facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Городская среда

5 ноября 2013 | Валерий Нефёдов
Путешествие вдоль большой воды

nov_shostad_364

При виде городских набережных, плотно заполненных потоками движущихся или стоящих в пробках автомобилей, мысли о великой роли зелёных технологий приходят не сразу. Городской (и в первую очередь — столичный) житель уже давно не наслаждается размеренными прогулками вдоль воды. Слишком долго и настойчиво автомобилисты оттесняли пешеходов от красивых речных променадов. Да и сами променады давно перестали быть красивыми.       А ведь изначально городские набережные проектировались именно для прогулок. Монументальные и камерные, озеленённые или гранитные, — постепенно набережные перестали быть для горожанина местом размеренного времяпрепровождения. Мы и сами не заметили, как нас лишили возможности любоваться красотой береговых панорам. Мы больше не наслаждаемся бликами солнца и зеркальными отражениям зданий. Не наблюдаем за движением судов и вообще не чувствуем духа Большой воды. Оставшаяся для прогулок пешеходная полоса тротуара вдоль гранитной или металлической ограды у воды перестала быть частью полноценной городской среды. Кому приятно гулять в чаду бензиновых выхлопов, среди постоянно мигающих фар, назойливых и нервных сигналов?

      Набережная как реальная часть сохранённого, гуманного и разумно преобразованного пространства может обрести цивилизованный смысл только тогда, когда это пространство будет переосмыслено заинтересованными и квалифицированными специалистами. Только тогда она превратится в часть природного каркаса города. Роль технологий и ландшафтного дизайна в этом превращении не просто высока. Я бы сказал, что она первична!

Назад к природе

     Гуманизация российских набережных — дело непростое. У проектировщика может возникнуть немало проблем, связанных с самим подходом к освоению прибрежных территорий. Отголоски прежних времён, когда свободное обращение с руслом реки и линией берега приводило к радикальным изменениям городского ландшафта, не раз «аукнутся» архитектору-ландшафтнику. Особенно сложно с этим в Москве и Санкт-Петербурге, каналы и реки которих одеты в гранит. Природный ресурс здесь реализовать очень сложно. Естественный ландшафт давным-давно уступил место урбанистической картинке. Долгое время вопрос озеленения решался исключительно при помощи редких однолетних растений. Разумеется, ничего экологичного в этих действиях нет.

     Приоритет сохранения естественной природы — весомое основание для пересмотра отношения к экосистемам набережных. Зелёные технологии нам в помощь. Понятно, что в условиях нашего достаточно холодного климата вопросы обустройства набережных и их эксплуатации напрямую зависят от того, насколько эффективно новые технологии используют естественные ресурсы территории. Я говорю о циркуляции дождевой воды, о сохранении биоразнообразия береговой растительности и об обеспечении полноценных качеств водной акватории для жизни её обитателей.

     С этой точки зрения определение берегового профиля с учётом естественного стока дождевой воды, выбор материала для покрытия дорожек, сохранение береговой растительности становятся минимально необходимыми условиями для жизнеспособности зелёных проектов. В этом смысле хороши примеры обустройства набережных каналов в жилых районах Hammarby Sjostad в Стокгольме и Ruoholahti в Хельсинки. Весь береговой ландшафт в районе Hammarby Sjostad организован как сбалансированная экосистема. Естественный сток дождевой воды, дощатый береговой променад над камышами и сохранённый массив водной растительности образуют наполненный жизнью прибрежный камышовый парк.

1355

     Набережные канала в районе Ruoholahti решены в том же ключе — они формируют естественные природные зоны. Променады изолированы от транспортного движения. Система пространств для отдыха у воды задумана как полоса пешеходного движения вдоль зелёных каскадов. Здесь вам и площадки со скамейками, и дорожки для прогулок вдоль берега. Атмосфера променада пронизана духом гуманности. Пространство набережной спроектировано для человека со всеми его разнообразными запросами и желаниями. Сразу видно, что это место проектировали настоящие гуманисты, которые понимают, что город существует не для осваивания квадратных метров, а для обеспечения полноценной жизни в адекватной жилой среде.

     Очевидный смысл экологической стабилизации ландшафтов и максимальный природный контекст находим на набережной реки Луары в Нанте. Идея обустройства берегового пространства с использованием габионных технологий (камень в контейнерах из металлической сетки) позволяет создать береговую полосу в виде саморегулируемой экосистемы с сохранённой растительностью и водными обитателями. При этом дождевая вода не сливается в канализацию: она свободно проходит через контур габионов, постоянно пополняя водный ресурс реки. Периодический подъём воды в реке не приносит никаких проблем ландшафту набережной, поскольку укреплённая каменная конструкция и накрывающая её бетонная плита спокойно взаимодействуют с водой. Авторы проекта благоустройства береговой линии Луары предусмотрели и организацию проезда по контуру набережной. Теперь здесь спокойно катаются на велосипедах и прогуливаются с детскими коляскам. Никто никому не мешает.

DSC_01940_888

     Важное замечание насчёт зелёного декорирования набережных: в отличие от наших ландшафтных дизайнеров, европейские специалисты не увлекаются однолетними растениями. Предпочтение отдаётся многолетним культурам, характерным для участков с повышенной влажностью и с максимальным ресурсом для саморегуляции. В украшении водных променадов часто используются различные виды цветной растительности.

     При проектировании современной набережной природный контекст становится крайне необходимым. За счёт искусных комбинаций различных цветовых акцентов многолетней высокой растительности создаётся визуальный код комфортного городского пространства.

Где найти деньги?

     При всех очевидных эстетических плюсах зелёных технологий актуальным остаётся вопрос об их экономической целесообразности. Какую цену налогоплательщики платят за все эти красоты? По силам ли среднестатистическому российскому городу подобные проекты? Согласитесь, не совсем справедливо было бы перекладывать финансирование комфортных рекреаций исключительно на плечи потенциальных покупателей квартир на прибрежных территориях. А ведь в нашей стране зачастую именно так и происходит. Расходы на благоустройство территории заложены в окончательную цену на жильё. Превращение таких территорий в престижные и экологически сбалансированные городские районы предполагает осмысленное размещение на них объектов инфраструктуры и обслуживания. В дальнейшем они должны окупить первоначальные затраты на создание комфортной среды.

1316493352_dsc_0053_jpg-160066999

     Поэтому вопрос экономической инфраструктуры набережной необычайно важен. На городских набережных необходимо создавать комплексные системы с современными центрами развлечений, кофейнями, ресторанами, уличными снек-барами и т. д. Организация подобных предприятий предоставляет неплохие возможности для малого бизнеса. Европейская практика показывает, что функциональные возможности таких предприятий необычайно велики: от небольших кафе, как, например, на набережной в районе Ruoholahti в Хельсинки, до плавающего плавательного бассейна на набережной Сены в Париже. Можно также вспомнить и целый комплекс культурно-торговых центров на набережной в Барселоне. Характерно, что во всём цивилизованном мире автомобили изгнаны с набережных. Нигде и никогда подобные участки обслуживания у воды не подвержены интенсивному транспортному транзиту или ещё более абсурдному скоплению машин на стихийных парковках около них.

     Для обеспечения комфорта прогуливающихся по набережным пешеходов транспорт должен быть надёжно отделён от них. Зачастую это достигается средствами ландшафтного дизайна. Поэтому так убедительно выглядят примеры благоустройства набережных в центре Берлина, вдоль реки Шпрее. В тёплое время года многочисленные кафе разворачивают свои шатры прямо вдоль прибрежного газона, на котором горожане весело проводят время до самой ночи.

Здоровье дороже

     Экономическая эффективность зелёных технологий, которую пока трудно подсчитать в деньгах, с лихвой окупается их несомненной социальной целесообразностью. Гуманная адаптация среды в конечном счёте сказывается на здоровье населения.

     Как правило, отечественные набережные обустраиваются по остаточному принципу. Проектировщики не привыкли думать о возможностях, которые эти территории предоставляют. Между тем, люди всегда интуитивно тянутся к воде. Этим можно воспользоваться, активно используя прибрежные территории для самых разнообразных форм спортивного и оздоровительного досуга. Идея, как вы понимаете, не нова. В советскую эпоху об этом думали больше. Свидетельство тому — развалины гигантских прибрежных спортивных парков, заброшенные баскетбольные площадки и еле просматривающиеся в асфальте беговые дорожки. Эту картину мы можем встретить чуть ли не в каждом постсоветском городе. Неплохо было бы вернуться к идеям социально-спортивного воспитания населения. Тем более что европейская практика показывает актуальность этого тренда. Устройство озеленённых променадов с местами для прогулок и езды на велосипеде на примере береговых территорий нового района Wasserstadt, Stralau на берегу Rummelsburger See в Берлине наглядно демонстрирует гуманные приоритеты в организации набережных.

берлин2355

     Не менее убедительными выглядят примеры создания игровых и спортивных пространств в структуре набережной района Vuosaari в Хельсинки. Зелёные технологии поставили крест на привычных для нас асфальтовых и бетонных поверхностях прибрежных участков. Теперь они превращены в атмосферную спортивно-развлекательную площадку. Структурирование пространств набережных при помощи стелющейся хвойной и цветущей кустарниковой растительности, формирование системы игровых полей, создание эффективной защиты от ветров сделали эти набережные популярным местом среди горожан. И, поверьте, у них даже не возникает мысли сетовать на отсутствие парковок. Они приходят сюда пешком.

Устойчивый тренд

     Устойчивые традиции в обустройстве набережных сложились не только в Скандинавии. Во многих странах мира эти территории становятся образцом зелёной идеологии. Выставляя, как, например, на набережной в Лахти, самые простые, антивандальные тренажёры под открытым небом, ландшафтные архитекторы создают условия для активного движения и развития прибрежной территории. Отказавшись от монументального нагромождения камней или бетона, поспешной укладки асфальта и бездумного цветочного оформления, цивилизованные страны сделали всё возможное, чтобы человек получал на городских набережных реальную порцию положительных эмоций и удовольствия.

     Для решения вопроса комплексной модернизации прибрежных территорий российских городов есть только один, но реальный выход — постепенное освоение зелёных технологий ландшафтного проектирования. Хочется надеяться, что со временем практика монументальных тендеров на проектирование гигантских рекреаций с однолетними гранитными клумбами сменится разумными и по-настоящему креативными конкурсами, к которым будут допускать архитекторов, ориентированных на зелёное будущее наших городов.

Port_Vell,_Barcelona,_Spain_-_Jan_20079999

     Тренд нынешней эпохи — как можно меньше монументальности и декоративности, парадности и репрезентативности. Больше человечности! Меньше мёртвых материалов и больше живой природы. В мире уже очень много примеров, которые составляют приоритетный вектор современного развития береговых пространств. Идти другим путём попросту бесперспективно.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]