facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Городская среда

25 ноября 2015 |
САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ: КАК НЕ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ?

Беспалов_эколог_эксперт_цэиС того момента, как Государственная экспертиза ввела требование предоставлять санитарно-эпидемиологические заключения на проекты строительства согласованные органами Роспотребнадзора (территориальными или федеральными) при подаче проектов в экспертизу, интерес архитекторов и проектировщиков к теме СЗЗ явно вырос. Главный специалист Центра экологических инициатив Михаил БЕСПАЛОВ обращает внимание на «подводные камни» и ошибки, поджидающие проектировщиков в этой изменяющейся экологической реальности.

Включение Роспотребнадзора в цепочку согласований, напоминает он, связано с тем, что одним из нововведений последнего варианта СанПиН образца 2008 года стало появление в тексте обязательной оценки рисков для здоровья населения, попадающего в зону влияния предприятий I и II классов опасности. Не все инвесторы, не говоря уж об архитекторах и разработчиках рабочей документации, сразу осознали, что это означает и чем это чревато для них.

Например, инвестор намерен построить новое предприятие. Нашли подходящую, как ему кажется, площадку: дороги, энергия, тепло, вода, договорились с местной администрацией. Но если теперь инвестор попытается пойти прежним путём, то вполне может оказаться, что на финальной стадии проектирования, уже после разработки рабочих документов, он обнаружит, потратив много денег и потеряв время, что организация СЗЗ требуемых размеров ни по шуму, ни по главному параметру – чистоте воздуха – невозможна. Проект не будет согласован соответствующим подразделением Роспотребнадзора и потому не сможет пройти госэкспертизу.

По нашему опыту, – вспоминает Михаил Беспалов, – лишь немногие заказчики, причём преимущественно западные компании, начинали именно с оценки комплексного воздействия предприятия на окружающую среду, в том числе и на людей.

По его словам, специалисты ЦЭИ могут уже по характеру предприятия и по заложенным технологиям примерно оценить степень возможного воздействия на окружающую среду и ориентировочно определить величину требуемой СЗЗ, как и потребность в других проектных решениях (например, по отоплению и вентиляции – основным источникам загрязнения атмосферы). Чем раньше архитекторы и проектировщики обратятся к специалистам за расчётами СЗЗ, тем большего числа проблем они избегнут в будущем.

Разумеется, все до последнего технологические и проектные решения не всегда известны даже на стадии внесения документов на госэкспертизу. Но правильная последовательность шагов избавляет инвестора и его команду от необходимости обращаться за специфическим видом помощи: как поправить уже существующий проект «в пожарном режиме», чтобы вписаться в те размеры СЗЗ, которые вытекают из реальности. Кстати, проектные решения, в частности, по вентиляции и отоплению влияют и на ещё одну сторону проекта: энергопотребление и энергоэффективность, что напрямую связано уже с будущей экономикой предприятия.

Беспалов напоминает, что СЗЗ не является собственностью предприятия: обстоятельство, которое нередко упускают из вида. Это территория муниципального образования или федеральных властей. Это делает местные власти важным и заинтересованным участником переговоров по проекту.

— С одной стороны, местные власти заинтересованы в появлении на своей территории новых рабочих мест и в налоговых поступлениях в бюджет, – поясняет Михаил Беспалов. – С другой стороны, поскольку земли СЗЗ принадлежат им, их интерес – сократить их размер до минимума, поскольку тут масса обременений: жильё строить нельзя, детские учреждения нельзя, и так далее. В результате органы власти начинают играть весьма позитивную роль, объективно надавливая на инвесторов и подталкивая их к использованию таких технологий и приёмов, которые позволяют сократить ширину СЗЗ до минимума.

Другой распространённой ошибкой новых проектов Беспалов считает попытку перехитрить и органы госэкспертизы, и даже самих себя. Речь идёт о сознательном занижении размеров СЗЗ проектируемого объекта.

sanitarno_zashitnye-zony_predrpiztiy_1

К примеру, инвестор знает, что предприятие будет строиться в две очереди, но проект заказывает пока только на первую очередь. В результате СЗЗ организовывается из расчёта меньшей мощности предприятия. Когда же доходит до второй очереди, оказывается, что вдоль границы СЗЗ уже что-то построено, и расширение её невозможно. В результате владелец объекта либо вынужден искать способы для соблюдения режима территории существующей СЗЗ – а это время, деньги и задержка пуска второй очереди, – либо ещё хуже: идёт на прямые нарушения по шуму или по воздуху. Последствия всегда печальны: жалобы жителей близлежащих районов, которые по действующему законодательству только и позволяют органам Роспотребнадзора прийти на предприятие с внеплановой проверкой, наложить штраф или, в крайнем случае, и вовсе остановить предприятие.

Но посмотрим на ситуацию теперь глазами другого участника инвестиционного процесса: например, девелопера жилья. Не секрет, что во многих российских городах защитные зоны старых предприятий – один из немногих оставшихся земельных ресурсов в относительно доступных районах. И вот инвестор решает построить жилой дом в старом микрорайоне, попадающем в пределы ориентировочной СЗЗ предприятия. Да и местные власти согласны, участок выделен, конкурс на застройку выигран. И здесь, говорит Михаил Беспалов, возникает коллизия: при разработке градостроительной документации (проекта планировки, застройки, проекта строительства точечного объекта) управление Роспотребнадзора отказывается согласовать отвод участка до разработки нового проекта СЗЗ предприятия.

Инвестор спрашивает: как же так, ведь в СЗЗ уже расположено жильё, почему нельзя построить ещё один дом? А потому, отвечают ему, что последний СанПиН предусматривает не только запрет на размещение в границах старых СЗЗ новых объектов, но и вывод уже существующих, если размер СЗЗ не удаётся сократить до необходимых значений. Поэтому давайте сначала внедрим природоохранные мероприятия, позволяющие уменьшить размер СЗЗ до новых значений, а после вернёмся к вопросу о строительстве. Не наоборот.

О чём это говорит? О том, что если застройщик видит, что участки предлагаются вблизи или тем более в пределах старых промзон, ему необходимо сразу включать в работу специалистов ЦЭИ, чтобы оценить картину и понять, потребуется ли разрабатывать проекты организации новых СЗЗ отдельных предприятий либо группы предприятий, расположенных в промзоне. Только после этого можно будет определить, расположен ли интересующий инвестора участок в границах будущей СЗЗ и можно ли сократить размер СЗЗ за счёт внедрения на предприятии природоохранных мероприятий.

sanitarno_zashitnye_zony_fabric_557745-47

При этом стоит помнить, указывает Михаил Беспалов, что, скорее всего, у действующих предприятий нет ни средств на мероприятия по организации новых СЗЗ, включая, в случае необходимости, отселение жителей, ни реальных мотивов заниматься этим, даже если инвестор готов взять на себя расходы. У некоторых инвесторов при этом возникает соблазн преступить закон, как это случилось в минувшем году в Санкт-Петербурге.

Здесь завод «Реактив» с удивлением обнаружил, что от его имени неизвестно кем подано в управление Роспотребнадзора заявление о сокращения СЗЗ завода с 300 метров до 45–60. Но это неверный путь, а верный – попытаться с привлечением сотрудников и экспертов ЦЭИ разработать такой вариант модернизации предприятия, который был бы выгоден обеим сторонам.

Проектирование СЗЗ – сложная работа. Она требует глубоких знаний нормативов, законодательства, наличия специальной аппаратуры, необходимой для проведения анализов, замеров и разметки территории, программ и методик расчёта. Поэтому во избежание ошибок, потери времени и, соответственно, непредвиденных финансовых затрат, оптимальным способом разработки проекта СЗЗ является обращение к услугам профессиональных агентств – таких, как ЦЭИ.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]