facebook Vkontakte LiveJournal e-mail
ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ:


 

Управление отходами

12 января 2013 | Владимир Марьев
ЮНИДО создаёт атлас наилучших природоохранных технологий

Проблема образования и накопления отходов – одна из ключевых в экологии. Производство отходов во всём мире возрастает и опережает темпы их переработки и обезвреживания. По данным Росстата, только на территории Российской Федерации ежегодно образуется до 3,9 млрд. тонн твёрдых бытовых отходов при вдвое меньшем уровне их использования и обезвреживания и кратном увеличении инвестиционных вложений в создание и развитие отходоперерабатывающей отрасли.        Масштабы образования отходов огромны. По различным данным, на сегодняшний день в отвалах и хранилищах только на территории нашей страны скопилось более 90 млрд. тонн мусора. В целом по России точные данные об образовании, утилизации и размещении отходов производства и потребления отсутствуют. Определение их объёмов зачастую осуществляется по экспертным данным на основе частных методик.

Морфологический состав ТБО жилого фонда, в принципе, везде идентичен. Основные компоненты – бумага и пищевые продукты. Текущая практика обращения с отходами в России сводится, в основном, к захоронению их на свалках, за исключением 7-10% отходов, которые подвергаются у нас вторичной переработке. При этом существующие в России мощности далеки от обеспечения эффективного управления отходами.

Проблема утилизации накопленных и вновь образующихся отходов производства и потребления всё в большей степени приобретает глобальный характер. Это диктует необходимость консолидации усилий мирового сообщества в данном направлении. В обществе (в том числе во властных структурах) уже сложилось понимание, что без принятия серьёзных мер уровень загрязнения окружающей среды может стать критическим, грозя перерасти в экологическую катастрофу.

mar 07

Роль государства

В первую очередь стоит уяснить, что проблема утилизации отходов требует системного государственного подхода. На частном уровне вопрос вторичной переработки не решить. Но на сегодняшний день распределение полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью в области обращения с различными отходами выстроено очень негармонично, часто происходит дублирование исполнительских функций, что приводит к росту нерешаемых и нерешённых проблем с утилизацией отходов.

Если начинать ab ovo, то основные практические задачи по организации сбора, сортировки и переработки отходов находятся в компетенции муниципальных органов власти. Это положение закреплено Федеральным законом о местном самоуправлении. Но ввиду ряда причин, среди которых – недостаток финансирования, отсутствие приоритетов и опыта у чиновников, – эти решения не выполняются.

Вместе с тем понятно, что для управления деятельностью, связанной с отходами, необходимо совершенствовать законодательную, организационно-распорядительную и нормативно-методическую документацию. И в этом случае полезно учитывать опыт развитых стран, где подобная нормативная база давно разработана и успешно функционирует на протяжении многих десятилетий.

Об общности экологических проблем свидетельствует сходство законодательных баз различных государств. Например, законы о контроле за загрязнением воздуха и уровнем шума в Японии существуют с 1968 года. В США закон о чистом воздухе был принят впервые в 1963-м (новая редакция – в 1990 году), а во Франции – в 1961-м. Много внимания во всём мире уделяется состоянию гидросферы, что отражается в каждой стране, как правило, не одним, а несколькими законодательными актами. Среди таких можно отметить французский закон о воде, принятый в 1964 году, финский закон о водных ресурсах, одноимённый закон, вышедший в Испании в 1986 году, закон о качестве водных ресурсов, принятый в США.
Не забыта за рубежом и сфера обращения с отходами. Так, законы об отходах и упаковке в своё время были приняты в Германии. Закон об удалении отходов с 1971 года работает в Японии. Заслуживает внимания и закон о сохранении и переработке сырьевых ресурсов, действующий с 1976 года в США.

Вместе с тем относительно недавно сформировалось международное право, касающееся охраны окружающей среды. Принятие ряда конвенций и протоколов, направленных на борьбу с загрязнением радиоактивными веществами и взятие под контроль трансграничных перемещений отходов, положило начало согласованным действиям мирового сообщества по предупреждению и ликвидации негативных последствий, наносимых окружающей среде.
В нашей стране закон по обращению с отходами был принят в 1989 году. С тех пор в него постоянно вносились правки. В 2010 году его корректировали с особой интенсивностью.

Стоит также отметить, что в 2011 году президентом Медведевым был поставлен ряд вопросов, предусматривающих развитие законодательства в сфере обращения с отходами. Он также поддержал идею о разработке механизма, который будет стимулировать производителей отходов снижать негативное воздействие на окружающую среду и внедрять НДТ (наилучшие доступные технологии). В свою очередь перед региональными властями была поставлена задача по разработке внутренних локальных программ комплексного управления отходами.

mar 09

Роль ЮНИДО

Следует признать, что внедрение передовой мировой практики управления отходами в развивающихся странах, в том числе и в России, до последнего времени происходило достаточно медленно. Неслучайно реализацию этого направления взяла на себя особая структура ООН, отвечающая за промышленное развитие (ЮНИДО).

В нашей стране одним из ключевых направлений работы ЮНИДО в области обращения с отходами стало содействие созданию отходоперерабатывающей индустрии. В частности, сейчас ЮНИДО создаёт «Центр по применению передовой практики и природоохранных технологий при утилизации потенциально опасных потребительских продуктов и промышленных отходов» (BAT/BEP Center for Environmentally Safe Disposal of Potentially Hazardous Consumer Products and Industrial Wastes). В России эта структура получила название Международного центра наилучших природоохранных технологий (АНО МЦНПТ).

Задача Центра – разработка и реализация на пилотных российских территориях комплексной системы сбора, переработки и утилизации отходов, а также распространение этой системы на другие регионы.
Деятельность ЮНИДО предполагает подготовку к реализации экологических проектов в рамках международных протоколов (Монреальского) и конвенций (Базельской и Стокгольмской), создание малоотходных и безотходных технологических процессов и экологичных производств. Особое внимание уделяется вопросам комплексной переработки сырья, разработке принципиально новых технологий, технических средств и схем получения известных видов продукции, созданию регионально-промышленных комплексов с замкнутой структурой потоков сырья и отходов.

ЮНИДО также пропагандирует приоритет утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла и выступает за экономическое стимулирование субъектов предпринимательства к применению наилучших доступных технологий (НДТ).

В реализации этих проектов ЮНИДО опирается на международные методики, практические рекомендации и профессиональные контакты. В Европе существует ряд организаций, которыми накоплен огромный опыт в этом направлении. В частности, Евросоюзом учреждено Европейское бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (EIPPCB), которое является подразделением севильского Института перспективных технологических исследований (IPTS) – исследовательского центра ЕС, занимающегося вопросами определения НДТ.

Под эгидой EIPPCB был организован Форум по обмену информацией в области наилучших доступных технологий, а также сформированы специализированные отраслевые технические рабочие группы, каждая из которых занимается подготовкой и актуализацией справочников по НДТ для определённой отрасли промышленности. Один раз в пять лет эти справочники актуализируются с учётом достижений научно-технического прогресса.

Необходимость перехода на применение НДТ понимают во всём мире. Поэтому перед ЮНИДО встала задача информационного обеспечения происходящих процессов. В качестве инструмента решения этой задачи разрабатывается объединённая информационно-аналитическая система с рабочим названием «Атлас наилучших природоохранных технологий ЮНИДО» (ОИАС).

Создание ОИАС осуществляется на основе единой универсальной IT-технологии сбора, обработки, хранения и использования данных, которые формируются с учётом существующих баз данных и содержат информацию об организации-разработчике НДТ.

mar 12
Формирование указанной аналитической системы предлагается вести как качественное продолжение проекта ЮНИДО по созданию «Центра наилучших технологий и наилучшей экологической практики для безопасной утилизации потенциально опасных отходов потребительских товаров и промышленных отходов» (BAT/BEP).

В России этот проект был одобрен Министерством природы и реализуется с 2010 года. При создании системы ОИАС, действующей в онлайн-режиме, учитываются необходимость и возможность анализа экологической ситуации на конкретной территории, поиск управленческого и технического решения экологических проблем, в том числе в странах ЕврАзЭС. Система предусматривает информационный обмен через интранет ЮНИДО с целью вовлечения в процесс полевых и проектных офисов ЮНИДО, а также центров чистых производств, работающих на территории различных государств. В дальнейшем это позволит вести актуальный и ежедневный обмен информацией в разрезе природоохранных проектов.

Система может накапливать и давать экспертную оценку информации по технологиям и оборудованию, а также отбирать по конкретным признакам технологии для нужд заказчиков. ОИАС предполагает использование информационных потоков между офисами ЮНИДО по проблемам утилизации отдельных видов отходов (медицинских, биологических, электронного скрапа, отработанных автомобильных покрышек и др.), при этом учитываются этапы обработки отходов (сбор, транспортировка, хранение, переработка, сжигание, захоронение на полигонах).

ОИАС позволит руководителям исполнительной власти регионального уровня принимать обоснованные управленческие решения по использованию тех или иных существующих технологий для решения экологических проблем региона. Система является необходимым инструментом управления отходами производства и потребления, служит средством информирования заинтересованных лиц – в том числе учёных, инженеров, бизнесменов – об основных тенденциях развития соответствующих технологий и главных международных мероприятиях в этой сфере.

mar 28
Создаваемая система будет выгодна для каждого отдельного участника, и только в этом случае она будет полноценно функционировать. Свои интересы смогут удовлетворить правительство, бизнес, переработчики, НИИ, ассоциации. АНО МЦНПТ работает именно в этом комплексном направлении.