facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Образование

13 июля 2017 |
ЗЕЛЁНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ В ШВЕЦИИ

Специалисты Экологического союза вернулись из Гётеборга, куда ездили, чтобы узнать больше о развитии экологически ориентированного ритейла в Швеции. Эксперты посетили семинар, организованный Шведским обществом по охране природы (SSNC), которое, кстати, является оператором экомаркировки первого типа – Good Environmental Choice.

Представители SSNC представили несколько исследований, опубликованных компанией SB INSIGHT. Авторы разделили современных потребителей на четыре категории: эгоисты, умеренные, умные и убеждённые. По словам директора департамента экосертификации и экопотребления SSNC Евы Эйдерстрём, наиболее интересны для изучения две последние категории. Именно они способны принимать решения и участвовать в построении устойчивого общества. Кстати, в Швеции за последние два года доля умных (smart) потребителей выросла с 15% до 20-28%.

В отчёте SB INSIGHT отмечается, что отношение шведских потребителей к ответственному потреблению меняется в положительную сторону. Так, например, 75% положительно относятся к переработке мусора, 55% готовы покупать вещи б/у или ремонтировать их.

Согласно прогнозам, в будущем на поведение потребителей могут повлиять два фактора: через 20 лет 70% населения будет жить в городах, а численность среднего класса приблизится к 2030 году к 4,9 млрд. человек (в 2009 – 1,8 млрд. чел).

Шведские потребители доверяют экомаркировке

Активный рост числа ответственных потребителей влияет на продажи экопродуктов. Бум потребления органик-еды в Швеции был в 2014-2015 году (почти на 40%). Сегодня каждая третья продуктовая корзина содержит по крайней мере один органический продукт.

Представители SSNC считают эту ситуацию отражением массовых трендов: пришло поколение миллениумов с особым взглядом на мир, стремлением вести здоровый образ жизни и с готовностью заботиться о планете. Популярности органик и экопродукции способствует также активная деятельность экологических организаций. Активисты рассказывают покупателям, почему нужно делать выбор в пользу экопродуктов с общепризнанными маркировками. Например, для этого каждый год проводится Green Action Week.

Обычно акции проходят непосредственно в магазинах. Представители ритейла поддерживают зелёные инициативы и разрешают волонтёрам просвещать покупателей. В прошлом году в рамках Green Action Week прошли информационные кампании, посвященные продуктам питания. В этом году активисты рассказывают о косметике и моющих средствах.

Нас заинтересовал необычный креативный подход шведов к экорекламе. В своих концепциях и образах они используют недовольные мультяшные лица, которые пользуются обычными моющими средствами без удовольствия. Посыл примерно следующий: вы несчастны? Все ещё моете голову обычным шампунем? А знаете ли вы о всех вредных веществах, которые есть в его составе? Мы исправим это…

Все информационные буклеты, которые получает потребитель, говорят, каким экомаркировкам стоит доверять. В сегменте бытовой химии и косметики на первом месте – экомаркировки первого типа. Именно они запрещают использовать в составе продукта аллергены и вредные компоненты. Самые распространенные в Швеции – Good Environmental Choice (Швеция), Ecolabel (Евросоюз), Nordic Swan (Скандинавия). Напомним, в России единственной общепризнанной экомаркировкой первого типа, входящей во Всемирную ассоциацию экомаркировки, является «Листок жизни».

В пищевой сфере предпочтение отдаётся продуктам, которые имеют органик-маркировки EU Organic (Европейский союз), KRAV (Швеция). Кстати и маркировки первого типа, и органик являются лидерами по узнаваемости среди местных покупателей. Как говорят эксперты SSNC, люди покупают такие продукты, потому что верят в их экологичность.

Как должен выглядеть идеальный экомагазин

Искать продукты с экомаркировками мы отправились в один из магазинов известной сети WILLYS. Это дискаунтер, специализирующийся на экопродуктах. На данный момент всего в стране около 200 магазинов этого бренда с еженедельной посещаемостью в 2 млн. человек.

Корпоративный цвет WILLYS – красный, что нисколько не мешает магазину быть зелёным. В 2009 году сеть получила экомаркировку первого типа Good Environmental Choice («Ястреб»), в 2012 году наняла менеджера по устойчивому развитию, а в 2015 представила новую стратегию «Эко для всех». Её смысл в том, чтобы выбор экопродуктов становился шире, они были доступнее. Позиция проста: вы не должны быть богачами, чтобы покупать такие продукты.

Вначале магазин проходил сертификацию по первой версии стандарта Good Environmental Choice от 2000 г. Согласно критериям экомаркировки, супермаркету разрешалось представлять определенную долю сертифицированной продукции (чаще всего – KRAV и европейские экомаркировки первого типа) в 15 категориях товаров. Спустя годы после ужесточения стандарта магазин по своей инициативе стал увеличивать ассортимент продукции, которая обладает экологическими характеристиками и экосертификатами. Сегодня это около 200 позиций.

Больше всего сертифицированных продуктов питания среди молока, бананов, кофе и картофеля (органик-маркировки KRAV, EU Organic; Fair Trade). Особое внимание уделяется продаже сертифицированной рыбы (экомаркировка MSC и Fair Trade). Также магазин проверяет, не использует ли производитель виды рыб, находящиеся под угрозой исчезновения.

Среди бытовой химии и косметики чаще всего встречаются экомаркировки первого типа: Nordic Swan, Good Environmental Choice и EU Ecolabel.

Как магазин выделяет сертифицированные продукты? Всё просто. Рядом с ценой товара магазин размещает зелёную этикетку, на которой отмечена одна из экомаркировок. Кроме того, в некоторых секциях размещаются плакаты с пометкой «Эко», а перед кассой на экранах монитора можно посмотреть соответствующие ролики.

В WILLYS с гордостью отмечают, что доля продаж органической продукции растёт. С 2013 года она увеличилась почти в три раза и достигла 6%.

Компания гордится своими сотрудниками, которые разделяют ценности устойчивого развития. После обзорной экскурсии один из консультантов WILLYS повел нас за кулисы, чтобы показать, как магазин соблюдает экологические требования маркировки «ястреба», как устроена логистика, сортировка мусора и зелёные закупки.

Сертифицированные продукты мы встречали не только в WILLYS, но и в других известных сетях: Lidl, Coop, IСA и в специализированных экомагазинах. Несмотря на то, что ассортимент и цены отличаются, экологичные товары остаются доступными для покупателя.

Стоит добавить, что российские ритейлеры постепенно догоняют своих европейских коллег. В этом году некоторые сети продуктовых и парфюмерно-косметических магазинов создали специальные зелёные зоны, в которых можно встретить товары с экологическими характеристиками.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]