facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Архитектура

22 сентября 2014 | Сергей Панасенко
ШКОЛА, КОТОРАЯ ПРЕТЕНДУЕТ НА «СЕРЕБРО»

СЕМЕЙНЫЙ КАМПУС в инновационном центре "Сколково" должен стать первым в России крупным образовательным учреждением, объединяющим начальную школу и дошкольное образование – детский сад и ясли. Такова современная концепция школьной науки. Право проектирования объекта ООО "АБ ЭЛИС" получило в результате победы в открытом международном конкурсе.

Визитная карточка проекта:

Объект: комплекс начальной школы на 480 детей, детского сада на 150 детей и яслей на 50 детей.
Место: район Д-2 территории инновационного центра Сколково.
Площадь застройки: 10400 кв. метров
Площадь здания: 22300 кв. метров
Срок сдачи: лето 2015
Стоимость: 1,5 млрд. рублей.

Руководитель АБ «ЭЛИС» лауреат Государственной премии России архитектор Николай Лютомский убеждён, что дети отлично понимают и чувствуют красоту. «Школьная архитектура может работать как педагогический инструмент!» – утверждает он. Но только это должна быть особая архитектура.

lut01

Чтобы получить примерное представление о том, какой задумана школа в Сколкове, лучше всего посмотреть на действующую школу в московском районе Тропарёво-Никулино, построенную в 2006 году по проекту АБ «ЭЛИС». Однако сколковская школа не является повторением московской – и по возрастным показателям (средняя школа в Сколково тоже будет, но её проектирует ОАО Моспроект), и по численности: в московской учатся 780 детей. Поэтому она будет отличаться несколькими важными особенностями.

7

Учебные блоки для детей разного возраста связаны с центральным общественно-спортивным блоком переходами в несовпадающих уровнях. Это сделано для того, чтобы малыши не сталкивались между собой в свободное время и не мешали друг другу. Однако для обеспечения максимальной гибкости учебного процесса предусмотрено универсальное пространство для совместной деятельности учащихся. Учителя при желании могут проводить в таком пространстве групповые занятия.

lut02

Самая яркая черта и тропарёвского, и теперь сколковского проекта – большие открытые пространства под крышей. В Сколково кровля должна быть уложена на деревоклеёные гнутые балки с устройством фонарей верхнего света – шедов. Чтобы решить проблему пожароопасности деревянных конструкций, архитекторами были разработаны специальные технические условия на это здание, которые прошли согласование и были одобрены и в МЧС, и в минстрое РФ. Деревянные фермы должны бы приходить с завода в Смоленской области, что по идее гарантирует стабильно высокое качество. Открытое для обозрения дерево, доказывает Николай Лютомский, принципиально ещё и потому, что оно задаёт уровень и вид отделки. Специально под эту школу финские дизайнеры разработали мебель, учитывающую детскую анатомию. Впрочем, судьба этой части проекта остаётся покрытой тайной.

lut002

lut07

lut06

Единое пространство под деревянными фермами объединяет зону входа, зимний сад и спортивные залы. Вообще, работе с пространством в этом проекте уделено очень много внимания. Классы теряют свою классическую прямоугольную форму и превратились в сотовые ячейки, что, как полагают архитекторы, развяжет педагогу руки и позволит по-разному организовывать работу в классы в рамках различных учебных методик. Философия их обращения со школьным пространством, как объясняет Николай Лютомский, покоится на трёх китах.

Первый – прозрачность: максимум открытых для наблюдения пространств, повсюду стеклянные вставки в двери, части стен или стены из прозрачного или цветного стекла. Второй – открытость: как можно больше распахнутых зон – широкие коридоры, просторные рекреации, высокие потолки; пространства одного назначения, плавно перетекающие в территории с другими функциями. И третий – трансформируемость: широкое использование вмонтированных в стены и мобильных перегородок, позволяющих «перекраивать» помещения под конкретные задачи или потребности.

Следующая важная деталь школы – свет, точнее, обилие дневного света. Верхнюю кромку окон архитекторы располагают максимально близко к потолку, чтобы получить максимальное количество света и солнечного тепла. Площадь остекления составляет 40% площади стены для южной, восточной и западной ориентации, а на северной стене доля стекла повышается до 55% площади. Зенитные фонари пропускают свет глубоко в помещение и создают равномерное дневное освещение там, где поблизости нет окон.

Для помещений, предназначенных для маленьких детей, окна запроектированы разной высоты до подоконника. Архитекторы считают, что так создаётся более интимное пространство, лишённое казённой монотонности.

lut05

lut04

lut03

Разумеется, чем больше окно, тем больше потери тепла через него. Частью решения является выбор в пользу энергоэффективных стеклопакетов со стеклом с низким значением коэффициента теплопотерь. Но Николай Лютомский также говорит, что если сравнить площадь остекления с внутренним объёмом здания, то окажется, что за счёт большой глубины помещений роль остекления в общих теплопотерях здания не так и велика.

Архитекторам пока не удалось согласовать с органами госэкспертизы два момента. Так, основной школьный бассейн они вынуждены были ограничить в глубине до 0,6 м – что лишает его практического смысла; но что более болезненно, их вынудили отказаться от размещения детского гардероба с индивидуальными шкафчиками в подвальной части зданий (хотя вот автор в детстве ходил в школу, где наш гардероб располагался именно в подвале). Из-за этого помещение для переодевания перекочевало в атриум – чего быть, по замыслу, никак не должно. Впрочем, Николай Лютомский рассчитывает, что как и в случае с деревянными балками, ему удастся согласовать ещё одни СТУ и ликвидировать эту нелепость.

3

В проект заложено несколько интересных предложений по организации наружного освещения. Стены с вентилируемым фасадом предлагается обшить либо тонкими листами мрамора, либо стоунглассом, с тем, чтобы под ними установить светильники на светодиодах. При правильном исполнении это создаст эффект прозрачной светящейся изнутри стены. Вопрос и здесь упирается в намерение заказчика вести рабочее проектирование и строительство силами генподрядчика: нет никакой гарантии, что проект под штампом «уплачено» будет реализован так, как предложили авторы.

Это имеет значение ещё и потому, что в Сколково установлено как закон: все строящиеся здесь объекты должны иметь уровень сертификации по LEED не ниже «серебра». Однако проектом этой школы по целому ряду причин не предусмотрены ни мероприятия по очистке и повторной утилизации бытовых и дождевых вод, ни применение солнечных электрических панелей (хотя на некоторых других объектах в Сколково гелиоэнергетика использована).

lut11

lut10

lut09

lut08

Эко-сертификацией сколковской школы занимается Эко-Стандарт Груп, где оценили чек-лист по системе LEED 2009 для школ. Согласно заключению экспертов, при учёте требований системы LEED на стадии рабочей документации и на стадии строительства школа сможет получить максимум 58 баллов при минимуме для «серебра» в 50 баллов. Поэтому для получения искомого уровня потребуется очень тщательно контролировать выполнение требований LEED: запаса по баллам практически нет.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]