facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Зеленый город

5 декабря 2019 |
ЧЕМУ НАС УЧАТ ЗЕЛЁНЫЕ СТОЛИЦЫ ЕВРОПЫ?

Премия «Зелёная столица Европы» учреждена в 2008 году Европейской комиссией (ЕК) и направлена ??на поощрение городов за выдающиеся экологические показатели и стратегии устойчивого развития. Она призвана служить образцом для подражания для других городов. В её основу положены 12 экологических показателей.

В этой статье описаны некоторые отличительные особенности смелых строительных решений в четырёх из последних городов-победителей: Копенгагене (Дания), Эссене (Германия), Неймегене (Нидерланды) и Осло (Норвегия).

Две трети европейцев в настоящее время живут в городах. Ожидается, что к 2050 году эта цифра вырастет до 80 процентов. Города могут быть двигателями экономики, которые стимулируют рост, создают рабочие места для граждан и повышают конкурентоспособность.

Карта соискателей премии, городов, включённых в короткий список, и победителей с 2010 года.

В то же время городские районы являются источниками многих текущих экологических проблем, начиная с пробок на дорогах, качества воздуха, нагрузки на водные ресурсы и заканчивая проблемами управления отходами и воздействиями изменения климата. Архитекторам и строителям необходимо демонстрировать их видение решения таких проблем.

Выбор «Зелёной столицы Европы» основан на 12 экологических показателях:

1. Изменение климата: противодействие
2. Изменение климата: адаптация
3. Устойчивая городская мобильность
4. Устойчивое использование земли
5. Природа и биоразнообразие
6. Качество воздуха
7. Уровень шума
8. Отходы
9. Вода
10. Зелёный рост и эко-инновации
11. Энергетическая эффективность
12. Городское управление.

Каждый из индикаторов применительно к городу-претенденту независимо оценивается группой международных экспертов в соответствующих областях знаний. Города с самым высоким совокупным рейтингом затем включаются в шорт-лист. После этого городам, попавшим в шорт-лист, предлагается изложить своё видение и стратегию, а также описать свои будущие действия жюри, назначенному Европейской комиссией.

За последние 10 лет в общей сложности подавали заявки 86 городов из 26 стран. Конкурс открыт для 28 стран-членов ЕС, пяти стран-кандидатов в ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии. Города-заявители должны иметь население свыше 100 000 человек.

EnergyBlock – это область тестирования устойчивых решений, основанных на децентрализованной энергии и технологии блокчейна. Он призван продемонстрировать потенциал использования ВИЭ в реальной городской среде.

Основной политикой ЕС, лежащей в основе этой награды, является стратегия «Европа 2020», подготовленная в 2010 году, и Седьмая программа действий ЕС по охране окружающей среды от 2013 года. Эта политика была дополнительно поддержана Амстердамским пактом, в котором изложена городская повестка дня ЕС, принятая в Амстердаме в мае 2016 года.

В 2015 году ЕК учредила ещё одну подобную премию – «Зелёный лист»: теперь для небольших городов с населением от 20 000 до 100 000 человек.

Видение будущего для городов в стратегии «Европа 2020» состоит в том, что они должны стремиться к «разумному, устойчивому и всеобъемлющему росту». Чтобы получить награду, город должен победить по большинству, если не всем 12 экологическим показателям.

«Умные города», хотя и имеют много схожих черт с зелёными городами, имеют и свои собственные требования. Они включают использование эффективных и удобных для пользователя информационных и коммуникационных технологий и услуг, общегородской облачный доступ. Но развитие зелёных городов больше зависит от гражданского строительства, чем от «умных» составляющих и решений «интернета вещей».

Экономическое влияние зеленых технологий в Копенгагене в процентном отношении с 2004 года: (а) экспорт и (б) производительность.

Зелёные города уделяют особое внимание смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, облегчению транспортной мобильности, устойчивому землепользованию, качеству и использованию водных ресурсов и управлению отходами как части циркулярной экономики, наряду с управлением энергопотреблением зданий и инфраструктуры.

Они в основном проявляются в традиционных секторах, таких, как транспорт, водоснабжение, борьба с наводнениями и устойчивое водоотведение, которые требуют гражданских инженерных аспектов интеллектуальной устойчивой инфраструктуры.

 

Копенгаген, Дания

Столица Дании известна как один из самых человечных, социально дружественных городов в мире. При населении около 600 000 человек и одним из самых низких выбросов углекислого газа на душу населения в европейских городах – 2,5 т на душу населения в год в 2016 году – город известен своей приверженностью к зелёному развитию, использованием чистых технологий и современными подходами при реализации идей устойчивой циркулярной экономики.

Как победитель премии 2014 года, Копенгаген получил высокую оценку за активное участие горожан в управлении городом и в использовании государственно-частного партнёрства для обеспечения зелёного роста. Об этом свидетельствует городской план адаптации, который обязывает город добиться нулевого баланса углекислого газа к 2025 года.

Выбросы парниковых газов в Копенгагене в 2015 году составили 1,45 млн тонн, сократившись на 38% с 2005 года и на 11% с 2014 года. Эти сокращения произошли в период роста населения на 16%. В городе действует инициатива «Соединённый Копенгаген», основанная на использовании big data для улучшения качества жизни жителей Копенгагена за счёт сокращения загрязнения воздуха и транспортных заторов.

Практически это означает управление трафиком на основе спутникового позиционирования автобусов, размещение датчиков заполнения в мусорных баках и мониторинга загрязнения воздуха в реальном времени.

Проект был разработан так, чтобы быть масштабируемым и воспроизводимым по всему миру, что делает Копенгаген не только экологическим лидером, но и послом чистого зелёного роста.

Осуществляемый городом проект EnergyBlock является отличным примером лидерства Копенгагена в области зелёного развития. Это лаборатория, которая служит испытательным полигоном для экоустойчивых решений, основанных на возобновляемой энергии с использованием открытых данных и технологии блокчейна.

Проект исследует потенциал использования возобновляемых источников энергии в реальной городской среде, используя данные мониторинга в реальном времени для анализа производства и потребления энергии. EnergyBlock расширяет возможности граждан Копенгагена как производителей и потребителей энергии одновременно, и все данные, собранные в течение жизненного цикла проекта, публикует через портал открытых данных Копенгагена.

Проект будет способствовать вовлечению граждан и увеличит использование возобновляемых источников энергии на местном уровне в городской среде.

Схема ливневой канализации в Эссене (а) бывшая открытая система и (б) разделение канализационной и речной систем после завершения проекта по конверсии реки Эмшер стоимостью 4,5 млрд евро в 2020 году.

Эссен, Германия

Эссен – девятый по численности город Германии с населением около 590 000 человек. Он занимает площадь 210 кв. км на реках Эмшер и Рур.

Он был основан 1160 лет назад. На протяжении веков здесь доминировали угольная и металлургическая промышленность, которые не могли не оказывать долгосрочного влияния на окружающую среду. Тем не менее, в настоящее время Эссен является ярким примером города, активно превращающегося из «серого» в «зелёный».

Система поверхностных и подземных вод Эссена оказалась сильно испорчена индустриальным прошлым города. Приток Рейна Эмшер десятилетиями использовался в качестве открытой канализации, так как закрытые системы не годились из-за проседаний грунта в результате добычи полезных ископаемых.

Эмшер считался биологически мёртвым. Его катастрофическое состояние представляло угрозу для здоровья жителей. Ещё одной проблемой стало уменьшение дренажной способности реки в результате изменения естественного стока, что привело к усилению наводнений.

В настоящее время же Эссен считается моделью структурных изменений и реализует один из крупнейших в Европе инфраструктурных проектов — преобразование Эмшера. Суть его – в разделении потока на две системы: новый перехватывающий канал для сточных вод на более низком уровне и на преображённую реку на более высоком уровне, для чистой воды. Общий объем инвестиций составит 4,5 млрд евро за 20 лет, а завершение запланировано на 2020 год.

Первая фаза состояла в очистке местных сточных вод. Сюда входила установка четырёх крупных установок биологической очистки для очистки бытовых и промышленных сточных вод бассейна Эмшера с очистным потенциалом примерно на 4-8 млн человек.

Вторая фаза включает в себя строительство 400 км подземных канализационных коллекторов вдоль водных путей. Уже проложено более 220 км, в основном вдоль реки Эмшер, на глубинах до 40 метров. Был разработан также ряд интересных нововведений. Они включают в себя автоматизированную систему проверки и очистки канализационных систем, заменяющую обычный процесс проверки человеком.

Кроме того, были созданы многофункциональные зелёные зоны, которые помогают абсорбировать дождевую воду, предотвращать наводнения и пополнять запасы подземных вод. Адаптация для подготовки системы к будущим последствиям изменения климата также входит в эту программу.

Для противодействия потенциально разрушительным последствиям наводнения было введено в общей сложности 22 специальных резервуара для удержания паводков. Как следствие, местные флора и фауна начали постепенно возвращаться в традиционные места обитания на экологически улучшенных участках реки. Возрождённые водные пути, обустроенные пешеходными и велосипедными дорожками по берегам, открыты и доступны для всех.

Любовь к велосипедам и создание нового острова на реке Ваал привели к тому, что Неймеген стал европейской зеленой столицей в 2018 году.

 

Неймеген, Нидерланды

Неймеген – старейший город Нидерландов, исторический памятник, основанный во времена Римской империи примерно в 98 году. Он претерпел много изменений и адаптировался к миру за эти времена.

Население города составляет 174 000 человек, из которых 20 000 студентов. Его площадь 57,6 кв. км. В настоящее время Неймеген позиционирует себя как лидер европейской экоустойчивости.

Город часто затапливало из-за узкого русла реки Ваал, которая протекает через него. Эту проблему решили путём перемещения дамбы на северном берегу реки примерно на 350 м вглубь и создания вспомогательного канала, чтобы освободить дорогу для воды в ситуации высокого паводка. Возникший
посреди реки новый остров стал уникальным городским речным парком с широкими возможностями для отдыха на природе.

В 2016 году Союз велосипедистов Нидерландов признал Неймеген лучшим велосипедным городом страны. Город разработал специальную велополитику и долгосрочные планы для поддержки устойчивой транспортной инфраструктуры, доступной для велосипедистов.

Мобильность является ключевым элементом в программе устойчивого развития Неймегена. В городе действует интеллектуальная транспортная сеть, в которой езда на велосипеде является наивысшим приоритетом.

Для поддержки и поощрения использования велосипедов необходимо иметь безопасные маршруты, которые включали бы собственно велодорожки, а также перекрёстки, выделенные зоны по всей длине мостов, автомобильные барьеры и автоматизированные блокираторы и стоянки для велосипедов.

В городе насчитывается 250 000 велосипедов, или 1,4 велосипеда на одного жителя. Для них приготовлены 5800 безопасных парковочных мест. Велосипедистам отведены отдельные дорожки вдоль всех 70 км муниципальных дорог – с велосипедными туннелями, мостами и эстакадами, чтобы отделить велосипедистов от автомобилей в местах с интенсивным движением.

Неймеген имеет приблизительно 0,7 м велосипедной дорожки на душу населения: этот критерий был заранее задан независимыми экспертами по оценке общественного движения. Велосипедисты также имеют право проезда на безопасных участках дорог общего пользования и кольцевых развязках.

В Неймегене более 65% поездок в центр города и в университет осуществляется на велосипеде. 37% коротких (до 7,5 км) поездок также велосипедные, но этот показатель не считается потолком. Чтобы развивать велосипедную езду на большие расстояния, Неймеген начал строительство сети велосипедных супермагистралей. Они соединяют стратегические местоположения на большем расстоянии.

Внедрение электрических велосипедов в последние годы превратило то, что раньше было бы чрезвычайно длительным путешествием, в реальную возможность для среднего пассажира. На сегодняшний день уже построено 60 км велосипедных супермагистралей, а в 2020 году запланировано еще 20 км. В финансовом отношении создание 1 км велосипедной супермагистрали может быть дешевле в 40-50 раз по сравнению с автомагистралью.

Выбранный европейский «Зелёной столицей» на 2019 год, Осло планирует сократить объемы ископаемого топлива в энергетическом балансе с уровня 2014 года с 33% до 0% к 2030 году

Осло, Норвегия

Столица Норвегии – крупнейший город страны с населением около 660 000 человек. Город окружён охраняемым государством лесом и сформирован городскими водными путями, которые определяют развитие Осло на протяжении всей истории.

Десять главных рек, или 354 км водных путей, пересекают городскую зону и соединяют лес с фьордом. Эти реки и ручьи обеспечивают жизненно важные экосистемные услуги и служат важным средством контролем паводка.

Исторически водные пути Осло были заключены в тоннели и трубы, чтобы защитить их от загрязнения из канализационной системы и от промышленных утечек. В последние годы изменение климата привело к увеличению количества осадков, штормовых нагонов воды и увеличению риска наводнений в городе.

В результате скрытые водные пути оказались под давлением выше их проектной пропускной способности, и во время пиковой нагрузки повышенное давление на водную инфраструктуру привело к наводнениям. Чтобы решить эту проблему и адаптироваться к последствиям изменения климата, Осло разработал программу по открытию своих водных путей.

За последнее десятилетие было открыто 2810 метров водных путей, и город планирует открыть ещё 30 участков в ближайшем будущем. Этот проект приносит пользу здоровью и благосостоянию жителей города, обеспечивая новые удобства, улучшая качество воды и предлагая надёжное смягчение последствий наводнений. Это также улучшило местную биосферу через создание и восстановление мест обитания для местной флоры и фауны.

В настоящее время 30% выбросов Осло приходится на строительный сектор. В соответствии с инновационной стратегией закупок, город Осло установил критерии нулевых выбросов для строительных площадок во всех публичных тендерах.

Строительные площадки без использования ископаемого топлива будут способствовать достижению цели города по сокращению выбросов парниковых газов на 95% и ликвидации использования ископаемого топлива от нынешнего уровня одной трети энергетического баланса к 2030 году. Это амбициозная цель, которая может улучшить качество воздуха, смягчить изменение климата и стимулировать инновации в строительном секторе.

Осло демонстрирует комплексный подход к улучшению качества жизни своих граждан с помощью дальновидных инициатив. Здесь разработана многоуровневая схема финансирования работ по адаптации к изменениям климата, частью которого и является обширный проект по открытию водных путей.

Что можно сказать в заключение этого беглого обзора практик «зелёных столиц» Европы?

Ответом на вызовы, встающие перед европейскими городами в последние десятилетия, является интеграция всех идей и решений в рамках одной стратегии, в разработку которой активно включены граждане и все заинтересованные стороны.

Города-победители установили своего рода стандарт экологически устойчивого и умного городского проживания, обеспечив успех проекта в последние 10 лет. Эта инициатива признана на международном уровне, особенно в США и в некоторых частях Азии, где конференции по зелёному городу проводились на Тайване и в Японии с участием разработчиков конкурса «Зелёная столица Европы» для изучения их опыта. Важно понимать, что существует надёжный подход к измерению эффективности работы различных городов с использованием независимых экспертов, экспертной оценки и положений о конфликте интересов.

Достижение целей по борьбе с изменением климата возможно только путём конкретных инвестиций, как в реке Ваал в Неймегене, в сокращение выбросов углекислого газа в строительной отрасли, как в Осло, в создание более разумной экономики, как в Копенгагене, или в очистку реки Эмшер в Эссене. Во всех случаях гражданское строительство играло ключевую роль. Сеть «Зелёных столиц» Европы способствует сотрудничеству между городами и распространению передового опыта во всех городах не только в Европе, но и во всем мире.

Метки