facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Инфраструктура

28 июля 2013 | Роман Беликов
Устойчивый вокзал

   У архитектора Тимура Башкаева особое отношение к вокзалам. Он считает, что современный российский вокзал может стать частью гуманной городской среды и быть эстетически привлекательным. Они должны быть не только удобными для пассажиров, но и вызывать у них вместо обычного раздражения и усталости непреодолимую тягу к путешествиям. Современный вокзал, по мнению Тимура Башкаева, может и должен быть неотъемлемой частью качественной городской среды.

     Идеи архитектора находят поддержку у заказчиков. Он не первый год сотрудничает с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Последняя работа, которую команда Тимура Башкаева выполняла для российского дорожного монополиста, – реконструкция Ярославского вокзала в Москве. Тогда архитекторам удалось воплотить в жизнь главную идею: на территории старого вокзала было создано комфортное пространство, отвечающее современным требованиям и соответствующее высокому архитектурному качеству исторического здания.

     В 2010 году РЖД предложила Тимуру Башкаеву подумать над проектом реконструкции нового объекта – Грозненского железнодорожного вокзала. Работа была вынесена на рассмотрение в марте 2012 года. На этот раз архитектор предложил экспертному техническому совету РЖД построить настоящий «зелёный» вокзал. Если проект будет реализован, то грозненский терминал станет первым российским вокзалом, в строительстве которого будут учтены все технологические принципы устойчивого развития.

     Вместе с АБТБ над этим проектом работала компания Aecom Limited, признанный мировой лидер в области строительного инжиниринга. Именно Aecom подготовила комплексный проект решений по сбалансированному использованию энергоресурсов и обеспечила полный пакет устойчивых технологий.

     Защищая проект, архитекторы высказались за целесообразность сохранения исторического здания Грозненского вокзала, но предложили возвести рядом новый корпус. В старом здании предполагается разместить административные и вспомогательные подразделения. В новом – кассовые зоны и залы ожидания.

     Грозненский вокзал – многофункциональный транспортно-пересадочный узел для пассажиров, которые совершают поездку одновременно поездами и междугородними автобусами. Новый проект превращает пассажирский терминал в современный интермодальный хаб (ж/д + автостанция), который оптимизирует часть транспортных ресурсов и устраняет ряд дублирующих функций. Проектные решения позволяют создать требуемый резерв для последующего развития вокзального комплекса в Грозном без существенных перестроек.

camera120000-grey_00

     Архитектурная доминанта современного вокзального комплекса – волнообразный ярко-красный навес. Он не только защищает пассажиров от солнца и осадков, но заметно регулирует температуру вокруг вокзала. Подобное решение позволяет снизить затраты на кондиционирование. Кровля имеет значительный уклон на север, что существенно уменьшает ее перегрев и не ухудшает эстетические характеристики фасада. Наклоны кровли также позволяют организовать сбор дождевой воды в специальные декоративные водоемы для последующего применения в технических целях.

     Для повышения надежности кровли используется массивный железобетонный каркас с небольшим шагом опор, что создает мощную конструкцию, обеспечивающую полную безо­пасность внутри здания даже во время землетрясения силой до 9 баллов. Металлические конструкции покрытия должны иметь точки опоры непосредственно на землю, без колонн, что исключает возможность обрушения. Кровля примыкает к железобетонному каркасу вокзального здания. Это решение делает её устойчивой к внешним воздействиям.

     Свод главного зала Грозненского вокзала спроектирован так, что тёплый воздух поступает вверх к сплошной полосе вертикального остекления. Весной и летом зал будет непрерывно проветриваться. Это поспособствует экономии средств, идущих на вентиляцию. Проём в навесе кровли улучшит проветривание зоны автостанции и уменьшит перегрев нового здания.

     Мощный каркас обладает большой тепловой инерцией, благодаря чему здание медленно нагревается в жару и так же медленно остывает в холодное время года. Также строение может компенсировать резкие перепады температур. В металлической кровле предусмотрен вентилируемый слой, что позволяет отводить избыток тепла в жаркое время года.

     В комплексе Грозненского вокзала планируется установить экономичное световое оборудование. Например, оптоволоконные светодиоды от коллекторов, размещенных на кровле. Эта простейшая система позволит днём отказаться от большей части обычных светильников во вспомогательных помещениях.

     Предусмотрены и новшества: автоматическое открывание окон для контроля проветривания, солнечные батареи на южных уклонах основной кровли и аккумуляторы электроэнергии, ветровые генераторы, системы холодных потоков и вентиляции воздуха с элементами рекуперации. Применение «интеллектуального короба», в котором интегрированы многие устройства, отвечающие за комфорт и безо­пасность людей (видеосканеры, светодиодная подсветка зон пребывания пассажиров и электронные указатели), позволит уменьшить прокладку кабелей по всему вокзалу.

Ïå÷àòü

     Важный момент! В процессе перепланировки самой площади акцент делается на высоком качестве окружающей среды и экологическом благоустройстве. Например, здесь предлагается разбить большой сквер, оборудовать его лавками и фонтанами. Под основным навесом также планируется возведение нескольких зелёных двориков, которые сформируют природную среду внутри вокзала.

Архитектор так прокомментировал свою работу:

bashkaev_5968u4
– Прежде чем приступить к работе над конкретным проектом, необходимо договориться о терминах, не так ли? Мы же, задумав спроектировать «зелёный» вокзал, столкнулись с абсолютной невнятностью существующего понятийного аппарата. Что такое устойчивые технологии? Что мы вкладываем в понятие «зелёное строительство»? Я понимал ограниченность всех терминов, которыми пытаются описать эти процессы. Каким должен быть идеальный вокзал? Экологичным? Умным? Инновационным?Энергоэффективным? Ещё каким-то?

Каждый из терминов даёт определение важному, но отнюдь не комплексному критерию. Опасно брать за идеологическую основу единичные понятия. На практике это могло вылиться в то, что мы бы спроектировали некий однобокий продукт. Поэтому мы стали искать пути обретения этой комплексности. Столкнулись с тем, что в России пропросту нет структур, которые могли бы оценить или предоставить нам успешную модель реализованных зелёных решений. В итоге бюро заключило договор с компанией Aecom. Наши цели совпали. Мы стремились создать вокзал в новой, устойчивой, парадигме, которая включает в себя целый ряд принципов. На разработку только одного инженерного проекта ушёл год.

Какие выводы мы сделали, подготовив этот проект? С одной стороны, не совсем утешительные. Мы убедились в том, что внедрение устойчивых технологий – процесс довольно дорогой. Экономический эффект проявится не в первый и даже не в третий год эксплуатации объекта. Но все мы понимаем, что этот эффект рано или поздно будет достигнут. Потому что энергоресурсы дорожают, тарифы растут, а нормы эксплуатации ужесточаются. 

Ради чего мы выполнили эту работу? Совершенно точно, что не ради только одних зелёных технологий – тенденции, безусловно, актуальной. Мы работали над целями более высокого порядка, делали акцент на качественном развитии окружающей среды. Продолжали исследовать именно эту составляющую. До сих пор понятие среды плохо приживалось в нашей действительности, но сейчас настаёт время, когда ей необходимо уделять всё больше и больше внимания. И хорошо, что общество начало понимать и осознавать это.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]