Транспорт
На конференции Международной организации нефтегазовой климатической инициативы (Oil and Gas Climate Initiative) генеральный директор Exxon Mobil Даррен Вудс раскритиковал увлечение электромобилями. Он заявил, что электромобили могут оказаться бесполезными и даже вредными, если будут работать на электричестве, полученном от сжигания угля.
Сегодня многие считают электромобили серьёзной угрозой для будущего спроса на основной сырьевой ресурс Exxon. Однако доля правды в критике Вудса есть. Китай, крупнейший в мире импортёр нефти, также мировой лидер в сегменте электромобилей.
Однако значительную часть своей электроэнергии он все ещё генерирует за счёт сжигания угля: наиболее грязного источника электричества. К тому же, с учетом энергоёмкости производства и утилизации аккумуляторов, в котором Китай также стремится к лидерству, электромобили уже не будут выглядеть так уж экологично – по крайней мере, в Китае.
По данным Управления энергетической информации США (Energy Information Administration, EIA), на каменный уголь приходится на 75% больше выбросов двуокиси углерода в расчете на 1 млн БТЕ, чем на природный газ. И хотя развитые страны закрывают угольные электростанции в ответ на требования экологов или, в случае США, из-за низких цен на газ, этот вид топлива по-прежнему лидирует в Китае и в целом в Азии.
Китай активно инвестирует в возобновляемую энергетику, однако, согласно Fitch Solutions, в 2028 году эта страна ещё будет получать почти 50% своей электроэнергии за счёт угля.
Бум электромобилей потребует резкого роста выработки электроэнергии. По прогнозу EIA, из-за электромобилей спрос на электроэнергию к 2030 году дополнительно возрастёт максимум на 1100 тераватт-часов, что составляет примерно 5% от текущего объёма глобального предложения.
И хотя переход на электрические автомобили и автобусы сократит автомобильные выхлопы в Китае, где находятся некоторые из самых загрязнённых городов мира, это не слишком отразится на последствиях глобальных климатических изменений.
С учетом энергобаланса Германии и затрат электроэнергии на производство аккумуляторных батарей, выхлопы СО2 электромобилей будут, в лучшем случае, «немного выше, чем у дизельных», считает немецкий исследовательский институт Ifo.
Согласно исследованию Центра науки и международных отношений имени Белферов, переход на электромобили в Китае снизит общие выбросы парниковых газов даже с учётом производства батарей. Однако центр добавляет, что выбросы в некоторых регионах страны с более грязными источниками топлива могут вырасти. Более того, выбросы других вредных веществ от сжигания угля, включая диоксид серы и оксиды азота, остаются высокими.
Переход Китая на электромобили может иметь в большей степени финансовые, чем природоохранные причины. Китай добывает менее 5% мировой нефти, из которой производят бензин, но около 45% всего угля, используемого для генерации электричества для электротранспорта.
Китай будет тратить деньги и терпеть экологически грязную индустрию ради собственной энергетической независимости.
