facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Архитектура

10 ноября 2014 | Олеся Антюшеня
ПРОГУЛКА ВДОЛЬ БАЙЮ: СМЕЛЫЙ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ НАБЕРЕЖНЫХ ХЬЮСТОНА

RISKY HABIT[AT]: DYNAMIC LIVING ON THE BUFFALO BAYOU – проект Архитектурного колледжа Джеральда Хинеса Хьюстонского университета, совместно с Делфтским Техническим Университетом, Университетом Буэнос-Айреса и Тулейнским университетом. Куратор проекта: Питер Джей Цвейг, FAIA Дизайн-студия: Peter Jay Zweig, FAIA (весна 2013, осень 2013, весна 2014) Финансирование: UPS Inc., University of Houston Gerald D. Hines College of Architecture, Wilsonart International LLC., A & E Graphics

river 021

ПОРЯДКА ДЕВЯТИ ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ разделяют итальянскую Венецию и Хьюстон, штат Техас, и всё же между ними прослеживается сходство: гармоничное сосуществование городской застройки и водных артерий. Эта аналогия была обыграна в проекте RISKY HABIT[AT]: DYNAMIC LIVING ON THE BUFFALO BAYOU, представленном этим летом Хьюстонским университетом на Венецианской биеннале архитектуры. Награждённый фондом Global Art Affairs Foundation (GAAF) как лучшая экспозиция, проект продемонстрировал сложную взаимосвязь городских районов и прибрежных территорий.

river 003

Река Баффало-Байю (в южных штатах байю называют медленно текущие, извилистые и часто заболоченные протоки), неторопливо вьющаяся сквозь город, – одна из немногих констант в историческом, культурном и географическом ландшафте четвёртого города США. На западе река образует судоходный канал, природную зону, где отчетливо видны последствия урбанизации, промышленных загрязнений, исчезновения живых существ и старения объектов инфраструктуры. Но уже ближе к центру города в окружении современного урбанистического пейзажа от Байю веет свежим дыханием природы.

river 011

river 022

Баффало-Байю в значительной мере сформировала экономический и социально-политический облик города и имеет все основания считаться сердцем Хьюстона. Будучи лидером по грузообороту в стране, порт на Баффало-Байю играл первостепенную роль в развитии и процветании города. Однако со временем экономический подъём привёл к тяжёлым последствиям. Разрастание пригородов и всеобщая автомобилизация, рост тяжёлой промышленности, огромное количество нефтеперерабатывающих заводов и как следствие – высокий уровень загрязнения и дегуманизация среды обитания. Лицо города постоянно менялось под влиянием этих сил, и современный образ Хьюстона несёт отпечатки и эпохи судоходства, и бума железных дорог, и нефтяной лихорадки, и высоких технологий Космического центра имени Линдона Джонсона.

river 012

Проект RISKY HABIT[AT]: DYNAMIC LIVING ON THE BUFFALO BAYOU состоит из трех частей, каждая из которых в последовательном приближении решает задачу перспективного развития набережной зоны. Повышенное внимание при этом уделяется уязвимой экосистеме прибрежной территории и повышению качества жизни населения. По мнению главного куратора проекта Питера Джея Цвейга (Peter Jay Zweig), «береговую линию Байю мало считать естественной или искусственной средой; это развивающаяся система, состоящая из множества взаимосвязанных геологических, инфраструктурных, урбанистических и экологических процессов, формирующих основу для процветания города в будущем».

river 001

Три масштаба

В первой части проекта RISKY HABIT рассматривается реконструкция 160 км Баффало-Байю от дамбы Баркера вниз по течению до нефтяных платформ Мексиканского залива, с упором на общие проблемы жизнедеятельности человека на этой территории. К числу «горячих» тем относятся и плачевное состояние двух главных городских дамб, и стремительное ухудшение экологической обстановки на водно-болотистых участках, и повышенная токсичность воды в судоходном канале, и брошенные нефтяные вышки. RISKY HABIT предлагает многофункциональное решение, в котором сочетаются смелый дизайн и научно обоснованные мероприятия.

river 006

Во второй части проекта масштаб уменьшается и рассматривается судьба трехкилометрового участка в центре города между деловым районом и судоходным каналом, позволяющая восстановить разрушенное единство участков реки. Заброшенные склады, устаревшая инфраструктура и пустыри характерны для береговой линии восточного Хьюстона. RISKY HABIT предлагает построить здесь девять новых пешеходных, автомобильных и комбинированных мостов, что вдохнёт жизнь обратно в Ист-Энд и прилегающие территории, напомнит о былом великолепии этой части города и позволит сформировать ориентированную на пешеходов устойчивую модель развития.

river 007

river 023

В рамках финальной части проекта INHABIT масштаб задачи снова уменьшается, теперь до шести метров, и здесь предлагается видение того, какими могут быть фасады и стены домов в городе с учётом изменчивого климата Хьюстона.

river 034

В нестабильных погодных условиях городская застройка должна уметь адаптироваться к резким изменениям и обеспечивать надежную защиту от стихии. В проекте предложена идея «промежуточного пространства» между зданиями и рекой: сооружение модульных систем, которые перенаправляют ветер, открывают панорамные виды на город и в то же время защищают от жителей непогоды.

river 002

river 024

river 020

При работе над проектом RISKY HABIT три города с развитыми прибрежными территориями – Чикаго, Де-Мойн и Ньюарк – служили своего рода «кейсами» для разработчиков, и потому интересно оценить и их с точки зрения подходов и решений.

Кейс 1: ЧИКАГО

В самом сердце исторического центра Чикаго реализован один из наиболее смелых и впечатляющих проектов по реконструкции набережной: Urban Canion. Запущенный в 90-х годах прошлого века проект трансформирует постиндустриальный пояс вдоль берега Чикаго-ривер в общественную зону и связывает воедино разбросанные объекты инфраструктуры.

river 041

Проект под названием Riverwalk выдвигал на первый план создание непрерывной пешеходной сети, проходящей через пять функциональных зон, каждая из которых спроектирована с целью подчеркнуть уникальность водоема: the Marina, the Cove, the River Theatre, the Water Plaza and the Jetty. Вдоль Riverwalk будут расположены рестораны, кафе, театры под открытым небом, благоустроенные пешеходные и велосипедные дорожки, места для каякинга, рыбалки и купания.

river 042

Плотная городская застройка вдоль берегов Чикаго создает массу специфических проблем и накладывает ограничения: движение судов, узкое пространство для ведения работ, необходимость дополнительной инфраструктуры для прокладки инженерных коммуникаций и туннелей, изменение местоположения двух автодорог, нескольких мостов, причала, пешеходных тротуаров и парковок. В 2011 году с началом реализации программы мэра города Рама Эммануэля (Rahm Emmanuel) по превращению Чикаго в лучшее место для жизни, работы и отдыха, проект Urban Canion обретает второе дыхание.

Кейс 2: ДЕ-МОЙН

Де-Мойн – еще один американский большой город, крупнейший центр страхового бизнеса, который в 80-е настиг кризис, после чего власти были вынуждены заморозить реализацию программы по стратегическому развитию города City Beautiful. Но в последние годы программа снова оживает.

river 038

river 040

К проекту привлекают наряду со специалистами и обычных граждан, уделяя значительное внимание творческим идеям создания удобных транспортных развязок и условий для безопасного социального взаимодействия. Остановочные пункты для автобусов и легкого городского транспорта, велосипедные и пешеходные маршруты, замаскированная насосная станция, паблик-арт, ландшафтный дизайн и множество работ зарубежных художников и архитекторов – характерные особенности проекта Principal Riverwalk, решающего задачу устойчивого развития города. Этот проект уже помог расширить инвестиционный поток и вдохновить предприятия и организации на модернизацию.

river 039

Кейс 3: НЬЮАРК

Как и в Де-Мойне, проект перепланировки набережной Ньюарка, базирующийся на чётких принципах социальной справедливости, призван оживить город. Традиционно считаясь промышленным пригородом Нью-Йорка, Ньюарк, подобно Хьюстону, имеет следы богатого индустриального прошлого. Река Пассеик являлась главной транспортной артерией, местом сброса отходов и источником водоснабжения, а порт здесь до сих пор самый загруженный на Восточном побережье.

newark

В 1917 году впервые в стране власти Ньюарка приняли на службу специалиста по городскому планированию, что повлекло за собою повышение эффективности городской застройки и прекращение споров о выборе направления развития города. Сегодня, решая проблему заброшенной прибрежной территории, от которой город в прямом и переносном смысле отвернулся, специалисты обращаются к городскому уличному дизайну. Рассмотрение прибрежных территории в виде общедоступного ресурса позволило простимулировать творческую активность и всестороннее участие граждан. Именно эта открытая и оптимистичная идея связности, общности и привлекательности определяет сходство между четырьмя городами.  И хоть проект RISKY HABIT[AT] Хьюстонского университета – лишь теоретическое конструктивное предложение, оно весьма точно совпадает с планами развития хьюстонской Баффало-Байю. Как только проект перейдет в стадию реализации, Хьюстон сможет ориентироваться на оригинальные и удачные идеи Ньюарка и Де-Мойна и черпать энтузиазм и оптимизм у Чикаго.