facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Зеленая архитектура

16 июля 2018 |
ВКЛЮЧИТЕ ВСЕ СВОИ ТРИДЦАТЬ ЧУВСТВ

«Проектирование, дарящее радость, – вот в чём сила!» — заявила архитектор Хелена ван Влиет на конференции экологов, урбанистов и строителей Biophilic Leadership в прошлом месяце. «Красота – это первое, что идёт под нож в бюджетных проектах, но без неё мы не можем ощущать себя здоровыми».

Красивые пространства, создающие основу для радостных переживаний, являются краеугольным камнем известной давно, но всё более актуальной области биофильного дизайна. Этот стиль основывается на образах, запахах и звуках природы и создаёт искусственную среду, в которой люди чувствовали бы себя так же легко и естественно, как бродя по лесу.

Отчасти благодаря крупным корпорациям, таким как Google, Etsy и Amazon, которые внедряют биофильные принципы в свои офисы, чтобы повысить производительность и снизить психическую нагрузку на персонал, в течение последних лет характерный биофильный дизайн становится всё популярнее.

На конференции эксперты делились различными идеями по способам интеграции природы в искусственную жилую среду – помимо покупки нескольких комнатных растений для озеленения интерьеров (хотя это хорошее начало). Архитектор из Google объяснил, как некоторые материалы, текстуры, произведения искусства и подобранный музыкально-звуковой фон могут работать вместе, повышая когнитивные функции человека.

Представители городка-хозяина мероприятия Серинби (Serenbe) – Мекки архитекторов нового направления, расположенной в 30 минутах езды от Атланты, штат Джорджия – рассказали, как поселение может быть изначально спланировано и построено с почтением к окружающей природе.

Подход Ван Влиет, возглавляющей архитектурное бюро Helena van Vliet Architect, к биофильному дизайну вызвал особый интерес из-за его психологического и духовного подтекста. В её представлении, как медитация и дыхание, так и хорошо спроектированное пространство может вернуть нас в наши тела и внести гармонию в наши отношения с окружающим миром.

Ван Влиет предлагает использовать не пять традиционных чувств, а приблизительно тридцать, которыми, по мнению некоторых учёных, люди наделены. Помимо зрения, слуха и тому подобного, с помощью которых мы осознанно регистрируем происходящее вокруг, этот список включает в себя более бессознательные чувства, такие как эхолокация (как мы определяем своё местоположение в пространстве в связи с окружающими нас звуками) и термосенсорику (как мы воспринимаем температуру объектов).

В то время как влияние таких нюансов на архитектурные решения может показаться незначительным, Ван Влиет говорит, что учёт этих особенностей в организации окружающей среды облегчает задачу проектировщика. «Природа – это место, где люди сознательно и бессознательно ощущали себя на протяжении сотен тысяч дет. Мы, как биологический вид, сформировались в естественной среде, наши тела лучше всего чувствуют себя именно здесь, одновременно и сильными, и раскрепощёнными».

Ван Влиет указывает на больницы в качестве одного из примера пространства, которое выиграет от учёта сенсорных биофильных элементов. Больше света, произведения искусства в коридорах – от всего этого больница, безусловно, сильно выиграла бы.

Но если вы проигнорируете доносящиеся звуки больничных датчиков или запахи дезинфекции и лекарств, у вас все равно будет создана стресс-индуцирующая среда. Использование специальных фоновых музыкальных записей и испарителей эфирных масел подобранного состава, вероятно, улучшит самочувствие пациентов и посетителей.

Исследования, проведённые Всемирным советом по зелёному строительству, обнаружили способность биофильного дизайна улучшать прогноз течения ряда заболеваний. Ван Влиет и другие выступавшие на конференции согласны с этими результатами. Она считает, что сотрудничество архитекторов и учёных, в частности нейропсихологов, служит ключом к созданию биофильных жилых и производственных комплексов, улучшающих состояние находящихся там людей.

«Архитекторы и нейропсихологи пока говорят на разных языках, но они очень нуждаются друг в друге, – говорит она, указывая на труды созданной в 2003 году Академии архитектурной нейропсихологии как на пример. – Многие факторы познания и нашего контакта с окружением бессознательны. Для архитекторов крайне важно знать об архетипических элементах нашего поведения, о том, как и почему в результате эволюции наш мозг распознаёт среду вокруг нас и как на неё реагирует».

Хелен ван Влиет дала несколько советов для тех, кто хочет спроектировать дом, который впитывает в себя природу и помогает человеку в нём чувствовать себя счастливым и спокойным.

Во-первых, нужна струящаяся вода. «Звук воды на удивление хорошо может гасить резкие уличные звуки, гудки автомобилей, плюс это увлажнитель воздуха, — говорит она. — Даже маленький фонтанчик у террасы может творить чудеса, когда его звуки отражаются от стен. Он успокаивает и расслабляет даже если вы перестаёте его воспринимать, действуя на подсознание».

Во-вторых, запахи. Это могут быть эфирные масла, ароматические свечи или травы, розмарина или лаванды: попробуйте сплести свой особый приятный запах в каждой комнате.

В-третьих, организуйте себе убежище. В биофильном дизайне это очень важный, даже ключевой момент. Человек должен иметь пространство-убежище, где вы будете чувствовать себя в безопасности. Попытайтесь создать себе больше таких приватных мест: например, читальный уголок за мягким занавесом или место, где вы можете перекусить в тени густых растений.

В-четвёртых, играйте солнечным светом. Ван Влиет говорит: «Если у вас много окон, вы можете добавить необычные узоры в интерьер, разместив кружевных занавески в самых произвольных местах. Таким образом, когда солнце светит, у вас будут красивые колышущиеся световые узоры, перемещающиеся по вашей комнате».

В-пятых, обязательно установите зоны, свободные от гаджетов и прочих технологических устройств. Резервирование таких пространств дома может помочь вам преодолеть то, что ван Влиет называет «слепотой положение».

Она говорит: «Чем больше мы фокусируемся на экранах – компьютера, телевизора, смартфона – тем более мы становимся оторванными от наших собственных чувств. Если сделать целую комнату такой зоной слишком сложно, начните с малого: например, с кухонного стола или кресла для чтения.

Метки
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]