facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Бизнес-стратегии УР

18 июля 2013 | Анна Хабарова
Стратегии устойчивости

стратегии_1

     В цепочке ценностей устойчивой компании должен быть найден оптимальный баланс между ценностями бизнес-процессов и ценностью этих процессов для общества.

       Я помню, как-то раз, когда я работала в экспертизе строительных конструкций, мне попался один совершенно жуткий объект, который может послужить примером того, как строить не надо.  Возводили большой складской терминал из монолитного железобетона. Трещали декабрьские морозы, а жадный подрядчик хотел поскорее «отбить» закупленную специально под появившиеся объёмы производства опалубку. Дожидаться, пока бетон наберёт проектную прочность, он категорически не желал. Несмотря на все усилия экспедиторов (то есть нас), всевозможные предписания о том, что погодные условия строительства не позволяют снимать опалубку в столь короткие сроки, что испытания показывают полную неготовность бетона, подрядчик стоял на своём. Всё было тщетно.

      Впрочем, в этом конкретном случае великий русский авось не помог. Когда весной на стройке защебетали птицы и побежали весёлые ручейки, консольная плита перекрытия одного из зданий дала серьёзный крен и практически провалилась в лифтовую шахту. Даже боюсь представить ту кругленькую сумму, которую пришлось потратить на исправление этой строительной ошибки.

      Затраты оказались более серьёзными, чем представлялось. Помимо денежных, учитывайте и временные потери. Инженеры в КБ должны были пересчитать смету и подготовить дополнительную документацию, которую затем необходимо было согласовать. Потом выяснилось, что здание в этом месте аварии нагружать уже нельзя – и так два монолитных этажа возведены выше. Пока ситуацию утрясали, объект простаивал, и компания несла убытки.
Мораль сей басни проста: в погоне за прибылью выигрывает тот, кто тщательнее оценит риски и подстелет соломки там, где будет падать. Подрядчик, ловко «оборачивающий» опалубку, не успел сказать «Довольно!» своей золотой антилопе, и его засыпало уже в прямом смысле.

Устойчивый подрядчик

      Чем отличается подрядчик из устойчиво развивающейся компании (т. е. компании, принявшей УР в основу своей стратегии)? В погоне за прибылью он думает об обучении своих рабочих, о закупке и внедрении усовершенствованного оборудования для обогрева злосчастной плиты, поскольку знает: существует риск, что авось не сработает, и придётся платить не только деньгами, но и репутацией.

     Говоря о стратегии устойчивой компании, мы отводим главное место адекватной оценке рисков, связанных с её деятельностью. Риск даёт ответ на три ключевых вопроса: что может пойти не так, чего ожидать и при каких обстоятельствах? К этим вопросам можно добавить ещё один: что может быть сделано для управления определёнными рисками и кто должен быть в этом задействован? Прошу обратить внимание, что среди этих вопросов, определяющих стратегию компании, нет лозунга «Кто не рискует, тот не пьёт шампанского!». Риск всегда должен быть оправдан. Прежде всего – наличием плана «Б».

       Как нас учат бизнес-консультанты, самый простой способ оценить ситуацию – это изобразить её в виде карты, или небезызвестной «цепочки ценностей» компании. Составляя цепочку ценностей, девелопер думает: «Ну вот, навязывают своё устойчивое строительство, теперь меняй привычный ход вещей!». Однако более расторопная компания сумеет разглядеть, что на карте бизнес-процессов организации явно проступают ВОЗМОЖНОСТИ.
Возьмём «внутреннюю логистику» – доставку строительных материалов на объект. Теперь умножим её на количество километров от объекта до поставщика и получим «транзакционные издержки». Иначе читаем так: «Здесь можно сэкономить».

     Возникает вопрос: а откуда мы взяли такого поставщика? Оказывается, он возил нам те же самые материалы на предыдущий объект, а после этого нам было лень заново исследовать рынок, искать новые предложения, изучать появившиеся возможности.

piramida

      Устойчивая компания – это компания, которая постоянно контактирует с обществом. Зарабатывает сама и помогает заработать другим.  Призываю работать над каждым пунктом бизнеса – операционной деятельностью, внешней логистикой, маркетинговой политикой, эксплуатацией готовых объектов. В итоге мы получим основу для устойчивой, а значит – эффективной, стратегии.

     Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, поэтому главное место в цепочке ценностей будет отведено достижению в долгосрочной перспективе прибыльности компании, превышающий средний уровень по рынку. Здесь необходимо отметить, что строительные компании в отношении времени подобны банкам: чем старше, тем надёжнее – закон жизни для строительного бизнеса.

      И выживает не сильнейший, а дальновиднейший. Ведь замороженный «недострой» – это закопанные деньги девелоперов, и ни один вкладчик не захочет потерять свои кровно заработанные.

     Стабильность – признак мастерства. Доходность бизнеса в долгосрочном периоде выше среднего уровня по отрасли – это и есть лидерская позиция на рынке. Обеспечить это место поможет правильно выстроенная стратегия компании, которую можно будет назвать устойчивым конкурентным преимуществом.

     Большой разброс в объёмах производства строительных компаний свойственен нашей отрасли, однако благодаря стратегии устойчивости даже небольшой организации под силу стать лидером и узнаваемым брендом.
Организация, способная прогнозировать экологические риски и преследующая практику социальной ответственности в бизнесе, может превратить свои управленческие, технологические и инфраструктурные компетенции в реальные конкурентные преимущества.

      Решил стать энергоэффективным? Глядишь – и ты попадаешь под федеральную программу поддержки энергоэффективных проектов. А там уже и на конференцию зовут выступить, и в прессе отметят. И обратят внимание девелоперы: с инновационной компанией все хотят работать, поскольку у государственно-частного партнёрства инновационные компании – в статусе «приоритетных проектов». И иностранный капитал зелёным бизнесом привлечь легче.

      Рецепт хорошей стратегии находится в балансе, и не только бухгалтерском. В свою очередь, в цепочке ценностей компании должен быть найден оптимальный баланс между ценностями (прибыльностью, если хотите) бизнес-процессов и ценностью этих процессов для общества, которое также является стейкхолдером для дальновидной компании. Именно такая стратегия, построенная на базе равновесия между собственными внутренними интересами компании и внешними интересами стейкхолдеров, будет эффективной.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]