facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Город

10 мая 2018 | Иван ПЕТРОВ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО-АМЕРИКАНСКИ


Мы уже писали про город Бэбкок Рэнч (Babcock Ranch) в штате Флорида, расположенный в 25 км к северо-востоку от Форт-Майерс на юго-западном побережье. Сейчас, когда люди начинают постепенно переезжать сюда, честолюбивый замысел девелопера Сида Китсона (Syd Kitson) с более чем десятилетней историей начинает понемногу превращаться в реальность, и о нём стоит рассказать подробнее.


План состоит в том, чтобы создать населённый пункт с 19 500 домами – с общественным центром, школами, ресторанами, магазинами и развлекательными заведениями, и более чем 50 километрами природных дорожек для пешеходов, бегунов и велосипедистов. В окончательном виде Бэбкок Рэнч должен иметь около 50 000 жителей.

Энергетическую основу проекта составляет «солнечная ферма» от местной энергетической компании Florida Power & Light (FPL). В октябре 2015 года речь шла про 75 мегаватт, но к декабрю 2017 FPL согласилась добавить ещё столько же. В итоге 343 000 панелей и 150 мегаватт будут покрывать потребности города в электричестве.

Первые жители поселились в Бэбкок Рэнч в январе 2017. Сейчас постоянно здесь живут 20 семей. Одновременно в городе открылся оздоровительный центр с медицинскими кабинетами, тренажёрным залом и бассейном. Затем появилась средняя школа, ресторан на берегу озера, где подают местные органические продукты, и напоследок – коворкинговый центр с названием The Hatchery («Инкубатор»), где можно снять хоть стол с компьютером, хоть офисное помещение.

По выходным дням электрические челноки с автопилотами везут всех желающих на обзорную экскурсию в рамках тестирования возможностей транспортной компании Transdev. Планируется в будущем расширить проект за счёт обслуживания беспилотными такси Uber.

На беглый взгляд, Бэбкок Рэнч мало чем отличается от многих других спланированных застроек в штате Флорида. В основном это односемейные отдельно стоящие дома, расположенные кварталами. В них от двух до пяти спален по цене от 190 000 долларов до более чем полумиллиона. Все они «умные» и «зелёные», оснащены одногигабитным оптоволоконным интернетом и зарядными устройствами для электромобилей в каждом гараже. Кроме того, домовладельцам предлагаются грядки для выращивания овощей в коммунальном огороде, озеленение ограничено местными растениями (с искусственным покрытием, которое может занимать не более 30 процентов дворового пространства), и вся уличная вода собирается для орошения и повторного использования.

Сид Китсон описывает Бэбкока Рэнч как «жилую лабораторию» с энергетической самодостаточностью. Все общественные и коммерческие здания с хорошей солнечной экспозицией имеют крыши, покрытые солнечными батареями, а солнечные «деревья» расположены вокруг общественных зон, обеспечивая зарядку сотовых телефонов, планшетов и ноутбуков посетителей.

Резиденты подключаются к услугам FPL таким же образом и оплачивают по тем же тарифам, как и любые другие клиенты этой компании. «Чтобы быть действительно экологически устойчивым и солнечным городом, мы должны организовать это всё в рамках привычных коммунальных услуг, — объясняет Китсон. — Солнечная электроэнергия сначала приходит к нам, затем избыток идёт в коммунальную сеть. Это простая и понятная организация процесса».
Схему дополняют десять одномегаваттных батарей, которые начали функционировать в начале этого года на западной окраине города. Постепенно их число увеличат. Они способны хранить энергию в течение четырёх часов, обеспечивая стабильный разряд во время облачности, или запасая энергию от моментов наиболее активного дневного производства для пикового вечернего спроса.

Интересно, что все здания построены в соответствии или с превышением последних противоураганных нормативов графства. «В 2017 году центр урагана Ирма прошёл прямо через нас, — вспоминает Китсон. — Мы отлично справились, к тому же мы стоим примерно на высоте десяти метров над уровнем моря, поэтому нас не залил океан. Конечно, было несколько полегших деревьев, но мы легко посадили их обратно, потому что они были ещё молодыми».

Китсон считает, что успех замысла определялся тем, что первоначальное планирование и проектирование города было результатом коллективных усилий. В середине 2000-х годов его команда проводила встречу за встречей и в общественных центрах, и в городских офисах, и даже на ночных собраниях жителей округа Шарлотт, обсуждая, какие городские жители хотели бы здесь жить или, по крайней мере, посещать новый город. С энтузиастами с самого начала сотрудничали несколько архитектурных и планировочных фирм – Looney Ricks Kiss, Harvard Jolly, Kimley-Horn – задачей которых было «перевести» пожелания и мечты граждан на профессиональный язык.

Генеральный план был одобрен в 2006 году, но реализация проекта была приостановлена из-за финансового кризиса конца 2000-х годов.

Бэбкок Рэнч пока ещё находится в начальной фазе развития. Число въехавших семей, как ожидается, возрастёт примерно до 100 к концу этого года, когда сдадут дополнительные дома. В школе уже учатся 156 учеников – но пока практически все живут за пределами города. В августе откроется более крупное школьное здание, детей и учителей станет вдвое больше.

Двумя вероятными будущими учениками являются трёхлетний сын и новорождённая дочь Мэтта Ангерера (Matt Angerer). Он арендует офис в «Инкубаторе» для своего онлайн-бизнеса и не может дождаться, когда в сентябре их дом будет завершён и он перевезёт в Бэбкок Рэндж свою молодую семью.

Критики проекта в основном осуждают его за чрезмерный экологический след. Когда Китсон купил ранчо площадью в 37 тыс. гектар за 500 млн долларов, оно уже не представляло никакой хозяйственной ценности. Разведение крупного рогатого скота, ферма аллигаторов, выращивание сельскохозяйственных культур, включая арбузы, и даже разработка полезных ископаемых и экотуризм – всё было испробовано владельцами и ничего не давало прибыли. Однако в целом территория находилась в хорошем и ухоженном состоянии.

После покупки Китсон немедленно перепродал 29 тыс. гектар штату для формирования биорезервации, а оставшиеся 8 000 га в округах Шарлотт и Ли обязался застроить жильём в течение следующих 20 лет.

Округа Ли и Шарлотт разрешили Китсону изменить назначение землепользования с сельскохозяйственного до застройки, хотя некоторые местные экологи выступили против.

Карл Во (Carl Veaux), вице-президент Фонда дикой природы Кейп-Корал, обвинил комиссии округов в том, что они «разорвали сердца округа Ли». Но Сид Китсон хочет, чтобы его критики сперва увидели будущий город своими глазами, прежде чем судили. Он сознаёт, что не всем понравится выбор развития, который был сделан для Бэбкок Рэнч. Можно ли называть полностью устойчивым город, в котором жители всё ещё нуждаются в автомобилях для поездок на работу в другие города, а жилищный фонд состоит из особняков, а не зон застройки более высокой плотности?

Он говорит, что он строит лабораторию в регионе, где традиционные американской модели семейной жизни являются доминирующими. Новые идеи устойчивости могут быть разработаны и протестированы на Бэбкок Рэнч постепенно, шаг за шагом, и лишь затем приняты к использованию, без стремительных и радикальных изменений, которые были бы пугающими для многих.

«Американцы не сменят привычку иметь по автомобилю для каждого члена семьи на полный отказ от автотранспорта за одну ночь, — говорит Китсон. — Мы начинаем с того, что формируем обстановку, в которой личный автомобиль оказывается только одним из вариантов, причём не обязательно оптимальным. Когда люди смогут ходить пешком, ездить на велосипеде, использовать шаттл, каршеринг, или Убер – они сами вскоре поймут, что им не нужна их собственная машина. Мы создаём пригородную городскую среду, где всё, что нужно для жизни, находится в нескольких минутах ходьбы. Мы также постоянно думаем над тем, чтобы привлечь больше рабочих мест в пределы нашего города».

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]