facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Итоги

28 ноября 2016 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО В РОССИИ РЕЙТИНГА «ЗЕЛЕНЫЕ ШКОЛЫ»

В преддверии Года экологии «Экобюро GREENS» совместно со «Школой Новых Технологий» совместным проектом Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы, представили результаты первого в России рейтинга школ по показателям экологичности. В Первом экологическом рейтинге приняло участие 202 школы – из Москвы и Московской области (около трети всех Московских школ), а также школы из 7 других регионов России.
Цель рейтинга – показать преимущества внедрения добровольных экологических стандартов в образовательных учреждениях для создания комфортной среды и развития экологической ответственности у детей.
«Наша задача — не просто выяснить, какие школы экологичнее других. Главное — создать площадку для обмена передовым опытом, наиболее успешными решениями в сфере экологического просвещения и экологической ответственности школ», — прокомментировала старт нового проекта, ведущий эксперт Экобюро GREENS Елена Смирнова*.

Механизм рейтингования: участие в рейтинге добровольное, школы-участники заполняли развёрнутую анкету по 25 критериям экологичности. Затем эксперты Экобюро выборочно провели аудит в школах с наиболее высокими баллами на предмет соответствия реальной ситуации заявленным параметрам. Собранные данные оценивались независимыми экспертами и ранжированы, в результате чего участникам были присвоены разные классы «экологичности» от 1 до 3 звёзд и определены 5 лидеров рейтинга.
Основные критерии оценки включили в себя такие показатели, как: энергоэффективность, водосбережение, экологическая безопасность средств для уборки помещений, ответственное использование бумаги, управление отходами, безопасность отделочных материалов, наличие и безопасность источников питьевой воды, а также наличие экологического образования и просвещения и степень интегрированности этих тем в образовательный процесс.
Рейтинг выявил, что основной мотивацией школ к созданию экологичного пространства является повышение экологической культуры обучающихся, эффективное проведение Года экологии и создание здоровой среды для развития детей, не ограничиваясь одним лишь соблюдением санитарных норм (36% школ).
Из всех аспектов экологичной школы наиболее популярным является раздельный сбор отходов: хотя бы один вид передают на переработку 96% школ. Чаще всего школы собирают макулатуру – 84%. На втором месте – сбор батареек (50%), на третьем – картриджей и отработавшей офисной техники (48%). Реже встречается сбор металла (15%), пластика (13%), стекла (8%) и упаковки Тетра Пак (4%). Однако, только 10% школ имеют контейнеры для раздельного сбора на постоянной основе. У остальных раздельный сбор таких фракций, как бумага, батарейки, металл, пластик, стекло и тетра пак ведется в рамках периодических акций.
«Интересно, что московская школа №949, лидер рейтинга, ведёт также активную работу по раздельному сбору отходов и экологическому просвещению не только внутри школы, но и с жителями своего района»,- специалист по экологическому менеджменту и аудитор Экобюро GREENS, Юлия Барсукова.
Кроме того, многие школы занимаются экологическим просвещением: в том или ином виде оно присутствует в 95% школ. Но зачастую школы ограничиваются участием отдельных учеников в экологических олимпиадах. Эффективное экологическое просвещение должно включать большое количество учеников в разных форматах – конкурсы проектов, экологические кружки, волонтерские акции и т.д.
Одними из основных критериев оценки школ были водо- и энергосбережение. Порядка 20% участвующих школ применяют такие меры водосбережения, как экономичные смесители, насадки на краны и системы двойного слива. Светодиодное освещение частично применяется у 30% школ. Комплексные системы управления освещением, кондиционированием, вентиляцией и поддержкой температуры применяются у 15% школ. Все озвученные меры имеют большой потенциал экономии ресурсов.
На презентации партнеры рейтинга представили доклады по технологичным и инновационным решениям по экономии и снабжению питьевой водой, по освещению рабочих поверхностей, новых IT тенденциях в образовательном процессе.
«В рамках концепции корпоративной ответственности — GROHE WaterCare®, важно привлечь внимание к сохранению водных ресурсов. Нам было интересно сделать так, чтобы идея экологичного и экономичного использования природных ресурсов зазвучала среди подрастающего поколения. В рамках проекта «Зелёные школы» мы делились своими знаниями о возможностях бережливого отношения к воде, рассказывали о реальных действиях по водосбережению и технологиях, которые в этом помогают. Школа — это то место, где дети получают знания и одновременно практический опыт, и то, как здесь будет организованно пространство влияет на их здоровье и жизнь в будущем»,- Екатерина Чадаева, Руководитель направления технической поддержки проектных продаж GROHE (ООО ГРОЭ).
«Наша компания была рада принять участие в столь значимом и крупном событии. В процессе изучения результатов рейтинга, мы пришли к выводу, что текущий уровень знаний об освещении, его влиянии на самочувствие и работоспособность в нашей стране не очень высокий,- говорит Сергей Солодовников, Руководитель отдела маркетинга и рекламы OSRAM (ОАО ОСРАМ). — Только при подобных экологических инициативах мы сможем действительно улучшить ситуацию во всех сферах деятельности человека».
«Спасибо Экобюро GREENS за возможность поддержать интересную инициативу и продемонстрировать, как компания Dell учитывает в своих решениях для организации учебных мест ответственный подход к окружающей среде», — комментирует Евгений Горшков, Менеджер по маркетингу клиентских решений Dell.
Как и в России, в зарубежных странах основной мотивацией экологичных изменений является создание более комфортной и здоровой атмосферы для учащихся, экономия средств и ресурсов, а также внедрение исследовательских экологических проектов в образовательный процесс. В США и европейских странах большое внимание уделяется зелёному строительству и экологической сертификации зданий образовательных учреждений, что в России пока практически не встречается.
Представитель ГПБУ «Мосприрода» рассказала о программах по сбору батареек и других отходов, которые регулярно проходят в школах Москвы. «Встреча по итогам экорейтинга показала острую необходимость наращивать коммуникацию между сторонами, заинтересованными в продвижении экологических инициатив. Несмотря на то, что в зале присутствовали наиболее осведомлённые и неравнодушные к экологической тематике сотрудники школ — в ходе дискуссии выяснялось, что далеко не все образовательные учреждения имеют доступ к информации о возможностях экологизации. Например, школы Москвы могут совершенно бесплатно сдавать батарейки на переработку в рамках ежегодной акции Департамента образования г. Москвы совместно с ГПБУ «Мосприрода», — напомнила в ходе выступления, начальник отдела экологического просвещения ГПБУ «Мосприрода» Елена Ливенцова.
«Важнейшая роль такого рейтинга в том, что сами его критерии становятся мощным инструментом экологического просвещения на уровне администрации и сотрудников школ. С ними можно сверяться не только в момент проведения рейтинга, но и взять за основу для серьёзных зелёных изменений», — считают эксперты Экобюро GREENS.
Основной сложностью во внедрении и реализации экологичных решений в школах участники рейтинга назвали механизм существующих государственных закупок, в котором экологические параметры, а также современные технологические решения не являются приоритетными критериями.

Победители рейтинга:
1 место – ГБОУ Школа №949
2 место – ГБОУ Школа №354 им. Д.М.Карбышева
3 место – МБОУ Школа №24 им. 9-ой Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии.
4 место – ГБОУ Школа №648
5 место – ГБОУ Лицей №429 «Соколиная гора»

Организаторы рейтинга — российское консалтинговое агентство «Экобюро GREENS» и «Школа Новых Технологий». Партнёры мероприятия — крупные компании-поставщики, продукция которых обеспечивает решения по экономии и очистке воды (GROHE), экономии электроэнергии и оптимизации освещения (OSRAM), а также предлагает опыт создания более экологичного учебного места (Dell).
Контакты организаторов:
Юлия Барсукова
Специалист по экологическому менеджменту Экобюро GREENS
Мобильный телефон/Mobile phone: (916) 396-88-46
yulya.barsukova@ecobureau.ru
Анна Силаева
Менеджер проекта «Школа новых технологий»
Мобильный телефон/Mobile phone: ( 915) 095- 06 -82
SilaevaAI@Edu.mos.ru

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]