facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Зеленая архитектура

28 января 2020 |
НА СНОУБОРДЕ К ИНДИЙСКОМУ ОКЕАНУ

Первая в мире горнолыжная трасса в закрытом помещении Schneepalast была построена в 1927 году в Вене. Она просуществовала всего полгода. Сегодня в мире горнолыжных спусков в помещении – около двух десятков (один из них – в подмосковном Красногорске). Самый экзотический, безусловно, это Ski Dubai, существующий с 2005 года.

Площадь снежного покрытия здесь 22,5 тыс. кв. метров, перепад высот 400 метров. Соблазн прокатиться по настоящему снежному спуску, когда вокруг – пальмы, пески, океан и +45°C, настолько велик, что Ski Dubai пользуется фантастической популярностью у туристов. А их в 2016 году побывало в Дубае 16 миллионов, и ожидается, что в 2020, когда здесь откроется выставка Expo 2020, это число перевалит за 20 миллионов.

Неудивительно, что идея строительства новых лыжных спусков среди барханов носится в воздухе.

В 2008 году международная группа Laboratory for Visionary Architecture (LAVA) в кооперации с ARUP и другими тяжеловесами предлагала проект закрытой лыжной трассы с площадью снежного поля в 11 раз больше, чем в Ski Dubai. Была даже присмотрена площадка в районе горы Джебель Хафит на границе ОАЭ и Омана. Но проект не пошёл.

В августе 2015 года в Дубае было объявлено о начале работ по строительству новой горнолыжной трассы в рамках гигантского комплекса Мейдан, который включает гостиницы, офисы, торговый центр, жилой комплекс высотой 711 метров, марину и ипподром. Предполагается, что этот горнолыжный центр отнимет пальму первенства у Ski Dubai и станет крупнейшим в мире.

Но и это не всё.

В эмирате Фуджейра на берегу Индийского океана в ближайшие годы должен появиться ещё один закрытый горнолыжный спуск. Общую организацию и координацию работ осуществляет международный консорциум Flame Group.

За архитектурно-проектную часть отвечают российская компания «Регион проект». Инжиниринговая часть также выполняется российской компанией «ЭнергоСервисКонсалтинг» в сотрудничестве с РААСН, НИИСФ, ЦАГИ, ООО «Альбико» и рядом других организаций. Заказчиком проекта выступает правительство ОАЭ.

Новая энергетика

Снежная трасса в аравийской пустыне – это конечно, экзотика, которая, однако, не у всех вызывает восторг. По отзывам ряда экологических организаций, на снежный аттракцион для богатых клиентов уходит слишком много энергии, для получения которой ОАЭ сжигает безумное количество углеводородов, что, конечно, плохо с точки зрения борьбы с изменением климата. Вдобавок, система организации холода в Ski Dubai (по проекту Мейдан информации нет) основана на использовании аммиака и этиленгликоля как хладагентов. При всех принятых мерах предосторожности, назвать эти вещества безопасными и безвредными не поворачивается язык.

Российская схема энергоснабжения объекта в Фуджейре – принципиально иная.

Плановая площадь поверхности объекта – примерно 40 га. В здешнем климате на эту площадь ежедневно поступают порядка 1 ГВт солнечной тепловой энергии. «Сердцем» проекта российских разработчиков будет система тепловых преобразователей, использующих последовательность фазовых переходов всем известного химического вещества: углекислоты.

Особенность российской установки – использование как перехода из твёрдого состояния в газообразное, так и обратного. В результате из 1 ГДж тепла установка позволяет получить 60-70 кВт электроэнергии, 100-120 кВт холода с температурой -55°C, а в качестве «бонуса» – около 200 литров пресной воды в виде конденсата.

Принципиально изменяется принцип получения холода и воды для производства снега. Компрессоры с электроприводом больше не используются. Поскольку в любом закрытом горнолыжном курорте 80% энергии уходит на создание холода, экономия энергии по сравнению с базовым вариантом – огромная.

Снеговые пушки, которые будут задействованы для генерации снега на склонах, питаются электроэнергией, получаемой здесь же. По требованиям безопасности проектом предусмотрено присоединение к магистральной ЛЭП, но рассматривается оно исключительно как аварийная мера.

Получить и сберечь

Энергоэффективная генерация холода – не единственная задача, которую авторы проекта решают нетрадиционным методом. При перепаде температур снаружи-внутри в 50-60 градусов термоизоляция превращается в не менее хитроумную задачу. Теоретически, можно просто наращивать толщину ограждающих конструкций, но есть и иное, более экономичное и элегантное решение.

Речь идёт о так называемой «системе динамической теплозащиты». Это совместная разработка НИИСФ и ЦАГИ, суть которой – в организации направленных воздушных потоков для обеспечения температурного режима в защищаемом помещении. Оболочка получается лёгкой, а приведённое сопротивление теплопередачи R для стеклопакета можно обеспечить на уровне 15-20.

Для непрозрачных конструкций показатели ещё выше. Минус – потребление электроэнергии. Но поскольку с электроэнергией в комплексе проблем не будет (проектировщики даже не включают в состав обязательных мер электрогенерации солнечные панели: нет необходимости), беспокоиться тут не о чем.

Производство элементов системы динамической теплозащиты может быть организовано на предприятиях авиационного или ракетно-космического профиля в России.

Надо заметить, что эти решения ещё и экономически эффективны, поскольку уменьшают не только капитальные затраты, но и текущие (операционные) расходы – по расчётам проектировщиков, многократно.

Больше, чем зелёный?!

Парадоксально, но уникальный проект с новизной около 90% не вписывается ни в одну систему экосертификации зданий, даже в разработанную с учётом специфики Персидского залива систему Estidama.

Нет пока ясности по базовым материалам (камень, бетон, дерево, металл) и по поставщикам оборудования – начиная с сантехники и заканчивая подъёмниками и снеговыми пушками. Но при этом проект, безусловно, зелёный, обычные виды генерации энергии с использованием углеводородов отсутствуют по определению.

По мнению разработчиков, в случае получения положительного подтверждённого результата можно будет всерьёз говорить о тиражировании ноу-хау на другие проекты и в других странах.

Метки