facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Образование

30 августа 2017 | Сергей ПАНАСЕНКО
«ЖАЛЬ, ЧТО У МЕНЯ ТОЛЬКО ТРОЕ ДЕТЕЙ»

Участники и гости недавно закрывшегося в Москве Климатического форума с удивлением обнаруживали в главном зале среди элегантных стендов и сверкающих экспонатов отгороженный участок, на котором явно творилось что-то необычное.

Там размахивали шёлковыми полотнищами, сидели на подушках на полу, строили какие-то пирамиды, вырезали и клеили, и всё это со смехом и чуть ли не песнями. А ещё там постоянно было много детей.

Но вы ошибётесь, если подумаете: вот устроители молодцы, позаботились о посетителях с маленькими детьми! Это не была зона «передержки» малышей, как во многих крупных торговых центрах. Небольшой кусок Манежа достался пермакультурному детскому саду, официально именуемому дошкольным отделением ГБОУ Школа №734 «Школа самоопределения им. А.Н. Тубельского».

Признаюсь, когда мне поручили подготовить репортаж об этом участнике Климатического форума, я не сразу связал концы с концами. Что такое пермакультура, кто такой Зепп Хольцер и какое это имеет отношение к саду и огороду, я, конечно, знаю, но к ДЕТСКОМУ саду? К дошкольной педагогике??

Однако если мы найдём среди детского радостного шума, в создании которого активно участвуют и воспитатели, и родители детей, и заинтересованные посетители (о них чуть позже), относительно спокойный уголок, то Валерия Букина – один из идеологов и организаторов детского сада – готова попробовать быстро объяснить мне, что тут к чему.

Двенадцать базовых принципов пермакультуры более-менее известны каждому, кто знаком с этим движением. Однако оказывается, что если взглянуть на них с более универсальной точки зрения, то разве, например, наблюдение и взаимодействие не служит прекрасным правилом для организации отношений взрослого с ребёнком? А разве принцип взаимодополнения вместо разделения не о том, как организовывать дружный многовозрастный детский коллектив? Или призыв реагировать на изменения, не оставаться всё время одинаковым? Попробуйте быть иными с современными детьми: да это просто обрекать себя на поражение!

И так далее.

Осознание потенциала методов экологической педагогики пришло после первого знакомства с теориями Зеппа Хольцера в 2009 году, а к 2011 году пермакультурный детский сад в московском районе Восточное Измайлово (как написал в отзывах один из восторженных родителей, «Вот повод переехать в Измайлово!») заработал в новом и необычном формате.

Во избежание недоразумений хочу подчеркнуть, что пермакультурный детский сад, конечно, не возник с нуля и вдруг. Ещё в далёком 1992 году на ветрах свободы по инициативе легендарного Александра Тубельского Министерство образования РФ и Московский департамент образования из общеобразовательной школы №734 и детского сада №869 создали научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения». Сейчас в школе уже третий директор, но традиции, заложенные 25 лет назад, пока удаётся поддерживать, несмотря на то, что направление ветра имеет тенденцию меняться.

Впрочем, для поклонников принципа пермакультуры улавливать и запасать энергию, это естественная часть существования.

Если излагать смысл того, что делают здесь, канцелярским языком отчётности, так контрастирующим с духом самого детского сада, то извольте: «Создание педагогических и экологических условий устойчивого развития детско-взрослого сообщества. Развивающие и двигательные пространства в природном ландшафте». Сами педагоги детского сада объясняют то, что они делают, иначе: гораздо яснее, эмоциональнее и заинтересованнее: «Мы строим позитивный сценарий развития будущего, не бежим из города, воссоздаём, сохраняем, рекультивируем. Мы делаем акцент на исследования, познания, наблюдения, пробование себя и мира. Мы хотим вернуть в педагогическую среду лучшее из дворовой культуры, дворового разновозрастного сообщества, которое имели мы, дети 60-80х. Мы хотим, чтобы дети и взрослые не боялись жизни на земле, хотим вернуть им другие чувства к природе, кроме опасения, что это грязь, зараза и вредители».

Я был уверен, что найду в сети десятки страниц про этот необычный детский сад: шесть лет – это не шесть дней, за это время можно приобрести и друзей, и врагов. Однако сведения о детском саде «Зеппа Хольцера», да и о «школе самоопределения» Александра Тубельского (а детский сад, всё же не будем забывать, это дошкольное звено единого комплекса, и детский сад ежегодно из примерно 800 воспитанников отправляет два первых класса для «началки») до обидного мало. Ну да, роль школы – создание системы благоприятных условий для осуществления процесса самоопределения в мире и культуре. Ну да, её первостепенная задача – предоставить каждому ребёнку возможность в любое время заниматься любимым делом, пробовать себя в разных формах деятельности. Содержание уроков и отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы. Педагогика самоопределения А.Н. Тубельского строится не на сообщении и освоении информации, а на передаче способов работы. Это создаёт условия, при которых учитель становится ведущим мастером. В школе обеспечивается открытость принимаемых решений, возможность для каждого влиять на характер всех решений. В Школе самоопределения реально обеспечено право каждого стать инициатором любого дела для всех или какой-либо группы…

Собственно, это почти всё.

— А ещё мы не стрижём газоны и кустарники, только омолаживаем старые, не убираем листву, мульчируем соломой и щепой, сеем рассаду и растим помидоры на гряде до глубокой осени! – с гордостью вспоминает Букина, и я думаю, что если помидоры с грядки в октябре это ко всеобщей радости, то несобранная по-хольцеровски листва – это к перманентной войне с АТИ и ГБУ Жилищник и управой района и всеми-всеми, для кого эта лежащая листва как территория, на которой засели партизаны.

И как-то вдруг чисто случайно выясняется, что вместе с нами на площадке в углу Климатического форума – воспитатели из русских детских садов Черногории, Словении и Италии (возможно, других стран тоже, но не станешь же у каждого присутствующего спрашивать, откуда кто приехал). Их специально привезли сюда для того, чтобы они посмотрели, как это работает: единственный в мире пермакультурный детский сад. И они смотрят, слегка обалдевшие от обилия неожиданной и непривычной информации. И ведь практически каждый месяц кто-то приезжает и непосредственно в сад, и там проходят своего рода мастер-классы, где обсуждается тема «хрустальных» детей, тема возрождения уличных свободных разновозрастных игровых пространств (а в этом детском саду все гуляют со всеми). Разговор идёт и о том, как взрослому постепенно отдавать ребёнку функцию контроля пространства, а ребёнку – познавать свои двигательные потребности и чувствовать границы своих возможностей.

Здесь всё весьма необычно и непривычно: и то, что дети утром, когда приходят в сад, первым делом берут свой блокнотик, рисуют там «рисунок дня» и потом рассказывают воспитателю свою важную мысль, которую тот слово в слово записывает, и то, как и чем они играют, и многое другое. Но продолжение сумбурного разговор на полях Климатического форума, попадание на который тоже заслуживает отдельного рассказа, заслуживает быть перенесённым на территорию самого детского сада. Тем более после того, как одна мама написала в отзывах, что, к сожалению, у неё только трое детей…

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]