XXI век – удивительное время. Наши потомки окрестят его не иначе, как «веком прогресса» и «веком предела технократического общества». Но о чём мы? Прошло всего 22 года, а до конца века еще очень долго… Но начало положено, и как показывают эти 20 с небольшим лет – основательное. В прогрессивной части мира начали уделять невиданное ранее внимание экологии. Движение зарождалось ещё в 60-70 годы прошлого века, а уже в новом тысячелетии почти сразу обрело образ массовости. Главные глашатаи политики эко-френдли – скандинавские страны, следом за ним идут страны ЕС. И, если вначале адепты «зелёной» повестки воспринимались, как блаженные городские сумасшедшие, то теперь повестка закреплена во многих НПА Евросоюза.
И подобное отношение к экологии не удивительно – современное производство идёт во вред природе и климату. Если на ранних этапах индустриализации на это можно было закрывать глаза и не воспринимать вред всерьёз, то теперь ситуация зашла так далеко, что обманывать общество и здравый смысл уже не получится. На первых ролях в сфере эко-защиты – передовые мировые экономики, к числу которых относятся многие страны ЕС.
И почему передовые – не удивительно, ведь страны второго и третьего мира при всём желании не могут поддерживать экополитику. Иметь мощное производство и делать его безопасным для окружающего мира требует огромных вложений, это по карману не всем. Но в ЕС многие нормы, которые продвигали «зелёные», прописаны на законодательном уровне, и крупный промышленник, располагая свои мощности в этих странах, обязан соответствовать всем эко-нормам. Даже обычные граждане, и те отчасти вплетены в политику ЕС по экологии, используя лишь автомобили с разрешённой нормой выхлопа.
Данный подход не всем по нраву. Издержки политики эко-сохранения в её дороговизне. Переход на безопасные источники питания лишал рабочих мест множество людей на момент реализации, решая проблему экологическую, создавалась проблема социальная. Некоторых предпринимателей подобные инициативы буквально вынуждали покинуть страну в поисках более дешевых условий производства, а граждане сетовали на то, что их налоги можно тратить и куда более «разумно».
Также «зелёная» повестка часто использовалась, как инструмент давления на политических оппонентов. ЕС, обладая определённым влиянием в мире, мог бы оказывать давление на конкурента, апеллируя к эко-тематике. Вопрос мог не подниматься годами будучи на поверхности, но внезапно подниматься вследствие определённых событий. И яркий тому пример – начало СВО и отказ от ископаемых из России.
Эти идеи пока несовершенны, им есть куда расти. Далеко не все страны по примеру ЕС принимают законы, которые идут вразрез с интересами большого бизнеса. От «вредных» ископаемых и источников питания даже при желании полностью отказаться пока не получится. Но начало положено, путь тяжёлый, но его необходимо преодолеть. Относиться на этом этапе к идеям «зелёных» можно как угодно, но за ними – будущее. И кто знает, возможно оно наступает уже сегодня.