facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Зеленая экономика

27 октября 2016 | Светлана Дувинг
ЗЕЛЕНУЮ ЭКОНОМИКУ СПАСЕТ ТОЛЬКО ПРЕЗИДЕНТ!

IMG_2104_1_3_000_567_sveta

 

С 24 по 25 октября в Санкт-Петербурге традиционно проходил центральный форум, на котором собираются специалисты по стратегическому планированию, включая представителей центральной структуры, которая за это отвечает – Министерства экономического развития. АНО НАУР и наш медиа-ресурс «Зелёный город» уже давно является постоянными партнерами форума, и кроме того, последнее время тематика перехода России на рельсы зелёной экономики становится все более востребованной.

Последнее время нас активно приглашают на мероприятия, главной темой которых является «устойчивое развитие города». Однако ни на одном форуме я до сих пор не услышала главного – того, собственно, с чего все устойчивое развитие всегда начинается, и без чего переход к системе зелёной экономики и устойчивому городскому развитию просто невозможен.

А именно не услышала я, чтобы кто-то высказывал мысль о том, что для системного перехода к зелёной экономике и устойчивому развитию, соответствующие целевые показатели экоустойчивости должны быть заложены в российскую стратегическую нормативную базу. Ведь то, как развивается экономический процесс в стране, зависит от целевых ориентиров, которые прописаны в различных стратегических документах. Закон о стратегическом планировании в России был принят в 2014 году, и сегодня структура соответствующей нормативной базы четко определена. Она как всегда не без недостатков, но она уже есть, и это повод для серьезной работы.

Поэтому я отправилась на форум в первую очередь с целью выяснить – насколько специалисты по стратегическому планированию, как говорится, «в теме» уже ставшего магистральным процесса перехода мирового развития и отдельных стран к системе зелёной экономики, который на международном уровне курируется, как известно, Организацией объединенных наций, а вот у нас, в России, пока не совсем понятно, кем.

uutiskuva-eu-russia-forum-2014

Правда, судя по информации, которая периодически появляется в СМИ, больше всего заявлений, касающихся зелёной экономики, последнее время делает министр природных ресурсов Сергей Донской, который, например, на июньском Петербургском международном экономическом форуме (по сообщению информагентства ТАСС) высказался ни много ни мало о том, что в России готовится концепция перехода к зелёной экономике.

Однако в связи с тем, что зелёный тип экономики предполагает кардинальное изменение всей структуры экономической деятельности и принципов ее функционирования в сторону обеспечения баланса трех видов капитала (финансового, человеческого и природного), то задача по разработке этой новой структуры должна скорее всего относиться не к ведению такого узкоотраслевого министерства, как Минприроды, а непосредственно к Министерству экономического развития, на котором лежит задача по национальному стратегическому планированию. Ведь все планы по реализации экономической активности у нас проистекают из соответствующих стратегий.

Так вот. После посещения форума впечатление у меня сложилось следующее. Сами организаторы – известные консалтинговые компании в области стратегического планирования, такие как «Леонтьевский центр» и Фонд «Центр стратегических разработок» — значение данной тематики прекрасно осознают. Уже не первый год они выводят тему зелёной экономики в отдельную сессию, а также с трибуны на пленарном заседании во всеуслышание заявляют, что данная тематика крайне важна.

Хотя мне по-прежнему не совсем понятно, почему эта тема не выводится в качестве основной для обсуждения на форуме в целом, а идет на правах одной из шести параллельных секций? Ведь речь идет, по сути, о переходе на экономику нового типа, а значит, требует кардинальную перетряску всех стратегических документов на предмет обновления основных целевых показателей.

На отдельных сессиях я побывала в первый день форума, логически полагая, что о самом важном будет сказано с самого начала. Однако здесь я столкнулась с ситуацией, которую наблюдаю чуть ли не на каждом подобном ивенте – заявленная в программе тема в ходе проведения секции практически никак не раскрывается, а приглашенные эксперты говорят о чем-то своем, вообще не пытаясь ей хоть как-то соответствовать.

Так, если брать конкретно ту сессию, посвященную зелёной экономике, на которую пошла я – «Стратегии устойчивого развития и переход к зелёной экономике: лучшие практики и инструменты государственного регулирования». Как минимум я ожидала услышать, исходя из названия секции, как нужно выстраивать нормативную базу, чтобы обеспечить успешный переход России на рельсы зелёной экономики на конкретных примерах существующих у нас или за рубежом нормативных документов.

1139423

Но как бы не так. Первый спикер — председатель комитета по природопользованию, охране окружающей среде и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга сразу заявил, причем вообще голословно, что российская экономика уже полностью готова для такого перехода, руководитель Совета по зелёному строительству Александр Ремизов прочитал какую-то очень заумную лекцию про философию зелёной архитектуры и зелёный строительный стандарт своей организации. Причем вообще без комментариев по поводу того – а что это?

Так как я работаю еще и в сфере экологического строительства, то мне, по крайней мере, было частично понятно, о чем он говорит, но я могу представить впечатление людей, которые не имеют отношение к строительству, и интересуются конкретно стратегическим планированием. Они бы из его рассказа, я уверена, не поняли ничего. Примерно в том же духе выступила председатель комитета по энергоэффективности и устойчивому развитию Гильдии управляющих и девелоперов Вера Бурцева, рассказав в другом зелёном строительном стандарте Green Zoom, и опять без комментариев – а каким боком все это относится к системе зелёной экономике. Причем модератор стола, которая могла бы взять на себя роль комментатора, связывающего воедино все выступления, этого почему-то не сделала.

Далее выступили несколько иностранцев, один из которых представил общую презентацию-визитку известного национального парка в Норвегии, другой — девушка откуда-то из тех же северных стран, презентовала национальную систему сертификации экоустойчивого бизнеса. Потом какая-то дама начала говорить про концепцию обращения с отходами, потом выступила эксперт про экомаркировку… В общем, после всего этого у сидящих в зале не просто не могло сложиться какого-то хотя бы более или менее внятного впечатления о том, что такое стратегия устойчивого развития и зелёная экономика и как на них переходить, но должна была возникнуть в голове полная каша из каких-то абсолютно не связанных между собой кусков информации.

Почему я так подробно об этом пишу? Мне кажется, что уже прошли времена начального этапа развития ивент-сферы, когда контент накидывался как бог на душу положит. Все-таки сегодня, да еще на таких серьезных форумах, нужно более внимательно подходить к формированию содержательной части события.

И единственным лучом света в этом темном царстве стало выступление директора Центра стратегического управления и пространственного развития, существующем при Минэкономразвития, Светланы Липиной, которая в самом начале дала единственный правильный и прямой ответ на вопрос – а как же переходить на рельсы зелёной экономики, заявив, что для этого необходимо вносить соответствующие показатели в систему стратегического планирования, и даже – о чудо! – рассказав, что подобные целевые показатели устойчивого развития их центром уже разработаны при предыдущем руководстве министерства, и они со своей стороны готовы их предоставить для включения в систему стратегического планирования.

Но, к сожалению, спикеров было много, времени на всех, разумеется, не хватало, поэтому сделать полноценный доклад Светлане так и не удалось. На мой вопрос, а кто же у нас в стране — в структуре Министерства экономического развития или в каком-то другом ведомстве должен отвечать за переход на зелёную экономику, никто из присутствующих экспертов не дал.

На следующей сессии, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия при разработке документов стратегического планирования, было сказано, что в следующем году начинается разработка стратегии пространственного развития России и вопрос о целевых показателях на самом деле стоит на повестке дня. Однако, когда я после окончания сессии поинтересовалась у руководителя Департамента стратегического развития Минэконома Елены Чугуевской, нужна ли им помощь при разработке целевых показателей с использованием критериев устойчивого развития, в которые, как известно, входят не только финансовые и социальные показатели, но и показатели по состоянию окружающей среды, как обязательного элемента обеспечения высокого качества жизни населения, она только на меня руками замахала – «экологи? Нет, нам экологи вообще не нужны. Устанем потом отчитываться! Нет – экология, это не к нам!». И это, заметьте, говорит ведущий эксперт по стратегическому планированию главного российского ведомства, которое за эти вопросы отвечает.

14671366_1198787010191721_2917165702282257209_n

Руководитель НАУР Светлана Дувинг и директор Экологического союза Юлия Грачева на форуме стратегов, 24 октября

Я не стала спорить, потому что было ясно – все разговоры про зелёную экономику у нас в стране до сегодняшнего дня были и остаются больше разговорами, которые для чиновников, отвечающих за конкретные участки работы в соответствующих органах, и ориентируются на четкие указания свыше, не имеют никакого значения. И пока заявления и Сергея Донского в ПМЭФ и даже Владимира Путина на генеральной ассамблее ООН не будут оформлены в виде официальных правительственных нормативных актов, обязывающих соответствующие ведомства (и в первую очередь – Минэкономразвития) заняться разработкой нормативной базы по переходу к зелёной экономике, никакого движения в этом направлении в реальности не случится.

Поэтому всем сторонникам, которые выступают за старт перевода России на рельсы зелёной экономики, необходимо объединяться и добиваться такого четко прописанного в каком-то официальном формате решения от нашего президента. Мы со своей стороны готовы выступить координатором процесса подготовки подобного обращения. Ждем ваших откликов.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]