facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Фестиваль

29 июля 2015 |
АРХИТЕКТОР – ПРОДЮСЕР ГОРОДОВ БУДУЩЕГО

asadovy1

В далёком уже 1993 году состоялся первый российский архитектурный фестиваль «Зодчество». За 22 года истории фестиваля случались взлёты и падения, радикальные пересмотры концепции. Говорили даже о его кончине. Но «Зодчество» уцелело и выжило, как выжило и само зодчество, и не в последнюю очередь благодаря учреждённой в 2009 году должности куратора фестиваля. Так что ничего удивительного, что с вопросами по фестивалю «Зодчество-2015», который пройдёт с 1 по 3 октября в ЦДХ, наш редактор Сергей ПАНАСЕНКО обратился к нынешним кураторам события – архитекторам Андрею и Никите Асадовым.

— Как вы понимаете роль куратора фестиваля? Кто это: лицо номер один, которое формулирует гросс-идею? Менеджер по продаже рекламных площадей? Переговорщик и согласовыватель несогласуемых просьб, пожеланий и амбиций?

— Все три роли вполне подходят, поскольку в процессе кураторства приходится и формулировать генеральную идею (вместе с экспертным советом), и заинтересовывать этой идеей потенциальных партнеров и участников, и решать огромное количество организационных задач. Поэтому лучшее определение куратора – это, скорее, продюсер, запускающий в пространство идею и постепенно материализующий её в реальное событие. К счастью, на этом нелегком пути у нас есть замечательная команда в лице дирекции фестиваля!

asadovy2

— Как вы сами расшифровываете девиз «Зодчества-2015» – «Новые индустрии. Позитивные практики развития городов»? Признаться, мне кажется, ваш Манифест не столько отвечает на этот вопрос, сколько ещё больше интригует. О каких «новых индустриях», задающих идеологию и вектор развития городов вокруг, вы думали в первую очередь? Можете для лучшего понимания привести пример кейса, когда вокруг таких индустрий «формируется качественная среда, успешная, эффективная экономика и здоровый социум»?

— Новые индустрии – это то, что оживляет заброшенные территории, запускает новую экономику, возвращает к жизни памятники архитектуры и делает городскую среду более человечной. Если классифицировать все разновидности индустрий, которые мы имеем в виду, получится следующее:

  • креативные индустрии (реновация промышленных территорий под творческие кластеры)
  • высокотехнологичные индустрии (современные фабрики, технопарки, IT-центры)
  • туристические индустрии (сохранение объектов наследия и развитие туристической инфраструктуры)
  • индустрии культуры и образования (университетские кампусы, культурные центры)
  • индустрии отдыха (пешеходные улицы, площади, парки, набережные)
  • агро-индустрии (развитие сельских территорий)
  • транспортные индустрии (ТПУ, ж\д и речные вокзалы, аэропорты)

Наиболее яркие примеры из креативных индустрий – это московские Винзавод, Артплей, Флакон. Из высоких технологий – Академпарк в Новосибирске, из рекреационных – парк Горького, фестивали АрхСтояние, Арт-овраг. Туристические – например, город Мышкин, из транспортных – струнный транспорт Юницкого.

asadovy3

— В 2014 году были жалобы на слишком высокий взнос участника, неподъёмный для молодых, неизвестных архитекторов и архитектурных фирм. По вашему мнению, есть какой-то оптимальный финансовый порог для отсева совсем уж «шума»? Какие финансовые условия в этом году?

— В этом году было принято решение о льготном участии победителей региональных фестивалей, как дополнительном стимуле для лауреатов «отборочных туров». Что касается студентов и молодых архитекторов, то их участие (в пределах 1-2 планшетов) сделали вообще бесплатным.

— Будут какие-то организационные отличие или отличия в программе от фестиваля 2014 года? О чём уже можете рассказать?

— Главной экспозицией на этот раз должна стать выставка примеров развития городов с помощью новых индустрий. Экспертный совет отберет 15-20 проектов, демонстрирующих совершенно разные подходы к развитию территорий – от реновации старой промзоны до ребрендинга города в целом.

Эти примеры планируется дополнить исследованием о возможностях новых индустрий в возрождении угасающих городов и повышения их конкурентности в борьбе за человеческий капитал.

asadovy4

— Кого из эксклюзивных гостей и участников ждёте? Какие обещаете сенсации?

— В этом году нашими лекторами и участниками, возможно, станут не только архитекторы, но и основатели «новых индустрий», которые поделятся своим опытом запуска креативных проектов, разработки под них архитектурной стратегии, взаимодействия с властью и горожанами и, конечно же, новыми идеями по развитию городских пространств.

— Предположим, фестиваль Зодчество не существует. Как бы это отразилось на современной российской архитектуре?

— Сила фестиваля – в его коммуникационном ресурсе. Это место встреч и живого общения архитекторов со всей страны. Нет фестиваля – нет общения, нет движения мысли вперед.

Мы хотим пойти ещё дальше и сделать фестиваль архитектурной лабораторией, с поиском ответов на наиболее острые вызовы современности, причём силами не только архитекторов. К примеру, в этом году мы приглашаем представителей правительства и министерств для обсуждения возможностей новых индустрий как антикризисной стратегии развития регионов.

asadovy6