facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Архитектор

3 февраля 2014 | Светлана Дувинг
Жан Поль Ганем: «Моя мечта — создать гигантскую плантацию рядом с аэропортом»

142972_90   Сегодня урбанизированные территории все активнее вгрызаются в природные ландшафты. Казалось бы,  даже такие «негородские» сферы деятельности, как фермерство, не  менее активно трансформируют природные пространства – превращая разнообразие естественных лугов и полей в строго разграниченные и однообразные на вид земли. В городской черте с незастроенными территориями тоже часто бывает не все в порядке. В любом городе есть свободные от зданий площадки (вроде свалок, пустырей или санитарно-защитных зон), которые официально считаются потерянным и окончательно деградировавшим ресурсом, не подлежащим никакому восстановлению. Такие места превращаются в депрессивные зоны, рассадники криминала и маргинализации  прилегающих районов. И специалистов, которые могли бы эффективно решать проблему больших открытых трансформированных человеком пространств – будь то поле, свалка или пустырь – не только в России, но и во всем мире можно сосчитать по пальцам.

     Одним из таких уникальных экспертов и является известный французский ландшафтный художник Жан Поль Ганем. В конце мая НАУР  планирует проведение его мастер-класса в России. В преддверии этого события г-н Ганем любезно согласился ответить на вопросы «Зеленого города».

— Расскажите, пожалуйста, как вы стали ландшафтным дизайнером?

— В 20 лет я уже был художником и жил в Париже. Примерно в то время у меня получилось пройти отбор и стать участником одного проекта в художественной резиденции Меру, расположенной в сельскохозяйственном регионе на севере от Парижа. Время, проведенное в Меру, приблизило меня к природе. Я получил возможность наблюдать и рисовать окружающие сельскохозяйственные ландшафты, причем не в статике, а в динамике. Так как работал я очень медленно, то не успевал нарисовать один пейзаж, как поле меняло свой цвет в соответствии со сменой сезона. Сначала все было белое, потом становилось зеленым, потом желтым и бежевым, и затем все начиналось сначала. Там же я познакомился с жизнью и работой фермеров и в полной степени осознал огромное значение их труда, как с точки зрения важной функции обеспечения всех нас продовольствием, так и с точки зрения трансформации природных ландшафтов. И мне захотелось поработать именно с их ландшафтами, с одной стороны — вернуть им визуальное разнообразие, сделать их яркими и интересными, с другой — создать уникальные эстетические признаки, которые бы привлекали внимание к труду фермеров в течение всего года, начиная с посадки семян и заканчивая сбором урожая.

— Каковы ваши основные профессиональные принципы?

На основе собственного опыта,  могу сказать, что вдохновение художника рождается на основе 4-х важнейших элементов, среди которых можно выделить:  историю места, с которым ты работаешь, саму структуру ландшафта и его контекст, наличие региональных проблем с окружающей средой, но главное – это люди, которые проживают в этом районе.

Ведь любой проект создается не просто так, а именно для них, и мастер должен очень точно почувствовать, чего именно здесь не хватает. И естественно, хороший проект должен нести позитивные изменения на той территории, на которой он реализуется.

ganem_59

— Кем и когда было создано направление по сельскохозяйственному ландшафтному дизайну?

— Сельскохозяйственная композиция это интеграция художественного процесса и процесса сельскохозяйственного производства. Реализация подобных проектов требует активного обсуждения и вовлечения фермеров как основных участников процесса земледелия. В том числе и посредством обсуждения первичных технических вопросов в дальнейшем рождается художественный образ. Начиная с моего первого опыта в 1992 году, я очень многое узнал о силе окружения и энергетике растений, способных трогать сердца людей за пределами официального искусства.

— Используете ли вы принципы устойчивого развития в ваших проектах?

— Разумеется, я, как и любой нормальный человек, очень обеспокоен современными проблемами окружающей среды. Может быть, поэтому в моих работах часто именно этот аспект становится предметом осмысления и вдохновения, например, как это было в моем проекте — “O caminho do rio” в Сан Пауло. Мой творческий метод заключается в том, что я как генератор основной идеи окружаю себя специалистами по различным направлениям работы с окружающей средой, чтобы совместно с ними выработать наилучшее решение не только с точки зрения художественного образа, но и с точки зрения создания экологически позитивного проекта.

— Ваши сельскохозяйственные ландшафтные композиции создаются в местах, где, на первый взгляд, бывает не так много людей. Так на чье внимание и восприятие они рассчитаны?

— Мои сельскохозяйственные проекты, как правило, реализуются на придорожных участках. Мимо них ежедневно проезжает достаточно много местных жителей, например, на работу и с работы. И мои проекты, кроме всего прочего, избавляют этих людей от однообразия пейзажа обработанных полей. В течение года по мере реализации проекта они будут видеть, как ландшафт обновляется и начинает играть разными красками, увеличивает их интерес к своей территории. В конце концов, это еще один современный инструмент, который позволяет донести искусство людям.

Кроме того, у меня есть и другие типы проектов, которые я реализую уже в городе. Например, проект «Сад сенсоров» (the Garden of Sensors )в Монреале был реализован на абсолютно депрессивной территории городской свалки. Городские власти рекультивировали ее, насыпав сверху горы земли. Однако визуально этот участок стал не намного лучше. Поэтому мы решили разбить здесь современный парк для прогулок и пикников. Причем свалка начала работать еще и как дополнительный источник энергии – в середине ярких кругов расположены специальные трубы, которые собирают выходящий из глубины свалки биогаз и отправляют его на ближайшую ТЭЦ. Отсюда и название проекта.

ganem_2

— Как правило, реализация проектов в области ландшафтного дизайна, а тем более таких масштабных, как у вас – удовольствие не из дешевых. Кто является вашими клиентами  и возможна ли реализация проектов, подобного вашим за относительно небольшие деньги?

—  Клиентами моих сельскохозяйственных проектов являются сами фермеры. В моих городских проектах бывает по-разному. Я много работаю с сельскохозяйственными растениями, что требует применения достаточно большого объема современной техники типа тракторов и т.д. Меньшими усилиями трансформировать большие пространства сложно. Кроме того, когда мы используем многолетние растения, это требует больше времени для посадки, так как каждое такое растение необходимо сажать индивидуально.

Тем не менее, в связи с тем, что я в основном работаю с общественными пространствами – особенно в городе, где в проекте на первом месте стоит социальный аспект, то в качестве партнеров мы привлекаем и органы власти, как региональные, так и муниципальные, и коммерческие компании, и, разумеется, непосредственно местных жителей. Например, в Сан Пауло мы организовывали лекции по садоводству для обездоленных слоев населения. Учитывая социальную направленность наших проектов, мы стараемся делать их дешевле традиционных работ в области ландшафтного дизайна, предназначенных для индивидуальных домовладений.

— Каковы сегодня наиболее актуальные направления в ландшафтном дизайне?

— Я уже упоминал, что я пришел из мира искусства. Тем не менее, мне мои объекты очень нравятся, также я обожаю видеть, как трансформируется и оживает крупный ландшафт – такой, например, как Хай Лайн  (the Highline)  в Нью-Йорке.

— Что из ваших работ вам самому больше всего нравится и есть ли у вас профессиональная мечта?

— Любимый проект  – это «Сад сенсоров», благодаря которому было преобразовано около 2700 м2 территории. А моя мечта – создать гигантскую плантацию на территории какого-нибудь аэропорта. Ведь именно аэропорты являются тем уникальным местом, где  множество людей ежедневно видят окружающие ландшафты с высоты птичьего полета. Мы уже изучили, какие растения необходимы для такой работы, и в настоящий момент находимся в поиске какого-нибудь аэропорта, который выступит с поддержкой этой идеи.

______________________________________________________

Пресс-портрет: Жан Поль Ганем

    Знаменитый французский ландшафтный художник, входит в число лидеров мирового ландшафтного дизайна. Родился в 1964 году в Тунисе. Учился и живет в Париже. Свои работы реализует главным образом во Франции, Канаде и странах Латинской Америки. Является основоположником нового направления — сельскохозяйственного ландшафтного дизайна. В его рамках он работает с сельскохозяйственными ландшафтами, делая их не только визуально более разнообразными и привлекательными, но и эстетизируя труд фермеров.

    В контексте городской среды Ж.П.Ганем работает с такими масштабными незастроенными  территориями, как городские свалки и пустыри, которые, по его мнению, можно вернуть к жизни, как например, вторично переработанный продукт или материал. Именно такая «вторичная» переработка и реабилитация деградированных от человеческой деятельности территорий (что крайне актуально для России, учитывая количество таких территорий у нас) и лежит в русле основных профессиональных интересов художника.

    Хотя внешне Ж.П.Ганем не является поклонником технологизации проектного процесса, на самом деле он и его команда очень серьезно изучают и применяют в своих проектах самые последние достижения биологии и ландшафтной архитектуры. Одновременно ориентация его проектов имеет не только экологическую, но и ярко выраженную гуманитарную направленность, поэтому совершенно определенно, что его деятельность направлена на реализацию самых передовых принципов устойчивого развития, с точки зрения повышения качества среды обитания,  и обеспечения баланса интересов человечества и природы на одной территории.

Среди знаковых проектов:

Сад сенсоров (Le jardin des Capteurs), 2000-2002, Канада, Монреаль

55_00

Le Jardin des Fissures I, 2010, Aubervilliers, Франция

1_take_1

Ombre de Ville 2, 2008, Fonderie Darling , Канада, Монреаль

12_009

O Caminho do Rio, Jardin Botanique de Sao Paulo, 2013, Сан Пауло, Бразилия

1_take2_90

Saint-Juire-Champgillon : Rambaud,1994, Франция

5473832_2

 

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]