facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Зеленая экономика

13 октября 2014 | Анастасия Лаврентьева
ЗЕЛЁНАЯ ПЕЧАТЬ

бумага

ПО ДАННЫМ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ПОЛИГРАФИСТОВ, в России в 2013 году функционировали порядка 7,5 тысяч типографий и полиграфических комплексов. Из них только 17 сертифицированы по стандартам Лесного попечительского совета (FSC). Сравним: в США в 2011 году насчитывалось примерно 28 тысяч типографий, из которых около 1 тысячи имеют сертификаты FSC, в Германии – свыше 800 таких компаний, в Великобритании – более 600, в Канаде – более 500.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сертификация FSC, разумеется, создана не для типографий. Это многоуровневая система, в основе которой, поясняет менеджер по развитию FSC России Екатерина Брусиловская, лежит стандарт лесоуправления, содержащий требования социального и экологического характера. Среди них – учёт прав местного населения, учёт интересов работников, соблюдение норм охраны труда, выделение ценных с экологической и социальной точек зрения лесов, охрана мест обитания редких видов животных, лесовосстановительные мероприятия, и так далее. В целом можно говорить, что сертифицируется качество лесоуправления.

Екатерина БРУСИЛОВСКАЯ: «Мы сертифицируем качество лесоуправления…»

Далее по цепочке вверх это качество расходится по многим потребителям древесины, от мебельщиков и строителей до бумажников: потребителей, которые, приобретая сертифицированное FSC сырьё, тем самым поддерживают культуру лесопользования и подчёркивают своё ответственное отношение к природе.

Но и типография – не конечный потребитель: она вид перерабатывающего предприятия, после которого печатная продукция поступает к заказчику. Постепенно заказчики полиграфической продукции (в особенности это касается мировых брендов, имеющих представительства в России, многие из которых относятся к категории экологически ответственных) становятся всё более требовательными к подрядчикам, требуют и от них ответственного отношения к окружающей среде. Они желают быть уверены, что журналы, визитки, годовые отчёты или книги напечатаны на бумаге, производство которой не нанесло вреда Земле. Так рождается спрос. И если типография хочет иметь право наносить на продукцию логотип FSC, который подтверждает факт использования бумаги, произведенной в соответствии со стандартами FSC, ей необходимо пройти сертификацию: доказать факт использования заявленной бумаги в рамках независимого аудита.

И хотя система сертификации FSC для производителя соответствующего товара – будь то бумага, деревянная мебель или полиграфическая продукция – служит важным маркетинговым элементом, позволяя выйти на новый рынок и увеличить продажи, она одновременно делает лесоперерабатывающую промышленность чище и экологичнее, позволяет сохранить леса на планете.

Вячеслав Емельянов, коммерческий директор типографии «Полиграф Медиа Групп», рассказывает:

— Наша типография прошла сертификацию цепочки поставок FSC и получила соответствующий сертификат ещё в 2011 году. Это было непросто, но мы хотели, чтобы клиенты были уверены, что наша продукция соответствует строгим требованиям экологического и социально-ответственного управления мировыми лесными ресурсами…

FSC 01

Разумеется, наличие сертификата FSC помогает типографии стать экологичнее, но это далеко не единственный параметр, если речь идет о «зелёном» предприятии в полном смысле слова. Единого стандарта «экопечати» (назовём так область пересечения экологической безопасности и типографского дела) не существует. К тому же надо помнить, что типография приобретает бумагу на открытом рынке и зависит от предложения. Крупные производители бумаги чаще всего реализуют свою продукцию не самостоятельно, а через оптовиков-дистрибьюторов. В России первой среди дистрибьюторов бумаги сертификат FSC получила компания «Европапир»: российская «дочка» австрийской Europapier International – одного из крупнейших дистрибьюторов бумаги в Центральной и Восточной Европе. Это случилось в 2010 году. В начале 2012 года их примеру последовал шведский бумажный гигант Antalis. Работа этих двух компаний какое-то время удовлетворяла спрос на эко-сертифицированное полиграфическое сырьё, а заодно продемонстрировала участникам рынка востребованность такой продукции. В октябре 2013 года сертификацию по системе поставок FSC прошла ещё одна крупная компания, специализирующаяся на торговле бумагой и картоном: «Регент-Арт». Следом, в декабре 2013 года, к уже имеющимся сертифицированным дистрибьюторам присоединилась группа компаний «Дубль В».

FSC 03

 

Вячеслав ЕМЕЛЬЯНОВ: «Это было непросто, но…»

Пока на складах этих компаний сложно найти некоторые образцы FSC-сертифицированной бумаги, доступной печатникам в Европе или в США, а доставка небольших акцидентных партий такой бумаги из-за рубежа – удовольствие крайне дорогое. Тем не менее, прогресс заметен. Несмотря на сложности, находятся смельчаки и оптимисты, готовые сделать бизнес-ставку на это направление. Екатерина Воронина, генеральный директор издательства «Зелёная книга» (основано в 2012 году), говорит, что их кредо – учитывать не только ЧТО они издают, но и КАК они это делают. «В основе нашей издательской деятельности лежат принципы ответственной печати. Мы продумываем дизайн книги таким образом, чтобы исключить ненужные бессодержательные страницы; мы используем только бумагу, сертифицированную FSC; мы подсчитываем углеродный след каждого тиража (то есть отслеживаем, сколько углекислого газа было выброшено в атмосферу в процессе подготовки, печати и доставки книги, а также при работе отделов маркетинга и продаж); хостинг нашего сайта на 100% обеспечен возобновляемой энергией – энергией воды. Это далеко не полный перечень принципов, но на примере этих нескольких ключевых процессов проще объяснить людям, что для нас значит быть экологически ответственной компанией», – говорит г-жа Воронина.

Она вспоминает, что два года назад было всего три типографии в России, отвечающие экостандартам FSC, при этом две из них не выпускали книги. А когда издательство только начинало сотрудничать с «Полиграф Медиа Групп», у этой типографии было всего четыре вида картона, который годился для обложек. Сейчас – более сотни. Исчезает разница в цене между продукцией, имеющей маркировку FSC, и остальной, что крайне важно для конечного потребителя. Всё это говорит о постепенном «взрослении» рынка.

Воронина

Екатерина ВОРОНИНА: «Мы учитываем не только что мы издаём, но и как…»

Разумеется, сертификат FSC – это не только бизнес-преимущество, но и ответственность. В случае, если компания будет нарушать правила, сертификат могут отозвать, и такое однажды случилось. Когда сертификат отзывается, компания больше не имеет права ставить логотип FSC на свою продукцию и продавать её с FSC-заявлением.

В минувшем году компания Tetra Pak проводила исследование узнаваемости экологических маркировок товаров и обнародовала интересные результаты. 37% респондентов регулярно ищут на упаковке логотип, подтверждающий ее безопасность для окружающей природы. 54% потребителей доверяют экомаркировке. А логотип FSC идентифицировал каждый пятый участник исследований. Это говорит о наличии реальных предпосылок для того, чтобы количество FSC-типографий в России росло и дальше.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]