facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Инфраструктура

15 апреля 2014 |
«С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗЕЛЁНЫХ СТАНДАРТОВ…» или о первой попытке оценки московкой школы по российской системе сертификации

IMG_1119_1

Разговоры о том, что не худо бы в столице школьные здания (а ещё лучше – и детские сады, и поликлиники, и больницы) сертифицировать по «Зелёным стандартам», тянутся уже много лет. Однако дальше разговоров дело никуда не продвинулось. И когда мы в редакции узнали, что одна из московских школ, и не абы какая, а на приёмку которой приезжал сам мэр Сергей Собянин, кажется, проходит-таки сертификацию, мы не могли пройти мимо такой темы. И вот о попытке сертификации, о том, почему первый блин оказался комом и что можно сделать вдогонку – редактор журнала Сергей Панасенко беседует с генеральным директором фирмы «Зелёный Офис» Екатериной Кузнецовой. Эксперты этой компании — аккредитованные оценщики по российской системе сертификации «Зелёные стандарты».

— 446-я школа попала в число ваших заказчиков случайно, верно?

— Абсолютно случайно. На пятой ежегодной конференция «Гринпис» под названием «Как сделать офис зелёным» мы проводили рекламную акцию: разыграли среди участников бесплатную сертификацию интерьеров по системе «Зелёные стандарты». Это наш профиль деятельности. И выигрыш достался завучу этой школы. Я до того дня о такой школе даже не слышала…

— А если бы счастливый номер вытащил, к примеру, КамАЗ?

— Значит, поехали бы проводить сертификацию помещений на КамаАЗ (смеётся).

— Школа новая или это реконструкция?

— Нет, новая, её только в прошлом году построили. Четыреста учащихся, примерно 8,5 тысяч квадратных метров.

IMG_1114_1

— Они обрадовались вашему подарку?

— Очень. Это специализированная школа с экологическим уклоном, строилась не по типовому проекту, так что им было вдвойне интересно посмотреть, как и что получилось.

— Но изначально задачу построить «зелёное» здание никто не ставил, я правильно понимаю?

— Думаю, да. Там есть отдельные энергоэффективные решения, например, действительно тёплая крыша с комбинированным покрытием из пеноплекса и изопласта, вентиляция с подогревом воздуха, стеклопакеты, запорно-регулирующая арматура от «Данфоса», система диспетчеризации здания. Но это всё фрагментарно, частями. Похоже, сделать всё в комплексе, соблюсти все требования никто задачу и не ставил.

— Получилось то, что Сергей Собянин при посещении школы в августе прошлого года назвал осторожно «с элементами зелёных стандартов»?

— Да, элементы. К сожалению.

IMG_1121_1

— В прессе упоминалась ещё фасадная система «тёплый дом»…

— Я не знаю, что в данном случае имелось в виду. Понимаете, когда приходишь сертифицировать готовый, эксплуатирующийся объект, то всё, что ты можешь сделать, это изучить всю документацию и сделать какие-то замеры и анализы. Чем полнее и точнее проектная документация, сертификаты на сырьё и материалы, на оборудование – тем объективнее картина. А в данном случае у нас не было практически ничего. Тёплый фасад – это может быть и комплексное решение, и какие-то отдельные элементы. В спецификациях отсутствовал перечень материалов, единственное, что было указано – что приоритет отдаётся российским производителям, но ни по маркам, ни по происхождению, где закуплено, как – у нас данных не было. Стеклопакеты – тоже ноль информации. И так далее, за что ни возьмись.

— Допустим, вы получили бы весь пакет документов. Думаете, можно было бы рассчитывать на сертификацию хотя бы по первому уровню?

— Едва ли. Если проектировщики не работают с первого шага на сертификацию заодно с оценщиками, задним числом мало что уже можно поправить, или это обойдётся слишком дорого, как всегда с переделками. Вот у них в школе, например, есть витражная система, которая в принципе имеет целью создавать максимум тепла и света в помещении, что экономит электроэнергию. Это отлично. Но поставили её там, где люди почти не бывают: на транзите из одной части здания в другую. Или другой пример: в школе большие окна, много света, но опять-таки не там, где естественное освещение нужнее всего, не в классах, – в классах самые обычные, стандартные окна, – а в зонах, где люди бывают только на переменах между уроками. И большинство классов ориентированы окнами на запад, а не на юго-восток, как рекомендовано санитарными нормами и правилами и, соответственно, включено в систему «Зелёные Стандарты».

IMG_1108_1

— А что показали замеры и анализы, которые вы делали?

— Мы измеряли температуру, влажность и освещённость в учебных помещениях. В принципе, всё в пределах нормативов, разве что воздух чуть суше, чем следует.

— Это обычная история, у нас везде в домах воздух пересушен, особенно зимой.

— Да, согласна. Они это обнаружили с нашей помощью и установили в учебных помещениях ионизаторы воздуха…

— Но вы же понимаете, что это решение противоречит принципам эко-устойчивости и «зелёной» архитектуры…

— Безусловно, но когда стало очевидно, что сертификация по «Зелёным стандартам» просто невозможна, что они в сложившейся ситуации набирают менее 40 процентов от того, что требуется даже для минимальной оценки, такие соображения уже не играли роли. В конце концов, для администрации школы, естественно, первично здоровье детей, а не соответствие стандартам.

IMG_6059-2_405

— Администрация школы сильно расстроилась?

— Нет, не думаю. Для них факт наличия или отсутствия у школы сертификации по «Зелёным стандартам» не имеет никакого значения. Это проектировщиков и заказчиков должно было бы волновать, это их престиж и профессиональный уровень, а не директора школы или завуча. Директору гораздо интереснее было узнать, где они находятся, в какой точке, и что можно сделать для улучшения комфорта и на чём сэкономить.

— Вы дали им предложения?

— Да, исходя из того анализа, который удалось сделать. Уже намечена некоторая программа действий. Они постепенно будут менять в школе освещение с люминесцентных ламп на энергосберегающие. В перспективе, поставят систему управления светом, которая станет подстраивать уровень яркости ламп под уровень естественной освещённости. Датчики присутствия и движения в туалетах, чтобы там свет попусту не горел. Планируют специальные водосберегающие насадки на сантехнику. Мы им рекомендовали обязательно иметь в штате ответственного за экологические мероприятия, создать план-график работ и улучшений: это предусмотрено «Зелёными стандартами». Мы им также посоветовали оборудовать у школы стоянку для велосипедов и организовать раздельный сбор мусора, а также сбор использованных батареек.

IMGP5320_1

— Когда всё это будет сделано, они смогут пройти сертификацию?

— С теми исходными условиями, о которых я говорила, – вряд ли. Но, повторяю, им это не очень и нужно, да и бюджета у школы на полноценную «зелёную» модернизацию нет, не говоря уж о том, что у них своих ежедневных забот невпроворот. Чтобы строить «зелёные» школы даже по типовым проектам, надо соответствующие решения закладывать на начальной стадии. Но со школами, с бюджетом никто не работает в Москве в этом направлении, и это очень обидно.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]