчивых с/х производств.  Кинозерский национальный парк, как свидетельствует директор экоцентра «Заповедник» Наталья Данилина, был избран в качестве первого грантополучателя на территории России. Кроме того, одно из старейших экопоселений нашей страны – «НовоЭковиль» перешел к активной деятельности по устойчивому территориальному планированию на основе кластерной организации производств, связанных с народными промыслами.

Казахстан

Bayterek

«РИО + 20» Казахстан воспринимает весьма оптимистично. Национальная делегация выступила на форуме с инициативой «Зелёный мост» по трансферу чистых технологий от развитых стран к развивающимся, по которой сейчас ведется активная работа. По ряду индикаторов устойчивости эта азиатская республика показывает впечатляющие результаты, однако по-прежнему не решен ряд важных экологических вопросов, в том числе по обеспеченности населения водой и по преодолению сырьевой направленности экономики.  С нового года в стране вступает в действие долгосрочная стратегия развития Казахстана до 2030 года, в которой много внимания уделяется обеспечению экологической безопасности. В 2011 году произошло знаковое событие – в стране был открыт пилотный проект по переводу экономики страны на зелёные рельсы. В его рамках были сформулированы и введены базовые принципы, которые призваны лечь в основу корректировки системы стратегического планирования и бюджетирования.

Недавно в Казахстане была принята стратегия развития альтернативной энергетики и возобновляемых ресурсов, ратифицирован Киотский протокол и введен экологический налог. А в сентябре распоряжением премьер-министра страны была создана рабочая группа, главной задачей которой является разработка отдельной стратегии перехода Казахстана к зелёной экономике.

 Томская область

tomskaya_oblast

В 1992 году Томская область первой в России официально приняла стратегию устойчивого развития, основанную на триединстве элементов: природа, экономика, человек. Тогда же был проведен расчет стоимости природного капитала Томской области по Индексу истинных сбережений Всемирного банка, который выявил, что на каждого томича приходится $27 000 природного капитала, что вполне сопоставимо с уровнем Канады. С этого момента на уровне правительства было принято решение учитывать природный капитал и его сохранение при разработке региональных и муниципальных социально-экономических стратегий.

Среди мер по реализации стратегии УР в Томской области введена система экологических платежей, основной упор делается на развитие обрабатывающих отраслей, в госсекторе активно внедряются энергосберегающие технологии, при каждом муниципалитете и при губернаторе области работают общественно-экологические советы, проводится работа с детскими садами, школами и библиотеками по повышению экологической грамотности населения. Томская область сегодня является единственным регионом, принимающим участие в технологической платформе «Технологии  экологического развития – региональный компонент», курируется Министерством экономического развития.

Алтайский край

алтай

Главным направлением работы в Алтайском крае в сторону устойчивого развития является попытка реализовать первый в России «Лесной проект» в рамках Киотского протокола. Для формирования данного проекта была разработана специальная методика оценки лесов. Потенциал связывания углерода лесами Алтая составляет порядка 600 млн т, что в переводе в денежный эквивалент составляет $600 млн. Именно такие иностранные средства могла бы получить область на защиту лесов и развитие «зеленой» экономики, если бы Россия ратифицировала этот протокол на очередном этапе его реализации.

Эти деньги региону крайне необходимы на сохранение лесополос, половина из которых в последние годы полностью деградировала. Сегодня проект является единственным в России официально одобренным Министерством экономического развития, но в связи с тем, что Россия отказалась от участия в Киотском протоколе, механизм его реализации пока непонятен.

Республике Коми

komi

Платформа устойчивого развития предоставляет новые возможности для коренного народа, считают эксперты Республики Коми. В этом году в регионе был создан консорциум, получивший название «Институт устойчивого развития РК». В эту структуру входят научные учреждения, вузы, ряд московских институтов, региональные органы государственной власти, деятельность которых затрагивает УР, а также местный бизнес.

Институт ведет просветительскую, образовательную и консалтинговую деятельность. В настоящий момент при его экспертной поддержке разработаны два инвестиционных проекта по переработке леса, рассчитанных для малого и среднего бизнеса. Один из проектов направлен на создание производства топливных брикетов, а также перевод большей части организаций и производств отдельно взятого (так называемого модельного) района на этот вид возобновляемого топлива. Проект получил поддержку регионального Министерства промышленности. Кроме того, создана школа социального экологического предпринимательства по обучению местного, главным образом сельского населения развитию новых направлений бизнеса, связанных с природопользованием и одновременно подразумевающих эффективную экономическую деятельность.

Бурятия

buriatia

В Бурятии, расположенной в байкальской природной зоне, доля затрат на природоохранную деятельность в себестоимости произведенной здесь продукции составляет 10–11%, тогда как в других регионах этот показатель не превышает 1%. В связи с этим основное внимание в плане продвижения к устойчивому развитию здесь уделяется развитию и внедрению «зеленых» промышленных технологий, позволяющих минимизировать воздействие на окружающую среду и снизить себестоимость выпускаемой продукции.

В регионе создан Научно-технический центр при ЮНЕСКО по разработке инновационных «зеленых» технологий рационального использования природного сырья как базы для возрождения традиционных типов бытования коренных народов – эвенков и бурят. Центр проводит анализ традиционных отраслей, таких как скотоводство и переработка молочной продукции, земледелие (новые технологии по переработке зерна и дикоросов), меховое производство, возрождение народного костюма и др., оказывает им поддержку, участвует в планировании. По данным направлениям ведется развитие и внедрение инновационных технологий, которые рассчитаны на применение в среднем и малом бизнесе. К настоящему моменту разработаны технологии «Байкал» и «Баргузин», которые получили ряд наград на международных конкурсах.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев:

641485_1

— Общество, экономика и природа неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу.

Руководитель Института устойчивого развития Общественной палаты РФ Владимир Захаров:

zaharov_big1

— Необходимо менять стратегические документы и развивать новую институциональную базу. Внешняя торговля и сырьевая ориентация нашей экономики является главным тормозом для перехода России на рельсы устойчивого развития. Новые драйверы экономического роста должны базироваться на образовании, здравоохранении, науке и инновациях. При этом главным элементом повышения культуры населения является развитие гражданского общества и институтов общественного контроля.

 

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]