facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Социальная ответственность

17 мая 2013 | Анна Хабарова
В ответе за всех

PSDCI1

     Сегодня мы поговорим о социальной ответственности строительных компаний. Тема — вроде бы из тех, что «набили оскомину», не так ли? И как будто бы каждому из участников рынка есть, что по этому поводу сказать. Я честно пыталась найти хотя бы один достойный пример. В итоге нашла с десяток. Но общая картина рынка пока ещё далека от идеальной. Реалии российского строительного бизнеса опять заставляют меня отталкиваться «от противного».

Итак, социальная ответственность бизнеса. Чтобы понять значение этого термина, не нужно обращаться к словарю или Википедии. Достаточно просто почитать новости строительной отрасли, особенно в сфере гражданского жилья. Заголовки будут пестреть фразами: «У мэрии нет эффективных рычагов воздействия на нерадивых застройщиков», «Рынок жилья Подмосковья назвать цивилизованным язык не поворачивается», «Нерадивые застройщики Среднего Урала предстанут перед судом» , — можно продолжать до бесконечности. А ведь за заголовками стоят надежды семей на собственные квадратные метры.

     Когда система лицензирования в строительстве доказала свою несостоятельность, государство предложило создать саморегулируемые организации (СРО). По сути, в государстве ввели круговую поруку для строительных компаний. Не оправдал, как говорится, ожидания вкладчиков — товарищи по цеху ответят за твои ошибки. СРО выступают своеобразным гарантом того, что застройщик выполнит свои обязательства и доведёт начатое дело до конца, регулируя таким образом отношения между компанией и её стейкхолдерами — людьми, которым не безразлично настоящее и будущее организации.

     Именно вкладчики, конечные потребители строительного продукта — покупатели квартир — являются главным «заинтересованным лицом» в деятельности строительной компании (а не только девелоперы, как принято считать в России). Пример регулирования отношений «строительная фирма — общество» через СРО как нельзя лучше иллюстрирует один из основных принципов устойчивого развития — социальной ответственности.

     Под социальной ответственностью понимают и выполненные в срок работы, и качество строительства, и детскую площадку во дворе, и отлаженную инфраструктуру для новостройки, и грамотную информационную политику.
Предвижу иронию: «Вы сейчас говорите про российские СТРОИТЕЛЬНЫЕ компании?» Объяснимое недоверие. Но даже в России эта тема начинает становиться актуальной. Пусть не сразу, пусть несмелыми шагами, но мы придём к пониманию социальной ответственности перед населением.

     Итак, основное правило: социально ответственная компания не будет скрывать своих намерений и не будет конфликтовать с обществом. Вроде бы простое правило, отчего бы ему не следовать? Но практика показывает, что о нём вспоминают в самый последний момент.

     Возьмите хотя бы многочисленные примеры строительства в исторических центрах или на месте экологических объектов. Все помнят историю гражданского протеста в Санкт-Петербурге, связанного со скандально известным небоскрёбом «Охта-центр». Но отечественная строительная практика изобилует и менее громкими примерами: когда люди цепями приковывали себя к деревьям, становились живым щитом вокруг памятника культуры и т. д.
Почему так происходит? Именно потому, что связь компании с гражданской общественностью слишком слаба.

     Современный бизнес понимает, что нельзя не учитывать интересы общества. Как говорится в советской поговорке: «Можно плюнуть на коллектив, и он утрётся, а если коллектив плюнет на тебя — то захлебнёшься».
В известном международном документе «Принципы Экватора», подготовленном по инициативе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, есть важный пункт о необходимости контакта с местным населением.

     Что за этим стоит? Повторим ещё раз — полная открытость: наличие стенда с иллюстрациями и информацией о планируемом проекте, консенсус с местной администрацией, распространение через неё достоверной информации о планируемом строительстве, организация встречи с жителями окрестных домов для разъяснения острых вопросов и многое другое. Говоря официальным языком, ведение конструктивного диалога с населением. Такими действиями потенциальный застройщик сможет провести разведку боем, узнать о потребностях и настроениях местных жителей.

     Однако, чтобы ваши действия повлекли за собой желанную ответную реакцию, чтобы возникло взаимопонимание, необходимо убедить людей, что ваши намерения чисты — что вы принесёте позитивные изменения в облик территории.
Как правило, люди, которые тихо жили в своих уютных двориках, выгуливали собак на привычных местах, парковали машины, подписывая номера на асфальте, воспринимают строителей по соседству как татаро-монгольское иго. Они должны понимать, почему появилась техника, грохочущая с утра до вечера, заборы, пыль и многое другое, неизбежно следующее за строителями.

     Покажите людям результат, который так ясно видите вы. Покажите им визуализацию проекта. Пригласите их на специальный показ. Сделайте дни открытых дверей на стройке. Объясните, как важно для них самих это строительство, что, если изменения в их жизни и неизбежны, то это — изменения к лучшему! Покажите, что ваша компания ценит своих стейкхолдеров, ценит общество, для которого работает.

     И награда найдёт своего героя. Формирование положительного образа компании в глазах людей — вот то, за что бьются и большие, и маленькие компании. Так формируется ваш имидж, так формируется ваш бренд.
Бренд уже признан нематериальным активом компании. Стоимость бренда учитывается при оценке стоимости самой компании. Социальная ответственность организации позволяет поддерживать деловую репутацию, увеличивать капитал. Фактически вы увеличиваете стоимость собственной компании честными и не слишком затратными средствами.

     Помните: социально ответственная компания стоит дороже, чем безответственная. Практика социально ответственного бизнеса выступает гарантией устойчивости бизнеса, его экономической жизнеспособности. А раз компания поддерживает связь с обществом, выполняя социальную составляющую устойчивого развития, то она по праву может считаться устойчиво развивающейся компанией.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]