Благоустройство
Нет ничего проще, чем построить на даче беседку или игровую площадку. Заходите в Яндекс, набираете «беседка для дачи» – и получаете для Подмосковья каких-то сорок тысяч предложений одно другого заманчивее. Прибавляете сотни самодельных объявлений вдоль обочин дорог и на строительных рынках, и начинаете понимать, что «муки выбора» – вовсе не метафора, а жизненный факт.
Но у такого изобилия есть и обратная, скрытая от глаз дачника сторона: жестокая конкуренция за клиента, борьба за заказ, которую ведут между собой сотни фирм и тысячи летучих бригад. Каждый здесь выбирает свой путь. Вот история одной из таких подмосковных фирм под названием «Столярная мастерская», директор которой Виталий Ткачук решил не стоять насмерть в безнадёжной битве, а искать новые рынки и новых покупателей.
Он вспоминает, что начинали они «как все», с той лишь разницей, что фирма создалась семь лет назад при садовом центре, куда приезжали обычные дачники среднего достатка за саженцами и рассадой. «Наше преимущество было в том, – говорит Виталий, – что мы предлагали людям как бы в пакете сразу набор услуг: и озеленение, и постройки, и дизайн несложный. Это им было удобно, а нам выгодно».
Но, как он подчёркивает, такое строительство «малых дачных форм» – бизнес сезонный, живёт от силы шесть месяцев в году. Распускать коллектив на полгода – и невыгодно, и где их потом искать, мастеров. В этом смысле залётным бригадам куда проще: ни офисов у них, ни стационарного оборудования, ни склада. Приехали, из того, что на рынке есть, поставили за сезон пяток избушек, – и обратно по тверским или башкирским деревням разбежались, до следующего года. Ни налоговикам до них не добраться, ни пожарным.
Чтобы не растерять квалифицированных сотрудников, Ткачук открыл параллельное производство мебели – по своим эскизам или на заказ. И всё же выживать на рынке «бюджетных» заказов становилось всё сложнее. Снижать цены на работу было некуда, а экономить на лесе тоже не удавалось: плохие материалы – плохое качество объекта. Фирме, которая оставалась на виду, а не растворялась в костромских лесах после очередной «шабашки», приходилось дорожить каждым клиентом и каждым положительным отзывом. Сарафанное радио – лучшая реклама: российская специфика.
Новые ниши
Виталий понял, что надо, выражаясь языком маркетологов, «отстраиваться» от массы конкурентов. Отстраиваться можно было только вверх, привлекая клиентов с деньгами. Но клиенты с деньгами уже были разборчивы и капризны. Им требовалось не просто строить дорого и качественно: надо было строить с фантазией и вкусом. И «Столярная мастерская» стала овладевать новыми навыками.
Теперь они не просто строили беседки, а создавали проекты архитектурно-ландшафтного дизайна, предлагая свои модели или реализуя самые необычные пожелания заказчика. «Обычный срок постройки качественной беседки – полтора, максимум два месяца, – говорит Виталий, – но это по готовым чертежам, а если клиенту хотелось чего-то эдакого, наши архитектор и ландшафтник могли работать с ним и полгода, пока удовлетворённый заказчик не ставил подпись на эскизе».
Они овладели разными архитектурными стилями «от классицизма до восточных мотивов, от барокко до авангарда», смеётся Ткачук. Начали строить уже не просто одиночные объекты, а целые комплексы – вроде детского городка для подмосковного Совхоза имени Ленина. Изменились и материалы, с которыми «Столярная мастерская» имела дело. Раньше это по преимуществу были сосна да ель в простейшем виде обрезной доски и бруса – теперь их заменили оцилиндрованное бревно, клееный брус, лиственница.
Виталий раньше и удачнее многих уловил зарождавшуюся моду на индивидуальное эко-строительство, исключив из ассортимента все пропитки и покрытия, которые нельзя было позиционировать как «зелёные». Сейчас он работает всего с несколькими проверенными брендами, в безвредности которых уверен и охотно предлагает покупателям.
«Столярная мастерская» сделала и второй, даже более «зелёный» шаг, применив в своих работах не живой лес, а сухостой. Это связано с большой морокой, беготнёй и поисками, потому что далеко не любой мёртвый лес пригоден для строительства. Но взамен вы получаете реноме эко-устойчивого строителя, да и необычная, немного сказочная эстетика каркасов из сухостоя позволяет расширить палитру проектов.
Новые ценности – новый спрос
В феврале 2012 года фирма перебралась на Новорижского шоссе. Новый цех вчетверо превосходил старые производственные помещения по площади. Партнёром снова, как и на ранних этапах, был садово-ландшафтный центр – только уже совсем другого ценового класса и с другой клиентурой. Всё хорошо? И, тем не менее, Ткачук очень сдержан в своих оценках будущего.
— С одной стороны, мы замечаем изменившееся отношение к деньгам, – загибает он пальцы. – Экономить, ограничивать расходы становится хорошим тоном, как когда-то хорошим тоном было, наоборот, швыряться деньгами. Это не экономия от бедности, это бережливость как новый шик потребительского поведения. А с другой, в этот верхний сегмент рынка, как когда-то в бюджетный, стремится всё больше и больше фирм. Повторяется старая история. Обостряется конкуренция, а денег на рынке не прибавляется. Если не сориентироваться вовремя, могут возникнуть проблемы…
Но что делать, если вверх двигаться уже как бы и некуда, а из «дерева» уходить не хочется? Виталию кажется, что он придумал:
— Я пойду с дач обратно в город. Там есть одна интереснейшая тема: индивидуальные зелёные крыши. Это как шесть соток в городе, даже меньше, но зато с совершенно новой эстетикой, и каждый раз с другой. А главное – этим ещё никто толком не занимается!
На счету «Столярной мастерской» уже два небольших, пилотных проекта, своего рода «проба пера». Виталий честно говорит, что до конца ещё не разобрался в хитросплетениях московских строительных норм и требований, с которыми придётся схлестнуться, – но верит, что дорогу осилит идущий.
Как знать: может быть, лет через несколько ему придётся искать новую нишу для своей компании, когда предложение «зелёных крыш» в столице зашкалит? Но резерв времени у него, похоже, есть: по запросу «Зелёная крыша в Москве» выдача Яндекса – жалкие 11 позиций…
_________________________________________________________
Контактная информация:
Компания «Столярная Мастерская» — строительство и изготовление беседки из дерева и бруса, качели из дерева, пергола.
Московская область, г. Москва, Трехпрудный переулок, д. 11/13, стр. 2, пом. 3, офис 1.
+7 (903) 777-63-18;
+7 (495) 781-69-50
7776318@gmail.com
http://www.woodbesedka.ru
Адрес офиса: г. Красногорск, ул. Почтовая, дом 3, офис 28.