facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Инфраструктура

17 февраля 2014 | Валерий Нефёдов
ЗЕЛЕНАЯ ПЕРИФЕРИЯ

57575_1

Стокгольм, Хаммарбю-Шёстад. Дождесборный канал с пешеходным променадом — пульсирующий водный компонент ландшафта. Есть дождь — есть канал, нет дождя — нет канала.

    Периферия любого города отличается максимальной динамичностью происходящих на ней процессов. При этом естественный рост города всегда сопровождается оттеснением природы, уступающей место новым жилым кварталам. Однако далеко не всегда речь идет о поисках сбалансированного решения застройки и природного окружения как очевидного для обеспечения устойчивого развития в будущем. Нередко и территории другого назначения – бывшие промышленные, транспортные, расположенные также на периферии города – меняя свои функции и внешний облик, не становятся полем для распространения зеленых технологий.

А между тем именно на периферии города на сегодня для многих городов существуют немалые возможности для продвижения в этом направлении. И глядя на многие наши спальные районы (антигорода из бетона), впору задуматься над тем, почему мы до сих пор упорно обходимся без новых технологий взаимодействия с природой.

Можно сокрушаться, что виной всему наши застройщики, стабильно игнорирующие новые подходы. Похоже, действительно, многие механизмы инновационных решений не осваиваются под предлогом дополнительных затрат на строительство. При этом традиционно обходится стороной вопрос последующей эксплуатации зданий и территорий, а главное – создания предпосылок для поддержания экологического баланса на периферии города и минимизации затрат энергии и ресурсов на жизнеобеспечение зданий. Причина, скорее всего, не только в застройщиках, но в отсутствии необходимого информационного ресурса и мотивации у проектировщиков, способных задуматься над будущей жизнью на периферии.

      В этой связи полезно заглянуть в соседние с Россией страны Европы, чтобы понять, какие ресурсы не находят реализации при нашем поспешном развитии городов без привлечения новых технологий.

Инновации на балконе

     Когда все больше стран и городов всерьез рассматривают переход на альтернативные источники энергии, было бы странным не думать об этом на периферии наших городов. Применительно к многоэтажной застройке это особенно актуально, так как и объем жилого пространства, и большое число там живущих предполагают и адекватные расходы на энергетическое обеспечение новых жилых кварталов.

bateri_687

Хельсинки, Виикки. Многоэтажный жилой дом с энергоэффективной трактовкой балконных ограждений.

     И в этом плане даже экспериментальные проекты, в которых могли бы появиться перспективные для нашего будущего решения, вполне оправданны. Правда, для этого нам предстоит перейти к оценке результатов строительства не на момент завершения стройки (традиционное: сданы тысячи метров жилья или введены тысячи квартир), а на более длительный период, включая последующие эксплуатационные расходы. А это уже то, что напрямую коснется бюджета жителей в ближайшем будущем.

     Существующая незаинтересованность застройщика в повышении энергоэффективности жилых зданий и пассивное отношение к этим вопросам со стороны управляющих компаний, к которым потом переходят все права и обязанности по содержанию и полноценному жизнеобеспечению жилых домов, подрывают возможность принятия инновационных решений, что в итоге отражается на дополнительных затратах проживающих.

     Нет ничего особо сложного в том, чтобы альтернативные технологии производства энергии могли быть успешно реализованы в современной застройке. Но возможно это лишь в том случае, если этим заинтересуются инженеры и архитекторы, а у застройщиков будет интерес к сокращению эксплуатационных расходов на многие годы вперед.

Вода как часть концепции зеленой периферии

     Среди оригинальных идей, реализованных в экопоселении Виикки, нельзя обойти вниманием и новации, связанные с формированием в непосредственной близости от жилых домов малой этажности (2–3 этажа) участков агрокультуры. Очевидная тяга людей старшего поколения к работе на своем небольшом участке земли получила в этом случае альтернативное решение, не требующее непременного перемещения на десятки километров за город. Прямо в структуре жилой застройки были предусмотрены своего рода зеленые клинья («пальцы»), наполненные частными огородиками.

     Высокий смысл организации подобных клиньев заключается еще и в том, что благодаря продуманной вертикальной планировке именно к ним осуществляется сток поверхностных вод от дождя. После создания таких зеленых и хорошо наполненных влагой участков по их границам были проложены прогулочные дорожки, а вся остальная территория за пределами огородов лишилась традиционных проблем с образованием луж.

fhg_697

Хельсинки, Виикки. Места, где собирается дождевая вода («зеленые пальцы») логично использовать для размещения небольших огородов, так как влажность грунта там стабильно выше.

      Надо сказать, что целенаправленный сбор дождевой воды с поверхностей, по которым не ездит транспорт, становится все более распространенным в жилой среде на периферии европейских городов. В парижском районе Булонь-Бийянкур использование направленной вертикальной планировки территории вдоль застройки подчинено той же идее – собранная поверхностная вода не сбрасывается в ливневую канализацию, а накапливается на пониженных участках поверхности, обеспечивая развитие растительности.

      Для жилого района Хаммарбю-Шёстад в Стокгольме это стало одной из главных идей формирования ландшафта, в котором размеры дождесборного канала напрямую зависят от интенсивности и продолжительности прошедших дождей. Реализация подобного подхода заметно оживила пешеходный променад, проложенный вдоль этого канала, и создала необходимый запас влаги для развития растительности на его берегу.

      В районах с обилием осадков подобный подход может гарантировать стабильный полив растительности, размещаемой на пониженных участках территории жилого назначения. При этом возвышенные участки пешеходных дорог остаются постоянно сухими даже после продолжительных осадков. Опыт жилой застройки на периферии Цюриха вполне убеждает и в том, что в пространстве двора может быть создана система водных поверхностей (как результат прошедших дождей) с обозначенными границами, чередующихся с газоном, и от этого зримо выигрывают жители, так как пространство обладает возможностью для отдыха в различные сезоны года.

Экопарковки

      Периферия городов испытывает не меньшее давление индивидуального транспорта, чем его центральные районы, так как многие пока еще выбирают передвижение на автомобиле с окраин в качестве основного. Поэтому столь актуальными стали современные решения по организации мест хранения автомобилей в жилой среде с минимальным воздействием на общественные пространства для человека. Приоритет зеленого над техногенным становится важной частью стратегии устойчивого развития города, в котором стремительный рост числа индивидуальных автомобилей реально превращается в угрозу состоянию среды.

       Понимая, что не всегда возведение подземной стоянки под жилым домом вписывается в бюджет застройщика, важно заметить, что есть немало других, а главное, достаточно «зеленых» решений по организации мест хранения автомобилей в гармонии с природой. Опыт застройки на периферии Копенгагена достаточно убедительно показал, что для достижения новых экологических качеств среды в жилой застройке можно вполне изменить саму трактовку архитектуры, наполнив ее нижний, наземный ярус местами хранения автомобилей.

      На примере жилого комплекса Mountain House, спроектированного молодежной студией BIG (Bjarnke Ingels) на южной окраине Копенгагена, можно заметить, что две такие невероятные цифры, как стоянка на 600 машин и расположенные над нею каскадные 80 квартир с зелеными террасами, вполне совмещаются в одном архитектурном объекте. Сам факт изменения трактовки жилой архитектуры, допускающей включение в нее такой вместительной стоянки, и ее покрытие в виде каскадных зеленых уровней, опровергает многие стереотипы.

garmoni_475

Берлин, Stralau, Wasserstadt. Над полуподземным гаражом растут сады из цветущих декоративных фруктовых культур.

      Размещение гаражей в основании многих новых жилых зданий уже освоено в отечественной практике. Только крайне редкими для нашей практики остаются примеры, когда на крышах таких мест хранения автомобилей разбиваются фруктовые сады, как это сделано, к примеру, в новом жилом районе Wasserstadt в Берлине. Достаточно логичное решение, предлагающее обладателям квартир в жилом доме двор (он же по периметру крыша полуподземной стоянки) – отдых в природном окружении. Этот пример вполне убеждает в том, что надо лишь решить вопрос создания дополнительного слоя почвы для произрастания деревьев на крыше, чтобы обеспечить приоритет природы и человека во дворе, исключив вообще присутствие там машины.

Природа лучше прома

     Для периферии города постоянное сокращение площади бывших промышленных и транспортных территорий становится одним из важнейших экологических ресурсов оптимизации среды в районах новой жилой застройки. Парки вместо вынесенных производственных мощностей с большим социальным эффектом давно положительно себя зарекомендовали, начиная с возведения парка Ситроен в Париже на месте старых цехов по сбору автомобилей одноименной фирмы. Пространство, обретенное жителями окружающей застройки, стало яркой демонстрацией реальности превращения довольно проблемных с позиции экологии промышленных территорий в благоустроенные городские пространства.

      Продолжением подобных преобразований бывших промышленных территорий на периферии Парижа стало свертывание мощностей сборочного производства фирмы Renault в Париже в юго-западной части города на острове Seguin. Для жителей района Булонь-Бийянкур подобное превращение бывшей производственной территории в озелененное пространство нового экопарка с объектами культуры и досуга стало приятным проявлением зеленых технологий расширения их жизненного пространства.

      Развитие этого направления экологической реконструкции бывших промышленных территорий принесло и гораздо более радикальные примеры при проведении работ по ландшафтной организации нового парка MFO в районе Нойе-Оерликён в Цюрихе. При создании в 2002 году этого парка на месте старого машиностроительного завода впервые в современной истории была реализована идея развития парка по вертикали. Парк построен в здании бывшего завода по производству двигателей Maschinenfabrik Oerlikon.

dvorik_prt

Цюрих. MFO парк. Для жителей соседних кварталов природная среда стала излюбленным местом для отдыха, постепенно стирая в памяти образ машиностроительного завода.

      Своего рода Парк-хаус во многом отличается от многих современных ландшафтных объектов, так как выполнен он был на основе вновь созданного металлического каркаса с точным повторением габаритов бывшего промышленного строения. Он стал четырехуровневым пространством для отдыха на зеленых «этажах» (включая площадку на крыше) и большим холлом для реализации различных культурных программ для жителей прилегающих жилых кварталов.

     Как видно из этих примеров, жизнь на зеленой периферии зримо обладает ресурсом для продвижения самых новых технологий ее экологической реконструкции с аспектами энерго- и ресурсосбережения. Если бы опыт европейских стран заинтересовал отечественных проектировщиков и застройщиков, то и у наших жителей новых городских окраин могли бы появиться перспективы зеленого будущего.

PS: хотите узнать какими будут города в будущем? Приглашаем вас прочитать материал город будущего, в котором вы узнаете как идут работы по созданию, и какие проблемы создатели умного города будущего встретили уже сегодня.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]