facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Энергоэффективность

20 июля 2015 |
ВОКЗАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

zelenogradsk (1)

Как исторический вокзал в Калининградской области получил инновационную систему теплоснабжения.

Зеленоградск – известный бальнеологический курорт в Калининградской области. Репутация курорта у Зеленоградска насчитывает более двух столетий – тогда этот город ещё назывался Кранц. Развитие туристической и курортной деятельности привело и к необходимости провести в город железную дорогу. В 1885 году первая ветка связала его с Кенигсбергом. Здание вокзала в Зеленоградске, построенное в том же году, сохранилось до сих пор и исправно выполняет свои функции.

zelenogradsk (2)

Если здание вокзала, имея в виду его архитектурное значение, можно называть историческим, то существующую систему отопления вокзала иначе, как архаичной, не назовешь. До 2014 года вокзал станции Зеленоградск отапливался угольной котельной со старым водогрейным котел мощностью 0,2МВт. На отопление здания площадью 630 кв.м уходило 80 тонн угля в год, обслуживали угольную котельную четыре кочегара. Горячее водоснабжение вокзала обеспечивали электрические водонагреватели мощностью 10 кВт. В 2014 году на вокзале была проведена реконструкция системы теплоснабжения с использованием комбинированной солнечной системы, тепловых насосов, электрокотлов и накопительных резервуаров. Об устройстве этой инновационной системы и достигнутых значениях энергосбережения мы бы хотели рассказать подробнее.

zelenogradsk (3)

Поскольку перед проектировщиками и строителями стояла задача в целом сохранить облик исторического здания, вопрос установки на нем солнечных коллекторов и фотоэлектрических панелей требовал особого решения. В связи с этим сначала была проведена реконструкция части крыши с применением шведской системы SolTech – эта технология представляет собой стеклянные панели, по форме идентичные с кровельной черепицей.

zelenogradsk (11)

zelenogradsk (10)

Сами солнечные коллекторы и фотоэлектрические панели, обеспечивающие отопление и горячее водоснабжение здания и выработку электроэнергии, скрыты под прозрачные плиты покрытия.

zelenogradsk (4)

zelenogradsk (5)

Солнечные коллекторы представляют собой специально разработанные модули на основе жидкого поглотителя, которые собирают солнечную энергию. Модули соединены между собой на крыше, формируя цельную солнечную коллекторную систему. Сгенерированная солнечная энергия попадает в специальный накопитель, который подключен к системе центрального отопления здания. Общая мощность солнечных электрические и водяные коллекторы составляет 23 кВт.

 

zelenogradsk (7)

Изменения коснулись и работы системы отопления здания. Были установлены тепловые насосы «воздух-вода» NABE F2040-16Kw с электрическим котлом суммарной мощностью 75 кВт для отопления и кондиционирования помещений. Тепловой насос обеспечивает выработку 93,7% тепла от общей потребности здания, электрический котел – доводчик вырабатывает оставшиеся 6,3% тепла при падении температуры окружающей среды ниже -20 градусов. Ранее для обеспечения бесперебойной работы системы отопления на основе угольной котельной требовались немалый усилия нескольких штатных работников – уголь нужно было доставлять, разгружать, перегружать.

zelenogradsk (8)

Новая система обеспечивает теплоснабжение объекта полностью в автоматическим режиме. При падении температуры наружного воздуха система автоматически отработает изменения и обеспечит комфортный температурный режим внутри помещений вокзала. В летний период система позволяет обеспечить режим кондиционирования помещений. Тепловые насосы компактны, полностью безопасны и не производят вредных выбросов, а циркулирующий в агрегате хладагент нетоксичен и безвреден для озонового слоя.

zelenogradsk (9)

Справедливости ради стоит отметить, что максимальная эффективность системы приходится на период с весны по осень в солнечные и ясные дни. В этот период достаточно одного лишь солнца – почти полгода вокзал может полностью отапливаться без особых затрат.

zelenogradsk (6)

Внедренные инновации позволили сократить избыточный персонал, обеспечить более надежную бесперебойную работу системы отопления, энергонезависимость, возможность обеспечения теплом в автономном режиме. Расходы по электроэнергии оказались снижены в 2,1 раза, расходы на получение горячей воды – в 3 раза, на отопление – в 3,3, раза. Кроме того, ликвидация угольной котельной позволила избавить руководство станции от экологических сборов за утилизацию отходов и улучшить экологическую обстановку в центре курортного города. При этом объём инвестиций на реконструкцию системы теплоснабжения с применением инновационных решений да еще и на таком непростом объекте, как железнорожный вокзал, выглядит совсем небольшим – 12,73 млн рублей.

За реализацию не имеющего аналогов в России проекта станции Зеленоградск ОАО «РЖД» присуждена победа на конкурсе «Экологическое развитие – Эволюшен Эвордс 2014 (Evolution Awards)» в номинации «Лучшее комплексное решение в области зелёных технологий».