facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Форум

10 июня 2014 |
Счастье в мегаполисе сформируют неформальные сообщества

IMG_1344[1]_008esr

К  устойчивости развития мегаполисов может подтолкнуть возникновение связей между градостроительными процессами и удовлетворением потребностей горожан в мобильности и коммуникациях.

 На летней сессии IV форума «Будущий Петербург» «нефтью» XXI века были названы культурные коды общества. Тот, кто, на основе этих кодов реформирует городское пространство, запустит механизмы, недостающие для счастья себя и других. К таким выводам пришли участники  летней сессии IV форума «Будущий Петербург», проходившей в конце мая на берегах Невы.

Ретроспективный взгляд в ближайшее прошлое заставил участников дискуссии найти причины неудобств нынешней городской среды. С середины 2000-х годов темпы жилищного строительства в городе стали многократно превышать возведение инженерно-социальной и транспортной инфраструктуры. Это понизило качество проживания в новостройках на петербургских окраинах даже в сравнении с уровнем комфорта в спальных районах города.

Власти города взяли курс на повышение социальной ответственности бизнеса и добились своего: с недавних пор крупные застройщики стали брать на себя затраты по возведению городской инфраструктуры на частных территориях, и — на условиях договора возврата средств — на городских землях. Не так давно, по словам заместителя генерального директора Дирекции по развитию транспортной системы СПб и Ленобласти Валентина Енотаева, крупные застройщики вышли с инициативой участвовать в проектах ФДА «Росавтодор» с привлечением федерального финансирования, улучшающих транспортную доступность новых поселений в Ленинградской области.

Это — строительство железнодорожного сообщения к порту Бронка, присоединение международного автовокзала в Девяткино к КАД, легкорельсовая ветка между станцией метро «Ладожская» и городом Всеволожском. Причиной тому стало понимание бизнесом репутационных рисков при  продаже массового жилья без возможности покупателей квартир выехать из новостроек к месту работы.

В Петербурге покупательский спрос на комфортное жилье и качественную городскую среду в европейском понимании  только начинает формироваться. Эксперты с огромной осторожностью говорят о повышении качества строительства в сегментах «бизнес» и «элит-класса», как правило, сопровождающиеся улучшенной планировкой квартир, наличием терасс,  паркинга, развитой социальной инфраструктурой.

О качестве строительства в «комфорт-классе» пока трудно говорить. Как модель быстрого преодоления этой проблемы директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ Ирина Ирбицкая предлагает применить принцип компактного города, четко артикулируя территории на тихие, торговые улицы, общественные пространства (к примеру, регулярную сетку парка, который впоследствии благоустраивают жители и предприниматели района). Ясное понимание типа застройки дает  шанс девелоперу с некоторыми гарантиями пригласить малый бизнес на данную территорию, а общественные слушания использовать, как инструмент для его привлечения.

О комфорте  в мегаполисе сегодня судят по мобильности горожан. Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Екатерина Решетова предложила надежность этого фактора измерять чувствительностью улиц и дорог к развитию линейных объектов, общественного транспорта. Одним из механизмов устойчивой мобильности населения, по мнению эксперта, можно рассматривать не через наличие личного автомобиля, а через введение и использование карточек для индивидуального автомобиля по примеру поездок на общественном транспорте.

Социологические исследования поведенческих особенностей горожан подсказывают и конкретные управленческие решения. В Москве подсчитали, что 20% ежедневного трафика в общественном транспорте составляют поездки студентов, и ректоры Вузов задумались об обмене общежитиями, более близкими к месту учебы, ином типе застройки студенческих городков.

Сразу несколько спикеров «Будущего Петербурга» согласились с тем, что на развитие городской среды все больше будут влиять самочувствие и мироощущения людей. Тонкий механизм слабых общественных сил, по словам президента фонда ЦСР Владимира Княгинина, необходимо облекать в тактику, выстраивать поведение людей. По мнению эксперта, очевидно, что экономический кризис нанесет сильнейший удар по шопингу, ставшему для многих жителей спальных районов привычным времяпровождением.

Что заменит этот спрос? Индустрия развлечений? Но она «выдавливает» привычный уклад городской жизни, например, лишая людей возможности что-то делать своими руками в общественном пространстве, тем самым загоняя часть из них в сообщество городских «аутистов».

Как правило, индустрия развлечений предлагает стандартный набор времяпрепровождений «сцена, салют, шарики и пиво». Но существует ряд городских традиций, связанных с особыми переживаниями, такие как, например, городское огородничество. Их, по мнению участников, необходимо сохранить. Здоровой альтернативой индустрии развлечений было бы создание доступных, психологически отстроенных общественных пространств с включением города в природную среду, где каждое поколенческое сообщество, любая коммуникация, завязанная на  сходстве интересов, нашла бы для себя место, не мешая потребности в общении иным группам.

Социальное проектирование, о котором говорил эксперт из института «Прикладная урбанистика» Святослав Муруков,  поможет избежать или заполнить зоны эмоциональной пустоты. В этой связи велика роль неформальных городских сообществ. Создав, например,  из них естественные сети внутренних коммуникаций на основе критериев: «временный мораторий на критику» и «принятие любых идей», можно увидеть, что такие сообщества способны придумывать будущее мегаполиса, генерировать поток запросов «снизу», что, как правило, не умеют делать власти. В конечном итоге будущее города зависит от способности городского сообщества привлечь платежеспособное население в свете конкуренции за такой спрос между мировыми центрами.

Одним из механизмов устойчивого развития мегаполиса в Петербурге на форуме увидели в развитии его полицентричности. В этой связи, архитектор Данияр Юсупов, предупреждает, что Северной столице нельзя «снимать кальку» со схем создания городов-сателлитов крупных городов Европы  30-летней давности. Уже сегодня стало ясно, что эти новые центры потеряли свою значимость, центры сместились в иные города. Те, кто руководят Петербургом, не должны думать о статичности выбора месторасположения новых центров, а предоставить коридоры возможностей, создавая ресурсообменную сеть, как это сегодня делается в Рио-де-Жанейро. С другой стороны,  диверсифицировать городскую среду, не допуская однообразия и появления гетто.

Эксперты отметили разницу в формировании полицентричности Москвы и Петербурга. Если в столице окраинные районы естественным образом становились новыми городскими ядрами столицы, то в Петербурге всегда была велика роль огромного архитектурно-планировочного наследия, которому присвоен статус исторического поселения. Уже сегодня понятно, что в Северной столице появляются два периферийных центра — на юге, в районе Пулково и на севере, ядром которого скорее всего станет будущий Лахта-цетр.

Искусственно плодить новые точки роста в Ленинградской области, по мнению участников форума, не эффективно из-за невозможности обеспечить эти районы рабочими местами. Скорее, естественным образом могут возникнуть 1-2 центра в огромном промышленном поясе Петербурга, градостроительное осмысление и освоение которого еще предстоит пройти. Будет ли промышленный пояс плотно застроен многоэтажными жилыми домами, усугубляя транспортные пробки, или там появится арендное жилье для большей маневренности горожан, или там возникнут мини-парки на бывших железнодорожных путях, зависит от готовности к объединению бизнеса, городских сообществ и властей.

PS: хотите узнать какими будут города в будущем? Приглашаем вас прочитать материал город будущего, в котором вы узнаете как идут работы по созданию, и какие проблемы создатели умного города будущего встретили уже сегодня.