facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Законодательство

19 марта 2019 |
Задачи 2019 года нацпроекта «Экология» по регионам представлены в Совете Федерации

Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин проинформировал членов Совета Федерации РФ о планах реализации нацпроекта «Экология». В частности, акцент был сделан на ожидаемых результатах 2019 г. в разрезе регионов.

Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, начиная открытый диалог, назвала нацпроект «Экология» одним из «самых чувствительных» для населения и будущего страны, указав, что успех реализации задач закладывает основы «на десятилетия и столетия экологического благополучия России».

Кроме общих показателей 2024 г. о создании 24 новых ООПТ, ликвидации 191 свалки в городах и 75 наиболее опасных объектов накопленного ущерба, вводе в эксплуатацию 7 комплексов утилизации опасных отходов, снижении на 28% объёмов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал, об увеличении экологического турпотока до 8 млн человек в год и других показателей, были точечно представлены объёмы работ текущего года.

Глава Минприроды России обратился к сенаторам с просьбой в рамках своих возможностей и региональных графиков работы присоединиться к контролю за реализацией нацпроекта на вверенных территориях.

***
СТЕНОГРАММА:

— Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги!
В России сегодня реализуется новая экологическая политика, в основе которой – здоровье человека. По поручению Президента Владимира Владимировича Путина совместно нас ждёт непростая работа.
За шесть лет нужно реализовать 11 федеральных проектов, перестроив многие сферы жизни. Мы определили пять ключевых направлений: «Отходы», «Воздух», «Вода», «Технологии», «Биоразнообразие».

Все мероприятия, входящие в состав проектов, формировались с учётом региональной специфики, с активным участием общественников и экспертов. Хочу подчеркнуть, что именно от субъектов Федерации, от местных команд зависит достижение ключевых показателей.

По направлению «Отходы» выделены три федеральных проекта:
«Чистая страна», «Комплексная система обращения с ТКО» и «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности».

Особенность этих проектов в том, что затронутые в них проблемы, копились не одно десятилетие. По части объектов — нет готовых решений, отсутствует необходимая инфраструктура.

Проект «Чистая страна» мы начали реализовывать осенью прошлого года. Всего за шесть лет требуется ликвидировать 191 свалку в границах городов и 75 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.

В текущем году работы будут проводиться в 13 регионах, в том числе по уборке опасных объектов. Соглашения о предоставлении субсидий субъектам в текущем году заключены со всеми территориями за исключением Челябинской области, где на данный момент не подготовили проектно-сметную документацию на рекультивацию городской свалки. Ситуация на контроле. Правительством России решается вопрос о едином исполнителе работ для оперативного выполнения задачи.

К 2024 году в рамках проекта «Чистая страна» работы будут выполнены в 57 субъектах. Соглашения подписаны со всеми, кроме Санкт-Петербурга. Здесь «горячей точкой» остаётся полигон «Красный бор». За 50 лет на объекте накоплено порядка 2 млн. тонн промышленных отходов различных классов опасности, привезенных не только из нескольких регионов России, но и из прибалтийских республик Советского Союза.
Из них треть — жидких и пастообразных отходов II класса опасности.

Работа по рекультивации предстоит огромная. Ситуация осложнена отсутствием комплексных инженерных изысканий, единого собственника, ПСД. Прилагаем максимум усилий для создания оптимальной модели взаимодействия всех участников. В Правительстве России решается вопрос об определении заказчика работ.
Продолжается ликвидация свалки в Кучино Московской области и 3-х объектов в Нижегородской области. Все работы планируется выполнить в срок.

Предусмотрены мероприятия по рекультивации 6-ти объектов в Арктической зоне.
Федеральный проект — «Комплексная система обращения с ТКО» мы фактически запускали в пожарном режиме. Но другого выбора у нас не было – через несколько лет ситуация могла обернуться катастрофой для всей страны.

У нас практически исчерпаны мощности полигонов, нет инфраструктуры по переработке мусора. В конце 2018 года совместно мы приняли ряд поправок в закон «Об отходах», что позволило облегчить старт реформы.

Впереди период колоссальной работы. Прошу вашей личной поддержки реформы в каждом конкретном регионе.

Нам предстоит:
• сформировать комплексную систему обращения с ТКО;
• создать современную инфраструктуру по сбору, сортировке и переработке отходов;
• привить новую культуру.

Мы должны утвердить единую федеральную схему обращения с отходами на базе региональных данных, и подготовить выверенную программу строительства мощностей. Необходимо чётко определить места размещения инфраструктуры с тем, чтобы в будущем производства не стояли недозагруженными, а жители не оказались заложниками раздутых тарифов.

Наша ключевая задача — сформировать современную отрасль, включая условия для вторичной переработки.
В ближайшее время начнёт полноценную работу Публично-Правовая компания «Российский экологический Оператор», которая выступит интегратором всех преобразований. До 1 ноября текущего года Минприроды и ППК совместно с субъектами РФ актуализируют территориальные схемы. До конца года будут уточнены проекты для строительства объектов.

Доля ТКО, направленных на переработку к 2024 году должна вырасти до 60%. Фактически за 6 лет нам предстоит проделать то, что многие европейские страны налаживали не один десяток лет.

Что мы видим сейчас: в целом реформа идет, где-то лучше, где-то хуже. Но участвуют практически все субъекты.

Наша с вами задача оказать им максимальное содействие. Процессы в регионах мониторим в ежедневном режиме.

Наиболее проблемной видится ситуация в Архангельской области, где недостаточно выстроены взаимоотношения с населением. Там в ближайшее время будет проверена терсхема и даны соответствующие рекомендации. Но без активного участия региональной власти ситуацию не решить.

Положительно хочется выделить Курганскую область, где за месяц ликвидировано 13 незаконных свалок.
В ряде регионов незаконные свалки вместо того, чтобы убирать, вырезают с фотографий. Есть жалобы на некорректный расчет, где-то квитанции приходят на умерших родственников. Считаю правильным, что Генпрокуратура подключилась к проверкам по двойным платежам и другим нарушениям.

Третий проект направления «Отходы» нацелен на формирование системы обращения с отходами I и II классов опасности.

За последние 5 лет накопленный объём таких отходов составил порядка 350 тыс. тонн. Это аналитическая оценка, так как на данный момент эффективной системы контроля и учёта движения отходов I и II классов опасности в стране нет. Мы с вами только приступили к её формированию.

Федеральный проект направлен на решение двух задач: создание единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами и построение необходимой современной инфраструктуры. Соответствующий законопроект разработан, проходит стадию согласования.

В рамках проекта планируется создать 7 производственно-технических комплексов. 4 из них будут переданы из оперативного управления и перепрофилированы к концу 2023 года.

Расположение еще 3-х будет определено на основании данных сформированной федеральной схемы обращения с отходами 1-2 классов опасности.

Теперь о направлении «Вода». Это — оздоровление Волги, сохранение Байкала и уникальных водных объектов, таких как Телецкое и Ладожское озера.

В настоящее время в качестве участников федерального проекта «Оздоровление Волги» выступают 14 субъектов, территории которых прилегают к берегам реки и её основным притокам, а также Москва и Московская область.

Большая часть работ будет направлена на модернизацию технологий очистки стоков загрязнителей.
В результате планируется:
• сократить в три раза долю загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу;
• ликвидировать объекты накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке;
• принять меры по оздоровлению Нижней Волги.
Коллеги, Минприроды России на втором этапе реализации проекта будет просить вашего содействия в части выделения дополнительного финансирования для очистки остальных притоков реки.

В реализации проекта «Сохранение уникальных водных объектов» участвует 42 региона.

Перечень мероприятий и субъектов вы видите на слайде: это расчистка русел, ликвидация мелководий, очистка берегов от мусора.

Цель следующего федерального проекта – экологическое оздоровление озера Байкал.
Проект реализуется на территории 3-х субъектов: Иркутская область, Забайкальский край и Республика Бурятия.

Предстоит на 28% снизить объёмы сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, сократить общую площадь высокого загрязнения.
В 2019 году в рамках соглашений реализуется 12 мероприятий. Это проектирование, реконструкция, строительство очистных и гидротехнических сооружений.

Проблемным остаётся вопрос ликвидации накопленного ущерба на БЦБК Иркутской области.
С 1966 года здесь скопилось 6,2 млн тонн отходов производства. Наследство, которое нам досталось, последние годы пополняется отходами, несмотря на закрытие объекта.

Реализация мер по ликвидации негативного воздействия отходов возложена на Правительство Иркутской области. Ситуация затянута, есть вопросы к эффективности расходования средств. Создана межведомственная рабочая группа с участием силовых структур. К началу апреля планируем завершить разработку подробного плана-графика работ.

Уважаемая Валентина Ивановна, по данному вопросу позвольте проинформировать вас дополнительно.
Федеральный проект «Чистая вода» — направлен на повышение качества питьевой воды. Участники – 83 субъекта РФ.

Главная цель будет достигаться за счёт строительства и реконструкции объектов питьевого водоснабжения в городах и сёлах. В результате доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, вырастет до 90,8 %.

До 1 августа 2019 года субъекты проведут оценку текущего состояния централизованных систем водоснабжения. По результатам будет сформирован сводный перечень объектов, предлагаемых к включению в региональные программы по повышению качества водоснабжения. Соисполнителями проекта выступают Минстрой России и Роспотребнадзор.

Почему очень важно провести подготовительную работу?
В ходе разработки проекта выяснилось, что по статистике в ряде регионов качество питьевой воды удовлетворительное, а по факту люди недовольны.

Имеющаяся у нас информация также говорит скорее о наличии проблем, чем о благополучном состоянии. Поэтому важно проверить данные.

К 1 октября 2019 года должны быть утверждены региональные программы с информацией о муниципальных образованиях, предприятиях и конкретных объектах. После этого начнется модернизация и строительство.
Уважаемые сенаторы!

Огромная региональная составляющая заложена в федеральный проект «Чистый воздух». Мы должны значительно снизить объёмы вредных выбросов в атмосферу, как минимум, в 12-ти крупных промышленных городах. Это 10 субъектов Федерации. Все они перечислены на слайде.

Паспорт проекта содержит 2 основных показателя: снижение совокупного объёма выбросов за отчетный год; сокращение количества городов – участников федерального проекта с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Предусмотрено свыше 330 мероприятий, учитывающих специфику регионов и направленных на результат.

Мероприятия распределены на 4 группы:
— снижение выбросов от транспорта,
— от промышленных и теплоэнергетических предприятий,
— мероприятия по созданию и совершенствованию сети государственного мониторинга и оснащения лабораторий Росприроднадзора,
— мероприятия по градостроительству и развитию инфраструктуры, в том числе «зеленого каркаса» города.

Эффективным показателем «Чистого воздуха» станет снижение к 2024 году вредных выбросов в крупных городах более чем на 20% от уровня 2017 года.

С учётом Послания Президента страны Минприроды России откорректировало законопроект по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и внесло его в Правительство.
Подзаконные акты будут приняты в установленные сроки.

Что важно. В рамках реализации проекта мы должны «уйти» от показателя снижения валового выброса загрязняющих веществ к показателю снижения выбросов по наиболее критичным для здоровья населения загрязнителям.

Уже сейчас Росприроднадзором совместно с Росгидрометом, регионами разрабатывается Порядок обработки первичных данных, для выстраивания верифицированной базы.

На данный момент разработаны и утверждены Комплексные планы по снижению выбросов. Пока не все 12 городов-участников проекта обеспечивают достижение 20-ти процентного снижения к концу 2024 года, но работа ведётся.

На сегодня свыше 57 предприятий подтверждают свою готовность к подписанию соглашений по выполнению ими обязательств в рамках комплексных планов. До конца года будут подписаны все соглашения с регионами и предприятиями-загрязнителями.

Коллеги, одним из пунктов майского указа Президента в части разработки нацпроекта по экологии является применение Наилучшие Доступные Технологии всеми объектами значительного негативного воздействия на окружающую среду.

Реализуем проект совместно с Минпромторгом России.
Первоочередная задача – это формирование нормативно-правовой базы для перехода на НДТ. Этот этап практически завершен. Реализация проекта создаст новую отрасль для российской экономики – экологическое машиностроение.

Мы рассчитываем, что государственная поддержка пилотных партий производства природоохранного оборудования и продукции экологического машиностроения приведёт к повышению спроса на отечественные технологии и как следствие к снижению объёма импорта оборудования в экологическом машиностроении с 50% в 2018 году до 34% в 2024 г.

Федеральный проект «Сохранение лесов» направлен на максимальное сохранение лесного массива и сокращение ущерба от лесных пожаров к 2024 году почти в три раза. Участники проекта – 81 регион.
Замечу, что текущий пожароопасный сезон будет не простым. Мы видим это по Дальневосточному округу.
Проектом предусмотрена модернизация парка спецтехники. Планируется приобрести более 6 тыс. единиц лесопожарной техники и 4 тыс. единиц лесовосстановительной. Усилия направлены на предупреждение пожаров.

Комплексная работа запланирована по лесовосстановлению. Роль субъектов является ключевой.
По состоянию на 01 января 2018 года площадь земель, предназначенных для лесовосстановления составляет 33 млн га. Почти 90% находятся в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. На данный момент согласованы объёмы по лесовосстановлению, формированию запасов семян лесных растений. В текущем году большая часть работ будет проводиться в Иркутской и Вологодской областях, Красноярском крае.

Усилия будут также направлены на создание специальных комплексов, в том числе за счёт частных инвестиций. Сегодня их количества – недостаточно. Наша задача сформировать необходимые объемы посадочного материала.

Увеличивая площади лесовосстановления, важно повышать качество проводимых работ. В 2018 году технологии были нарушены на 29% от проверяемой площади. Больше всего нарушений зафиксировано в Новосибирской области и Республики Калмыкия.

Учёные и эксперты проблемы объясняют техническим и технологическим отставанием отрасли, работающей на уровне 80-х годов прошлого века.

Оснащение региональных учреждений позволит решить эту проблему.
Кроме того, запланировано проведение инвентаризации фонда лесовосстановления. Эта работа будет выполнена с использованием материалов дистанционного зондирования Земли современных информационных технологий.

И, Валентина Ивановна, отдельные слова благодарности Вам за проведенное совещание на базе учреждения Роскосмоса.

За рамками нацпроекта ведется работа по борьбе с незаконными рубками. Разработан комплексный план, приняты поправки в закон. На базе Общественной палаты России, совместно с экспертами мы планируем сформировать план дальнейших действий. Первое заседание запланировано на следующей неделе.

Уважаемые коллеги!
Нам предстоит найти баланс сохранения природы и воздействия человека в рамках проекта «Сохранения биологического разнообразия и развитии экологического туризма».

Будут созданы 24 новые особо охраняемые природные территории; увеличена площадь ООПТ на 5 млн гектаров.

Что важно: земли всех федеральных ООПТ должны быть поставлены на кадастр. Сегодня значительная часть ООПТ не имеют границ, что приводит к незаконным действиям на территории нацпарков и заповедников.

В ближайшие два года работы будут выполнены на 108 особо охраняемых природных территориях. На завершение работ потребуются дополнительные средства, но мы намерены довести всё до конца. Внесение в ЕГРН сведений о границах позволит проводить эффективную государственную политику развития данных территорий, в том числе охрану уникальных природных комплексов, пресечение самозахватов.

В 2019 году будут созданы 5 особо охраняемых природных территорий. Все они указаны на слайде.
Другая задача, которую мы решаем – развитие экологического туризма. Планируется увеличить количество посетителей с 4-х млн до 8 млн человек. И здесь основная работа должна быть направлена на развитие национальных парков и заповедников.

Наиболее успешными примерами можно назвать развитие объектов в Кисловодске и Калининградской области. Вложение в развитие инфраструктуры парка «Куршская коса» за 4 года привлекло туристов на 39% больше — посетителями парка стали почти 500 тыс человек.

В Кисловодске, с вашей Валентина Ивановна помощью и поддержкой, запущен лучший в России визит-центр. Понятно, что не все ООПТ открыты для посещения с точки зрения транспортной доступности. Но мы должны подходить комплексно к этой задаче, сохраняя природу, делать её частью нашей с вами национальной гордости и жизни.

Уважаемые коллеги, как вы видите, спектр задач Министерства огромен. Большая нагрузка ложится на законодателей и регионы, без которых достижение ключевых показателей невозможно. Уверен, экологический путь России должен стать передовым.
Надеюсь на вашу поддержку.

***
Глава Минприроды России ответил на вопросы членов Совета Федерации РФ. Свод информации ещё по 80 вопросам был направлен в письменном виде для сведения сенаторов.

Метки
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]