facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Инфраструктура

26 января 2014 | Сергей Панасенко
Садовое кольцо или кольцо садов?

6_nep_nep__nep

       Медленно текущая 16-километровая автомобильная река Садового кольца, тугим ошейником охватившая центр Москвы — один из пугающих образов столичного транспортного коллапса. Лаборатория гелиотектуры «Сергей Непомнящий и партнёры» предлагает превратить жизнь на берегах этой реки из испытания в удовольствие.
Оставим городским властям тешить себя мечтами о поголовном пересаживании автомобилистов на муниципальный транспорт. Для этого Москве не хватает дорог и примерно трёх десятков станций метро внутри Садового кольца. Требуются новые и нестандартные решения. Транспортные потоки, мешающие людям, как когда-то многочисленные реки — Неглинку, Ходынку, Кабанку, Пресню, Фильку и прочие, — надо уводить в собственные горизонты, делать двухмерный город трёхмерным, более активно обживая его не только на плоскости, но и в пространстве. Вопрос только в одном: как?

montr_3_34

     Идея использовать городское подземное пространство под размещение инфраструктуры (в т. ч. транспортной) не нова. И речь — не об обычных тоннелях, которыми сегодня никого не удивишь. Французский архитектор Поль Маймон в 1962 году предложил переместить часть Парижа под Сену. Американский архитектор Макс Абрамовитц предлагал похожий вариант для Питтсбурга (штат Пенсильвания). Однако эти концепции дальше набросков не продвинулись. А вот задуманный канадцем Венсаном Понтом монреальский La Ville Souterraine строился тридцать лет, пока не приобрёл современный облик. Даже Москва может похвастаться своими подземными уровнями: как осуществлёнными, вроде торгового комплекса на Манежной площади, так и оставшимися на бумаге, подобно идее Михаила Посохина от 2006 года убрать под землю автомобильную часть Нового Арбата.

     Но гелиотектор Сергей Непомнящий смотрит на проблему иначе. Гигантские земляные работы среди бесчисленных труб и коммуникаций, в несколько слоёв расположившихся под Садовым кольцом? Он говорит: «Нет». И предлагает не опускать дорогу вниз, а наоборот — поднять над ней часть прилегающей застройки, одновременно надстроив над существующей проезжей частью дополнительные уровни для транспорта, создав в итоге на самом верху огромную свободную площадь для озеленения в самом сердце мегаполиса.

nepomn4

Экополис Москва

     На существующей сегодня улице люди и машины расположены в одной плоскости. Это – известная схема, со всеми её проблемами и неудобствами. Новая улица, по концепции Сергея Непомнящего, такова: парковки убираются под проезжую часть с минимальным заглублением (это самый нижний уровень), на втором ярусе пролегает существующая автомагистраль. Причём её ширина полностью соответствует сегодняшнему Садовому кольцу.
Единственное изменение — жёсткое конструктивное разделение полос движения автомобильного и общественного транспорта. Больше не придётся наблюдать их войну за жизненное пространство: его хватит всем. Разумеется, между транспортными «этажами» предусмотрена возможность сообщения — чтобы машины могли перемещаться по полосам движения не только в горизонтали, но и по вертикали.

     Вся проезжая часть накрыта зелёной «крышей», на которой разбиты парки и скверы и организована пешеходно-рекреационная зона. Между зданиями, расположенными в непосредственной близости от магистрали, и краем транспортной эстакады организованы световые колодцы и каналы, перенаправляющие свет в расположенные в цокольном этаже зданий нежилые помещения: кафе, магазины, салоны и так далее.

razrez_stalo_1

      Чтобы не потерять историческую застройку, ценные здания «отрезаются» от своих старых фундаментов и выдвигаются вертикально вверх на необходимую для сохранения архитектурного ансамбля высоту на мощных строительных гидравлических домкратах. Технология такого подъёма и в мире, и в России давно и хорошо отработана. Затем в освободившемся пространстве достраиваются несущие конструкции, проводятся все коммуникации — в результате получаются дополнительные свободные помещения там, где никто не ждал их увидеть.

     Попутно возникает уникальная возможность скорректировать ущерб, который был нанесён историческому силуэту застройки за последние десятилетия, максимально восстановив его в первоначальном виде за счёт регулирования высоты подъёма зданий различной исторической ценности относительно окружающих построек и фона. В целом новый уровень улицы оказывается поднятым над существующей проезжей частью на 15 метров.

Экономика вопроса

2 copy1114_1

Закрыв всё Садовое кольцо зелёной «крышей» по представленной схеме, по словам Сергея Непомнящего, мы получим примерно 1 млн. кв. метров садов и парков дополнительно: название «Садовое» перестанет звучать как насмешка. Кроме того, в самом центре, где сейчас существует жесточайший дефицит площадей, создаются 2 млн. дополнительных квадратных метров помещений и паркингов во вновь построенной цокольной части поднимаемых зданий. Эти площади можно, следуя современной политике московского правительства, отдать под развитие общественных, торговых, развлекательных и культурных функций города.

     Разумеется, соглашается Сергей Непомнящий, такая операция в масштабах города потребует значительных усилий и инвестиций — по предварительным оценкам, речь может идти о 20–30 млрд. долларов при ориентировочном сроке строительства в 10 лет. Но она, по его мнению, не выглядит экономически сомнительной. Добавочные 2 млн. кв. метров полезных площадей на магистрали общегородского значения, каковой останется Садовое кольцо, — это минимум 2 млрд. долларов арендных поступлений в год. И самое главное — существует трудно оценимый в деньгах, но реальный эффект от повышения качества жизни в городе, подвергшемся такой существенной трансформации. Центр Москвы может превратиться из района офисов и машин в привлекательное общественное пространство для жизни и отдыха.

Главный редактор медиа-ресурса «Зелёный город» Светлана Дувинг:

duvingsv_12

— Проект Сергея Непомнящего нам кажется чрезвычайно смелым и даже в какой-то степени дерзким. Однако при всей своей кажущейся фантастичности он позволяет взглянуть под новым углом на возможности трансформации городских пространств в соответствии с новыми реалиями, а главное — с возможностями, которые нам дают современные технологии. 

Публикуя этот материал, мы отнюдь не призываем начать реализацию столь масштабной идеи прямо сейчас. Вместе с тем, нам кажется, что эта концепция лежит в русле одной из двух главных тенденций изменения городов в XXI веке — повышения количества и качества общественных и культурных пространств одновременно с изменением структуры транспортной составляющей в сторону развития систем общественного транспорта и пешеходного движения.

Но учитывая, что наземная часть большинства крупных городов давно сформирована, традиционными методами ситуацию вряд ли можно исправить. Поэтому необходимо новое видение, новые подходы, новые технологии. Всё это, собственно, и предлагает концепция Сергея Непомнящего.

Профессор кафедры градостроительства МАРХИ Юрий Моисеев:

— Если мы не хотим, чтобы наши города окончательно превращались в подобие хайвеев, надо искать способ сформировать в городе качественно иное пространство для жизни. Идея Сергея Непомнящего как раз относится к числу таких возможных решений, заслуживающих пристального внимания.  Это попытка создать человеческий ландшафт на месте транспортных потоков, убрав их в особую «внутреннюю улицу». Технически всё предлагаемое здесь абсолютно исполнимо, хотя и непросто. Мне импонирует идея минимально зарываться в грунт.

В конце прошлого столетия в Бостоне попытались рационализировать городской транспорт, убрав основные транзитные маршруты под землю, но когда проект Big Dig, как он назывался, был завершён с огромным отставанием от графика и с гигантским перерасходом сметы, сами же американцы признали, что идти вверх было бы разумнее. Самая большая проблема сопряжена здесь в первую очередь с инженерными коммуникациями, с которыми всё равно что-то придётся делать — но это неизбежно при любом варианте развития территории. В конце концов, чтобы создать что-то возможное, надо взглянуть и на невозможное. Идея Непомнящего хороша ещё и тем, что оставляет простор для дальнейшего изменения прилегающих к Садовому кольцу районов. Надо развивать эту идею и наблюдать, что получится.

______________________________________________________________

Пресс-портрет

nepom_fotoСергей Непомнящий  — руководитель архитектурного бюро «Сергей Непомнящий и партнёры». Разработал инновационную типологию жилища на основе эффективного использования солнечного света и видовых панорам. Его подход позволяет на минимальной территории свободно разместить в несколько раз больше жилых квартир, хорошо освещённых естественным светом и полностью зрительно изолированных друг от друга, а также расчётное количество просторных административно-деловых помещений, торговых и развлекательных, спортивно-оздоровительных и детских учреждений. При его участии построено несколько экспериментальных домов, в том числе дом со светоинсоляционными полостями и внутриквартирными атриумами в Ивантеевке (Московская область). В настоящий момент Сергей Непомнящий развивает теорию инновационного проектирования, создал концепцию гелиотектуры. Ведёт авторский цикл лекций «Реурбанистическая экология».

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]