facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Энергоэффективность

3 ноября 2016 | Сергей ПАНАСЕНКО
ЕСТЬ ВЫБОР, НЕТ ВЫБОРА – ВСЁ ПЛОХО

 

article-2561882-1B9A367500000578-843_634x433

Если рядовому российскому покупателю предложить выбор между более дорогой, но энергоэффективной домашней техникой нового поколения, и более дешёвой, но старой, он, вероятнее всего, предпочтёт вторую. Лишь отсутствие выбора вынуждает его покупать стиральные машины или холодильники высшего класса энергоэффективности. Таков неутешительный вывод, к которому пришли участники заседания «Стандарты и маркировка для продвижения энергоэффективности в Российской Федерации», проходившего в рамках XXXIII Форума «Москва – энергоэффективный город». Вёл его Сергей Антипов, менеджер проекта ПРООН/ГЭФ.

4(27)

Начиналось заседание буднично, даже скучновато: с доклада Алексея Туликова, заместителя гендиректора РАЭСКО, о том, какие проблемы не решены в российском законодательстве по энергомаркировке техники и инженерных сооружений, насколько мы отстали в этом от Европы, и что хорошо бы сделать в рамках Таможенного союза (например, о чём-то договориться), чтобы отставание сократить. Разговоры на такие темы обычно обильно пересыпаны номерами федеральных законов, действующих и отменённых постановлений правительства, приказов министерств, стандартов и регламентов всех версий, и на нестойких слушателей вроде меня производят впечатление гипнотическое. Всё могло бы и в этом случае двигаться по традиционному сценарию, если бы г-н Туликов не обмолвился мимоходом, что покуда там между ведомствами и государствами идёт круговорот бумаг, на российском рынке можно повстречать бытовую технику с маркировкой не только А+++, коей тут у нас быть не может по закону, но даже и с вовсе фантастической А++++, каковой и в природе-то не существует! А всё потому, пояснил он оживившейся аудитории, что торговцы пользуются вакуумом законодательства и нагло морочат покупателю голову. Не все, но, по крайней мере, некоторые.

Пас Алексея Туликова принял и отлично обработал выступавший затем руководитель направления крупной бытовой техники исследовательской компании GfK Артём Залесский. Он показал результаты изучения покупательских предпочтений в части «белой техники» российского потребителя, а также базового отношения оного потребителя к лозунгу о необходимости беречь природу (про «экологическую устойчивость» никто даже не заикался).

Так вот, если, по данным GfK, в мире в среднем планируют «больше заботиться об окружающей среде» 20% опрошенных, то в России таковых лишь 5%. Если в мире, опять же по данным GfK, половина опрошенных считают эту заботу делом государства, а не индивидуумов, то в России «государственников» 66%. Слишком заняты, чтобы думать об окружающей среде, в России 28% против 34% в мире, а финансовую стабильность считают важнее проблем окружающей среды 54% наших опрошенных соотечественников: в мире с ними согласны 48%.

ENRG-4var

Как утверждает GfK, в мире за минувший год энергоэффективную технику осознанно купили 22% потребителей против 17% в России. Причём в России «столицы» (которые принято считать более продвинутыми в части экологического сознания) не шибко отличаются от прочих городов-миллионников, да и провинция подтягивается.

Конечно, напрашивается вывод, что массовый российский покупатель просто счастья своего не ведает, и если объяснить ему превосходство товаров класса «А» над прочими, то и спрос трансформируется. Именно поэтому агентство ТВМАРК получила от ПРООН заказ на широкую информационную и PR-кампанию под названием «А-класс – норма жизни». Кампания раскручена с размахом – от печатных СМИ до наружной рекламы, от фейсбука до детских мультфильмов… Насколько эти затраты помогут переломить ситуацию, при которой энергоэффективность техники является не главным критерием выбора, а случайным побочным следствием покупательской удачи – сказать пока сложно. Может быть, рациональнее рассчитывать на то, что мировые производители, чья продукция, собираемая на предприятиях в России, в основном и представлена на нашем рынке бытовой техники, будет постепенно сама собою вытеснять устарелые образцы. Даже «китайцы», составляющие сегодня основную долю импорта, утверждают, что их изделий – никак не ниже класса А+…

И таким способом проблема выбора решится сама собою?

d623981227dfaff59dc0b7ebd4b635fb