facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Инфраструктура

3 февраля 2014 | Валерий Нефёдов
Вокзал как оазис природы

helsinki_0596

     В привычной для вокзалов атмосфере прибытия и отправления поездов, движения постоянного потока пассажиров с багажом и ручной кладью тема природы может показаться экзотикой. Редко когда природа напоминает о себе на вокзале. Это потом, в окнах набравшего скорость поезда, живописные пейзажи будут мелькать, как кадры захватывающего фильма про ландшафт во всём его разнообразии.

     Наверное, мы к этому привыкли и никогда не задумываемся над тем, а что же на вокзале могло бы создать другую атмосферу. И как ни парадоксально, именно в природе, в её живописном разнообразии есть огромный ресурс вмешаться в привычную жизнь вокзалов и внести в традиционно техногенную транспортную среду на перронах некую порцию оживления. То, что вокзал становится для многих впервые приезжающих в город определённой точкой отсчёта новых впечатлений, его визитной карточкой, заставляет задуматься над этим всерьёз. Вспоминая многие города, в которых довелось побывать, человек нечасто вспоминает вокзал, с которого для него началось знакомство с городом. А это могло бы быть, если бы мы начали задумываться о вокзале как о части более гуманной среды с качествами идентичности.

     Как и во многих других номинациях технологического обновления городской среды, и во внедрении актуальных экологических подходов при создании зелёных вокзалов нам ещё предстоит догонять другие страны. Для начала полезно просто погрузиться в эту новую для нас сферу зелёной архитектуры вокзалов и заметить, что, поменяв своё отношение к ней, мы точно можем выиграть и качество среды в пользу человека. Научившись строить дорого и богато, можно подумать, как теперь вложить средства рационально в своё же будущее. В проектах наших вокзальных комплексов, как в новых, так и в реконструируемых, есть возможность «вдохнуть» новые подходы, подняв планку качества среды и архитектуры одновременно.

     Отчасти эффект внесения природы в пространство вокзала построен на стремлении приятно удивить человека тем, что он увидит, выйдя из вагона на перрон. И в этом тоже есть смысл, так как после пребывания в движущемся поезде первая «застывшая» картинка на вокзале для него может стать почти «открыткой», если в ней есть на что смотреть. Можно вспомнить вокзалы многих европейских стран, где на перронах даже оживлённая торговля цветами отчасти вносит подобный эффект.

     Есть, однако, в обустройстве вокзального пространства и другие аспекты, связанные с удобствами для человека. Среди них — и возможность просто посидеть у платформы в ожидании поезда и хотя бы ненадолго переключить своё внимание на что-то другое, кроме движущихся с чемоданами людей и приходящих поездов. И если делать это с включением природы, то не представляет особого труда обустроить временные ёмкости с грунтом, обшитые досками, и посадить туда самые неприхотливые растения, которые с ранней весны до глубокой осени будут радовать людей. Сразу надо заметить для многочисленных устроителей клумб на главных площадях и улицах города, что этот вокзальный «ландшафт» — не их номинация и не имеет с теми клумбами ничего общего.

vaza

     В этом случае важнее, скорее всего, создать часть более естественного ландшафта, не сильно налегая на цветы. Дизайнеры с новыми подходами к организации среды скорее используют лёгкие деревянные конструкции, декоративные растения в контейнерах и кашпо. Но целью будет изменение в сторону человека масштаба пространств перрона, выделение зон, лишённых прямого визуального контакта с движущимися потоками пассажиров и поездами. То, как это уже не раз демонстрировали на перроне главного вокзала в центре Хельсинки, даёт весьма наглядное представление о средствах достижения нового качества вокзала.

      Конечно, вокзал с его многочисленными потоками пассажиров можно уверенно отнести к очень выгодному месту для пропаганды зелёных технологий. Среди уже порядком надоевших рекламных баннеров подобная альтернатива точно обращена к нашему будущему. И надо сказать, глядя на эту информацию, у человека не возникает раздражения, так как она ему предлагает дополнительный комфорт и здоровую среду.

     Всё с тем же смыслом переключения внимания на что-то необычное, для человека на вокзале можно предложить очень актуальную информацию, например, про устройство зелёных стен. При этом указав не столько основные материалы, сколько, главное, контакты изготовителей и поставщиков подобных технологий. В ожидании отправления поезда вполне можно успеть записать всю необходимую информацию, а потом воспользоваться ею при обустройстве своего жизненного пространства. Понятно, что для Франции с её продвинутым менталитетом в части взаимодействия с природой такая практика достаточно распространена и постоянно даёт новые плоды.

paris_lion_station

     Признаки того, что вокзалы и раньше имели расположенность к тому, чтобы быть в «диалоге с природой», проявлялись ещё в прошлые века, когда использование дерева в качестве главного строительного материала позволяло создавать транспортные пространства с высоким уровнем выразительности и разнообразия. Конечно, по тем временам это вполне можно было отнести к высоким технологиям строительства. Но важно, что и в экологическом отношении конструкции были связаны с природой и воспринимались человеком как органичная часть его окружения. Старый вокзал в Копенгагене убеждает в этом наглядно своими подходами к созданию комфортной среды для пассажиров.

     Люди научились строить так, что у вокзала появились совершенно новые качества, о которых человек столетие назад ещё не мог и мечтать, прекрасно понимая, что сам факт наличия вокзала с его неизбежным шумом и концентрацией людей, не говоря уже о наличии большой железной массы подвижного состава, не проходит бесследно для живущих рядом с ним людей. Жить и отдыхать рядом с вокзалом вряд ли представлялось удобным. Неслучайно в европейских странах, в первую очередь во Франции и Германии, в конце прошлого века появилась целая серия проектов, ориентированных на изменение имиджа вокзалов. Включение в его структуру природы должно было снять прежнюю экологическую конфликтность и напряжённость между средой вокзалов и их окружением.

paris_sad_na-kryshe

     Новая философия организации транспортного пространства заключалась в том, что вокзал вполне может быть накрыт «слоем» природы. Своего рода «живая оболочка» в виде сада на крыше впервые была реализована в 1994 году на крыше вокзала Монпарнас в Париже. Уже почти 20 лет как существует этот удивительный оазис природы, «Сад Атлантик», прямо на крыше вокзала, удивляя и привлекая жителей и гостей французской столицы. Можно немало говорить о радикальности и авангардности инженерных решений, использованных в нём. Но на крыше был реализован ещё и один из самых ярких французских проектов в номинации современного ландшафтного дизайна, вобравший и выразивший образ океана в оригинальных линиях и формах пространства над платформами. Во всём — в движении линий волн на дорожках, в линиях решёток, в контурах пергол и даже в линиях изогнутых светильников — чувствуется «дыхание» Атлантического океана.

     Облик сада был и остаётся воплощением высокого смысла преодоления всех инженерных комплексов в трактовке покрытия вокзала, когда эффективная вентиляция яруса платформ гарантирована многочисленными проёмами, интегрированными в рисунок зелёной поверхности сада в виде ажурных волн из решёток. «Камуфляж» решёток, предложенный авторами проекта, и сегодня остаётся оригинальным решением по созданию визуальной темы, или кода пространства.

     Нередко и для пассажиров, ожидающих отправления поезда, и для жителей соседних кварталов «Сад Атлантик» становится самым приятным открытием ландшафтного комфорта там, где его трудно было представить. И от того, что там безопасно копаются в песочницах дети, молодёжь играет в большой и настольный теннис, а пожилые люди спокойно сидят в уютных зелёных кабинетах, ощущение несовместимости всего этого с вокзалом проходит бесследно. Вокзал Монпарнас впервые столь радикально и масштабно опроверг все бытовавшие ранее представления о неизбежном отторжении природы из подобных транспортных пространств. И стал одним из самых зелёных вокзалов в Европе.

     Надо отдать должное инженерам, архитекторам и ландшафтным специалистам французской столицы в том, что думать новыми категориями они стали давно и всерьёз. Всякий раз степень радикальности их решений, адресованных в будущее, подкупает своей гуманностью и, конечно, очевидной инженерной смелостью. Как будто отключая категорию «невозможности», они предлагают и реализуют проекты, в которых человеку отводится главное место. Для них не существует цели построить монументально и старомодно, а зримо существует смысл строить экологично.

     Спускаясь на стацию метро Gare de Lyon под Лионским вокзалом в Париже, можно попасть в очередной сад-сюрприз — подземный сад с живой растительностью. Неожиданность подобного открытия под землёй построена на верном расчёте всего, что должно обеспечивать жизнь сада в столь необычных условиях. И лампы дневного света, и полив растений встроенной в потолок спринклерной системой искусственного дождя — всё это технические средства для решения ландшафтного объекта под землёй.

berlin_central_station

     В XXI веке расширение понятия зелёной архитектуры коснулось не только подходов к наполнению вокзалов компонентами природы. Сделать так, чтобы сберечь ресурсы природы, сократить расход энергии и превратить здание в энергоактивное — всё это стало реальностью и для вокзалов. «Позеленеть» смог и один из самых современных вокзалов Hauptbahnhof в Берлине, открытый в мае 2006 года после более чем 10 лет строительства. Крупнейший в Европе 4-уровневый вокзал, в котором пересекаются 14 рельсовых путей различных направлений, стал примером разумного использования и альтернативной энергии, и экономии энергии за счёт эффективного конструирования покрытия. Ажурная форма стеклянной кровли вобрала в себя на южной стороне сотни метров квадратных солнечных батарей, а с северной стороны включает открывающиеся для проветривания в жаркие дни проёмы, чтобы не приводить пространство под крышей к состоянию теплицы.

     Глядя на вокзалы в Европе, можно отметить, что инновационные решения, связанные с зелёными технологиями, стали нормой при возведении транспортных узлов в городах. Вкладывать как можно больше смысла во внедрение новых подходов, связанных с возрастанием роли природы, стало важной особенностью современной практики многих стран. И опыт этот крайне важен нам, так как даже существующие вокзальные комплексы могут быть реконструированы с тем же вектором экологических преобразований.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]