facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Устойчивое развитие

2 февраля 2016 | Алексей Поляков, председатель Правления Совета по экологическому строительству
Страна Япония: не только роботы, но и люди

Япония, Стамбул-Барселона, Генуя-Барселона, две Америки 1532

В школе мы выучили, что Япония — это страна восходящего солнца и дешевой электроники. В институте мы узнали, что японский пузырь экономики и недвижимости сдулся и началась долгая рецессия. В зрелом возрасте мы понимаем – страна является лидером в устойчивом развитии, но доказательства видны только при внимательном рассмотрении. Знакомству со страной синего светодиода и умных городов способствовала профессиональная стажировка в ноябре по теме информационные технологии и городская инфраструктура.

Порт Йокогама: из 19 века – в будущее

Во многих других странах модная и трендовая экологичность видна невооруженным глазом, часто даже выставляется напоказ. Природная скромность в переносном смысле – в Японии нет полезных ископаемых и обширных территорий – вынуждает делать акцент на высоких технологиях, интеллектуальном труде, подходах устойчивого развития. Это реализовано в принципах смарт сити, редевелопменте территории, управлении городом и энергией, общественном транспорте, переработке мусора. В других странах есть более яркие отдельные примеры в каждой из этих отраслей, но Япония известна комплексным и взвешенным подходом и доказанной временем эффективностью.

Идея создания делового района в Йокогаме недалеко от Большого Токио родилась в 1965 году, через 20 лет началось строительство на общей площади 186 га. Проект получил публичным голосованием имя Minato Mirai 21, или «Порт будущего» и даже сейчас демонстрирует лидерство в теме регенерации городских территорий и smart city. На месте судостроительных верфей и сортировочной станции построены третий по высоте небоскреб в стране вместе с 3 башнями поменьше, дворец для мероприятий, филармония, парк развлечений с колесом обозрения, офисные центры, круизный порт, мост через залив, станции метро и пригородных поездов, парки и променады, музеи. Огромная инфраструктура времяпровождения включает 5 крупных отелей на 300 номеров, 600 магазинов и более 200 ресторанов. В год Minato Mirai привлекает около 60 млн. посетителей.

Япония, Стамбул-Барселона, Генуя-Барселона, две Америки 1447

«Йокогами Сити» высотный центр умного города с третьей в стране небоскребной доминантой

В теме умных городов Йокогама отметилась кейсом Yokohama Smart City Project (YSCP). Это крупнейший демонстрационный проект по управлению потреблением энергии по запросу (demand response), который охватывает 3 района и 420 тысяч людей в 170 тысячах домохозяйств. Цель: снижение на 30% выбросов СО2, визуализация использования энергии, сглаживание пиковых нагрузок, хранение излишков. 4 тысячи домов, коммерческие здания на 800 тыс. кв.м., общины объединены иерархичными системами управления энергией (EMS) разного уровня (Home, Building, Community). После установки систем удалось снизить на 20% выбросы СО2 в домах (из них половина – только за счет наглядности и контроля потребления энергии) и на 20% — пиковые нагрузки объектов. У конечных пользователей есть интерфейсы, отражающие режимы, стоимость и премии за снижение пикового потребления.

Япония, Стамбул-Барселона, Генуя-Барселона, две Америки 1440

На улице умного города: smart – это не только энергия и транспорт, но и комфортная среда обитания. С одной стороны стены, отделяющей улицу и внутреннее пространство – сквер, с другой – искусственный водопад

В Японии есть еще целая когорта умных и экологичных городов: Fujisawa, Funabashi Morino, Kitakyushu, Keihanna и Toyota City. Первый проект из этого списка стоимостью 750 млн. долларов инициировал крупнейший производитель электроники в Японии к своему 100летнему юбилею на месте бывшего завода. Зеленые характеристики проекта включают в себя: лесополосу через весь город, учет направления господствующего ветра, инфраструктуру по зарядке и совместному использованию электромобилей, малозаметные солнечные панели, градостроительство с учетом хранения энергии и снижения числа личных машин, умные бытовые приборы и оборудование для производства и хранения альтернативной энергии в домах и общественных зданиях, видеосистемы безопасности, медицинские учреждения и центры для пожилых, инфраструктуру для пешеходов. Цель 9 японских компаний-лидеров в этом проекте – 70% снижение выбросов СО2 (от уровня 1990 года).

Парламент Японии и центр Токио утопают в зелени

Парламент Японии и центр Токио утопают в зелени

Токио жжет

Большой Токио активно делится со всеми интересующимися своей моделью сбора, переработки и сжигания бытового мусора. Главный принцип очень простой: «Не мусорить!». При сопоставимом GDP на одного жителя (около 35 тысяч долларов в год) Япония производит городского мусора практически в 2 раза меньше США (400 кг в год против 750 кг), снизив этот показатель более чем на 40 % с 1990 года. Токио успешно реализует принцип 3R: Reduce, Reuse, Recycle (снижать объем, повторно использовать и перерабатывать мусор), сортируя мусор на месте, не только на сжигаемый, но и на несколько фракций несжигаемых отходов, начиная эту работу с образования в школе и воспитания в семье.

Школьникам демонстрируют продукты переработки и утилизации отходов на мусоросжигательном заводе прямо рядом с печью

Школьникам демонстрируют продукты переработки и утилизации отходов на мусоросжигательном заводе прямо рядом с печью

100% сбор и транспортировка мусора в течение одного дня проводится компактными мусоровозами, при этом дополнительно организуется сбор отходов у пожилых людей. Экологичные мусоросжигательные заводы расположены прямо в черте города в каждом муниципалитете, снижая затраты на доставку мусора – они вырабатывают значительно больше электричества, чем затрачивается на сжигание, и дополнительно утилизируют тепловую энергию. После сжигания объем мусора уменьшается примерно в 20 раз, а плавление пепла в шлак уменьшает объем еще в 2 раза.

Дополнительно, практика по термическому рециклингу пластика из мусора, которую город начал в 2006 году, позволил снизить на 80% объемы обработки несжигаемого мусора. Двойное сжигание (мусор-зола-шлак) позволяет в среднем на 7% в год снижать с 1990х объемы остатков горения, вывозимых на гигиенически чистые и внешне опрятные свалки. В конце переработки бытового мусора из гранул инертного шлака, осадков сточных вод, индустриальных отходов, измельченного несжигаемого мусора, материалов дноуглубления, строительного мусора отсыпают искусственные острова, на которых в конце жизненного цикла свалки строят успешные коммерческие объекты и парки – природные и развлекательные. Самым известным из таких искусственных «сооружений» является остров Odaiba в Токийском заливе, соединенный с центральным Токио Радужным вантовым мостом, который и сам является визитной карточкой города. Мост по ночам светится красными, белыми и зелеными огнями, энергию для которых собирают днем от солнца.

Rainbow Bridge сияет всеми светодиодными цветами радуги

Rainbow Bridge сияет всеми светодиодными цветами радуги

Остров в начале играл оборонительную роль, в середине прошлого века стал приморским районом, а в наше время превратился в центр апартаментов, торговли и развлечений. Odaiba вместе с Minato Mirai остаются единственными местами, где есть доступ людей к побережью. Этот насыпной остров, как и многие проекты в мире (например Canary Wharf в Лондоне) имел долгую историю реализации, несколько этапов, множество банкротств. Проект стартовал вначале 1990-х как витрина жизни будущего, но японский рынок капитала и недвижимости начал стагнацию, и только на переходе веков остров стал центром туризма и отдыха, с большими торговыми центрами и отелями, штаб-квартирами крупных компаний, транспортными связями (метро, пригородные поезда, монорельс, автобусы, паромы). Здесь будут проходить игры летней Олимпиалы-2020 (пляжный волейбол, триатлон, марафонское плавание, гимнастика). А сейчас туристы едут посмотреть и посетить реплику статуи Свободы, колесо обозрения, выставку современных и ретро-автомобилей, музеи, выставки, японские национальные бани.

Во время стажировки была проведена экскурсия на один из мусоросжигательных заводов в Тамагаве. Существующее здание и оборудование – это третья стадия данного проекта. Первоначально он был построен в 1962 году для обработки 20 тонн мусора в день. В период с 1973 по 2000 год вторая очередь проекта сжигала 600 тонн. В 2003 году за 15 млрд йен было построено новое здание и поставлено современное оборудование, производящее 6,4 МВатт энергии. Сейчас утилизируется 300 тонн в день, но идет двойное сжигание и выбросы в атмосферу минимизированы. Корпоративные критерии компании-оператора завода по некоторым выбросам в несколько раз ниже государственных норм. В Тамагаве применяется технология роторной механической топки для сжигания мусора и вращающаяся поверхность для плавления золы. Из других технологий в муниципалитетах Токио распространены мартеновские печи, сжигание в кипящем слое, газификация мусора и плазменная топка для золы.

Мусоросжигательный завод в Тамагаве зеленый не только на макете – он расположен на берегу реки в плотной жилой застройке

Мусоросжигательный завод в Тамагаве зеленый не только на макете – он расположен на берегу реки в плотной жилой застройке

Умные города – для людей

Япония, Стамбул-Барселона, Генуя-Барселона, две Америки 1549

Крыша многоуровневой парковки возле здания МИД Японии

Интересен продемонстрированный опыт Японии в области генерального планирования, архитектуры и домостроения. Японские компании консультируют и проектируют умные города не только у себя дома, но и во всем мире. Из новых домашних проектов будущего можно отметить Kashiwa-no-ha («Дубовый лист»), который строится возле кампусов токийского университета. Пилотным проектом в России является район «Преображенский» в Красноярске, есть ряд проектов с японским проектированием в Москве и Санкт-Петербурге. Из японских международных проектов можно отметить деловой район Yujiapu с низким выбросом углерода в китайском Tianjin. Генеральный план, экономия энергии в зданиях; локальная, ранее не используемая и возобновляемая энергия, отсутствие эффекта «теплового острова», управление энергией, ландшафт, контроль над мусором, водопотребление, транспорт – все это может сделать район первым в мире, который снизит выбросы СО2 вполовину к 2030 году. Все это начало реализовываться в Китае с его многочисленными экологическими проблемами значительно раньше инициатив, озвученных только что в Париже в рамках конференции по климату COP 21.

Япония, Стамбул-Барселона, Генуя-Барселона, две Америки 1484

Токийская площадь Shibuya – нью-йоркская Time Square и лондонская Piccadilly Circus в одном флаконе с ТПУ

Полезен токийский опыт в реализации проектов TOD, Transit Oriented Development (развитие, ориентированное на транспорт) или по-нашему транспортно-пересадочные узлы. Классическое понимание TOD включает в себя строительство жилой и коммерческой недвижимости, спроектированное для максимального доступа к общественному транспорту и для поддержки потоков пассажиров. Вокруг остановки или станции в радиусе 400-800 метров, комфортном для пешехода, строится высокоплотная недвижимость, при удалении от станции плотность понижается. Токио во многом схож с Москвой, и полезно изучение подходов консультантов, генпланистов и архитекторов для решения проблем, полностью аналогичным нашим. Многоуровневый TOD есть в проекте Minato Mirai над станцией метро, расположенной под торговым комплексом и небоскребом на площади Королевы. Самым известным токийским TOD является станция Shibuya – здесь на многих уровнях объединены самый большой в мире перекресток, на котором зеленый свет включается одновременно на всех улицах; несколько станций метро, пригородных поездов и автобусных маршрутов, многофункциональные здания, торговые улицы, памятник собаке Хатико. Эта история о верном псе, ждущего своего хозяина, не только получила экранизацию в Голливуде, но и характеризует японцев с человеческой стороны. Они много работают и поклоняются не только синтоистским и буддистским богам, но и верности и любви. Именно для таких людей и строят города будущего…

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]