facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Зеленый город

6 февраля 2017 | Мария ЗАХАРОВА
«СВЕТОВОЙ ДИЗАЙН НУЖЕН, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ГОРОДА ЗЕЛЁНЫМИ…»

Ещё сравнительно недавно ни светового дизайна, ни светодизайнеров не существовало. Было уличное освещение, обычное или праздничное (иллюминация), хорошее или плохое, и были инженеры-осветители. Что дало толчок новому виду деятельности? В чём его изюминка? Об этом Мария ЗАХАРОВА беседует с Карстеном ВИНКЕЛЬСОМ, арт-директором и руководитель группы дизайнеров ООО «СветоПроект» холдинга БЛ Групп.

Карстен Винкельс (Karsten Winkels),  архитектор, светодизайнер. Родился в 1959 году в г. Люденшайд, ФРГ. Окончил архитектурный факультет Дортмундского университета  и Западногерманский институт прикладной светотехники, факультет практической светотехники. В 1990 году основал собственное архитектурное бюро Winkels Concepts, Planning&Lighting projects  (с 1990 по 2011 – Winkels&Partner, ребрендинг проведен в 2011 г.).

Занимаясь реконструкцией исторических центров западногерманских городов Оберхаузена и Мюльгейма-на-Руре, обратил особое внимание на световой дизайн для городской среды, что стало в результате одним из основных направлений его деятельности. Созданные им проекты для благоустройства городов и специально разработанные серии уличных светильников отмечены многими национальными и международными наградами.

В светодизайнерском портфолио Карстена Винкельса – разработка концепций мастер-планов освещения старинных немецких городов (Дрезден, Филлинген-Швеннинген и Людингхаузен), проекты ландшафтного освещения и световые решения для выставок садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна в Германии в городах Хайденхайм и Леверкузен, а также проекты освещения общественных зданий, памятников архитектуры и частных резиденций.

Московский офис Winkels Concepts открыт в 2005 году. Среди российских проектов бюро – проекты освещения одного из строящихся офисных зданий в Москва-Сити, ТЦ «Школьник» в Москве, проекты освещения Торговых центров в Тульской и Московской областях, проекты освещения частных загородных резиденций в Подмосковье. Разработка сценографии и светодизайна для выставки «Русская бессонница. Сезон первый», в сотрудничестве с фондом Art Line Foundation в Музее-усадьбе «Царицыно» в Москве в 2011 г. Разработка сценографии и светодизайна для выставки в Петербурге весной 2013, в Мраморном дворце (филиал Русского музея) “Загадки русской души. Взгляд из Германии”, в сотрудничестве с Русским музеем и фондом Art Line Foundation.

В рамках деятельности в качестве Арт-директора на фирме «Светопроект» (БЛ Групп, Москва), как автор и главный архитектор – в 2014 г – разработка Концепций внешнего архитектурного освещения в Москве: проект улицы Маросейка-Покровка (охранная зона Кремля), проект вылетной магистрали Щелковское шоссе, (от центра Москвы, от Бульварного кольца до МКАД), проект «Сталинские высотки» (семь зданий – МГУ, МИД и т.д.)

— Итак, световой дизайн. Как, зачем и почему он возник?

— Световой дизайн, как мы его понимаем сегодня, зародился в 1989 году во Франции. Именно тогда был разработан первый в мире световой мастер-план: концепция освещения Лиона авторства Ролана Жеоля (Roland Jeol), принятая местным городским советом.

Изначально световые мастер-планы создавались в рамках концепций по благоустройству городов и представляли собой несколько облегчённый вариант, если так можно сказать, по сравнению с сегодняшними. Со временем появились другие приоритеты, связанные с экологией и экономикой (энергопотреблением и жизненным циклом), что повлияло на освещение в целом.

В последние годы стала активно разрабатываться тема «умного города», которая стала своего рода преамбулой к созданию сетевых многофункциональных городов.

Кроме того, мы столкнулись с глобальным внедрением светодиодных технологий для решения самых разных задач освещения – от решений для смартфонов и планшетов до автомобильной индустрии, офисного, тепличного и уличного освещения, что стало технологической революцией.

Недавние научные труды, посвящённые физиологическому и психологическому воздействию света на человека, лечению заболеваний светом, даже наличие такого факта, как световые шоу в городах, разбудило в людях новое понимание данного явления в целом.

Проектирование освещения – это искусство, основанное на хорошем знании физических законов распространения света, законов оптики, на понимании материалов, меняющих свои свойства под воздействием света, и многом другом.

Проектирование освещения для российского городского пространства: улиц, площадей, парков, архитектурных объектов – требует глубоких знаний в области архитектуры, художественных стилей, истории.

В центре работы светодизайнера, сложной, высокохудожественной, всегда находится человек и понимание того, как влияет свет на человеческое восприятие, здоровье.

Главными в европейском городском планировании 60-х годов 20 века были интересы автомобилистов и городской транспортной системы. Вскоре стали известны плачевные результаты этой деятельности: городскому пространству, паркам был нанесен непоправимый ущерб. Параллельно с увеличением дорожного траффика загрязнение воздуха в черте города достигло недопустимых размеров.

Ближе к концу 80-х-90-х годов крупные города превратились в непривлекательные для людей места проживания. Так было не только в Европе, но и в Америке. Обеспеченные горожане переехали в пригороды, а города стали местом, где человек работает, транспортным узлом с административными функциями и торговыми центрами.

Чтобы как-то противодействовать данной тенденции, были разработаны программы, аналогичные программе «Моя улица» в Москве. Их целью было сделать города снова привлекательными для жителей, превратить в культурную среду обитания. Профессии светодизайнера тогда ещё не существовало.

Будучи участником градостроительного конкурса для Оберхаузене и Мюльхайме в 1987 году, я предложил новый подход к освещению и выиграл.

— Освещение общественных пространств (фасадов, улиц, дорог, площадей, парков) проектируется на основании ряда нормативов (например, СНиП 23-05-95). А чем сегодня руководствуются светодизайнеры при разработке своих проектов, кроме личных вкусов? Насколько решения по светодизайну нормализованы, стандартизованы, зарегулированы?

— Стандартизация решений в области освещения может быть условно поделена на две группы. Первая группа – в зависимости от проекта, исходя из особенностей человеческого восприятия, – требования по уровням освещенности с точки зрения безопасности.

Вторая группа – документы наподобие московских городских строительных норм (МГСН 2.06-99), уставы городов и прочее. Эти стандарты учитывают особенности того или иного городского района, его флору и фауну. Например, в Германии, в Дрездене, для защиты находящихся под угрозой исчезновения летучих мышей был принят устав, регулирующий освещение мостов, которые пересекают реку Эльбу.

— А нет ли противоречия между идеей зелёного экоустойчивого города и светового дизайна? Как сочетаются принципы green building и светового дизайна, прежде всего с точки зрения экономии энергии и зелёной экономики? Как вы учитываете эту проблематику при разработке своих проектов?

— Нет, я не вижу противоречия. Световой дизайн нужен для того, чтобы сделать города привлекательными для жизни, зелёными. Сегодня мы наблюдаем обратное по отношению к 90-м годам явление: люди из пригорода перемещаются в город. Это можно увидеть, если проследить динамику роста цен на недвижимость по всему миру. Снова актуально жить и работать в одном и том же месте, в новом, зелёном городе, с особой культурной атмосферой.

Если вы создаете качественный светопроект, вне зависимости, идет речь о городском районе или каком-то загородном объекте, то вы непременно руководствуетесь принципами зелёного строительства.

С помощью сенсорных технологий, которые регулируют жизнедеятельность «умного города», мы можем обнаружить присутствие людей, к примеру в здании, или определить, есть или нет на дороге участники дорожного движения. Также мы можем полностью регулировать источники света в любой заданной точке, а значит – включать и выключать освещение по мере необходимости, при появлении человека или транспортного средства.

Другие датчики измеряют количество солнечного света и обеспечивают столько искусственного света, например, в офисе, сколько необходимо, исходя из рекомендаций врачей. Современные системы управления освещением настраивают таким образом, чтобы они учитывали биоритмы человека.

Низкое потребление энергии светодиодами, новые виды накопителей энергии, в частности, экологически безопасные солнечные батареи, можно использовать при реализации того или иного проекта, если, конечно, позволяют географические широты.

— Системы экологической сертификации зданий имеют в своём составе рекомендации по расположению источников света, по коэффициенту цветопередачи световых приборов, по визуальному комфорту. Как вы учитываете (если учитываете) эти рекомендации в своих проектах?

— Да, при дизайне внутреннего освещения мы руководствуемся данными рекомендациями, учитываем также биоритмы человека. Но главное препятствие на пути – экономические ограничения, иногда непонимание со стороны заказчика.

— В зелёном строительстве делается упор на экологичность внешней среды объекта, отсутствия негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Как учитывается в световом дизайне физиологическое воздействие света на людей и на городскую фауну и даже флору (например, есть данные, что неграмотные попытки организации освещения могут негативно сказываться на растениях: при обматывании деревьев плотной сеткой мелких лампочек дерево может погибнуть в связи с электромагнитным излучением осветительной системы)?

— Безусловно, воздействие учитывается. Будучи светодизайнерами, мы знаем обо всех негативных последствиях, которые может нанести свет природе и человеку. Между прочим, это не только электромагнитное излучение, но и тепловыделение от источников искусственного освещения. Сейчас рассматривается вопрос о том, как уберечь от столкновения с освещёнными небоскрёбами перелётных птиц, которые гибнут тысячами в период миграции.

— В США 30 лет действует International Dark Sky Association, которая борется против светового загрязнения городов как вредного для насекомых, птиц и людей. Её лозунг – освещение только там, где это необходимо. Световое загрязнение городов является реальной проблемой, о которой вы сами не раз говорили. Но где золотая середина между световым дизайном и световым смогом? Как определить, где заканчивается одно и начинается другое? Есть ли объективные критерии, или они все вкусовые и субъективные?

— Я думаю, что в данном вопросе нет золотой середины: есть только плохой или хороший дизайн освещения. Хороший дизайн как раз и обеспечивает свет именно там, где нужно. Современные технологии, оптика и системы управления освещением – вот наши верные помощники.

Вообще говоря, определить, где начинается световой смог и заканчивается дизайн, довольно трудно, так как всё зависит от конкретной задачи, городского пространства или размера фасада. Мой подход близок к подходу немецкого архитектора-минималиста Людвига Миса ван дер Роэ: «Меньше значит больше» (Less is more).

— В мировом световом дизайне есть какие-то тренды, модные течения, школы, дома моделей, как в высокой моде? Какие они? Вообще, это ближе к haute couture или к pretaporter?

— Что такое haute couture и pret-a-porter в дизайне? Как показывает история, многие технические достижения, новые течения в дизайне, искусстве вначале воспринимаются как авангард, как нечто экзотическое, причём слишком дорогое для тиражирования. Но если идея оказывается жизнеспособной, то она скоро превращается из haute couture в pret-a-porter.

Изначально системы управления освещением использовались художниками для управления светом в интерактивных произведениях искусства. Сегодня при помощи них мы контролируем всё осветительное оборудование и транспортные потоки. Но всего восемь лет назад мало кто верил, что светодиоды могут быть использованы для уличного освещения или в фарах автомобилей.

Главный тренд – уже упомянутая выше концепция «умного города», в рамках которой вся городская среда снабжена специальными датчиками, а данные попадают в сетевое облако. В итоге горожане и окружающие их технологии постоянно взаимодействуют. Жители мегаполиса становятся частью технической инфраструктуры города. Неотъемлемая часть «умного города» – интеллектуальные системы освещения, которые взаимодействуют со всеми остальными системами.

— Каковы передовые технические и аппаратные решения в современном светодизайне? Какие технические решения, световые приборы появились в последнее время, или световой дизайн консервативен и мало зависит от «железа»?

— OLED-технология – вот следующая революция в освещении и средствах отображения информации. Сегодня OLED используется в смартфонах  и телевизорах. Что будет завтра? Сложно предсказать, но путь уже намечен.

Можно говорить о перспективах развития технологии белых светодиодов и многом-многом другом. Освещение – область, которая постоянно меняется, а значит, меняется и дизайн, который сейчас является более сложным видом деятельности, чем, к примеру, 10 лет назад.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]