Эта история началась в январе 2016 года, когда НИУ МГСУ обратился в Росстандарт с предложением создать технический комитет по теме «Зелёные технологии среды жизнедеятельности». А 15 января 2019 года первые национальные «Зелёные стандарты» были утверждены и с 1 февраля начали действовать.
Четыре стандарта – «Зелёные технологии среды жизнедеятельности и зелёная инновационная продукция. Термины и определения», «Зелёные технологии среды жизнедеятельности. Классификация», «Зелёные технологии среды жизнедеятельности. Критерии отнесения» и «Зелёные технологии среды жизнедеятельности. Оценка соответствия требованиям зелёных стандартов. Общие положения» – разработаны техническим комитета по стандартизации ТК 366 «Зелёные технологии среды жизнедеятельности и зелёная инновационная продукция», секретариат которого ведёт НИУ МГСУ.
Чтобы узнать подробности, «Зелёный Город» обратился к секретарю комитета, руководителю Научно-образовательного центра «Зелёные стандарты» НИУ МГСУ Андрею БЕНУЖУ.
— Андрей, как говорится – с почином! Два слова о том, что уже сделано и что ждёт впереди.
— Всего за нашим техническим комитетом сейчас закреплена разработка шестнадцати стандартов. Четыре принятых входили в доработанную программу национальной стандартизации на 2017 год. В 2017 году мы давали предложения на 2018 год, и это ещё четыре стандарта: три связаны с безотходными технологиями, один по зелёным кровлям. И уже на 2019 год у нас в планах также четыре. То есть этот раздел национальной программы стандартизации каждый год дополняется новыми стандартами. Честно скажу: некоторые стандарты у нас отстают от запланированных сроков. Но поскольку эти работы выполняются за счёт разработчиков, то есть не финансируются из федерального бюджета, то в этом беды нет. Например, один из разработчиков стандарта, член нашего комитета, недавно сообщил, что хотя у них идёт программа испытаний теплоизоляционных материалов, но они не успевают закончить их в задуманные сроки. Ничего трагического, просто срок разработки стандарта сдвинется немного. То есть важно понимать: программа живая, она развивается, до сентября каждого года мы даём предложения, в феврале следующего они корректируется, и это непрерывный процесс, который стартовал в 2017 году.
— А кто целевая аудитория этих первых зелёных стандартов, кто потребитель?
— Смысл и задача первых четырёх стандартов – прежде всего, определиться, наконец, с единой терминологией и базовыми понятиями. Стратегическая цель – развернуть разработку зелёных стандартов по всем областях деятельности, где это применимо. Мы сконцентрированы далеко не только и не столько на секторе строительства. Это принципиальная позиция Росстандарта: мы разрабатываем стандарты не специфичные для строительства, а по зелёным технологиям для всех отраслей. Здравоохранение, к примеру. Минсельхоз – по посадочным материалам. Зелёной экономики мы пока не касаемся, хотя понятно, что это важнейшая тема. Но здесь ещё идут дискуссии: мы предлагаем сперва определиться с зелёными технологиями, а уж после переходить к экономике в целом, а в МГУ, напротив, считают, что надо идти сверху вниз. Время покажет.
Ещё раз подчеркну: первые четыре стандарта выпущены именно для того, чтобы определить понятия, единую терминологию, классификацию зелёных стандартов и дать возможность любой организации в нашей стране включиться в процесс и разрабатывать свой зелёный стандарт в рамках единой системы. Чтобы все говорили на одном языке и, так сказать, на берегу могли определиться: имеют они отношение к зелёным технологиям, не имеют, стоит им в процесс стандартизации включаться или не стоит.
— Можно ли оценить объём предстоящей работы по зелёным стандартам? В таком описании это выглядит как безбрежный океан.
— Мы начинали с категорий, которые есть в международных экологических стандартах, но уже углубились в специфику, в технологии, которые внутри этих категорий. Мы помним, что, к примеру, в BREEAM девять таких категорий: водопотребление, энергия, транспорт и так далее, и в каждой есть фрагменты различных зелёных технологий. Поэтому когда мы говорим, что готовим стандарты, например, по зелёным кровлям или по безотходным технологиям, то пока это всё как отдельные ячейки, отдельные плитки мозаики. Но у нас 17 января состоялось очередное очное заседание комитета, где чётко поставлена задача на год: «Провести предварительную работу по возможности вхождения в государственные программы разработки национальных стандартов». Здесь речь уже не о точечных предложениях отдельно взятых разработчиков, а о комплексном едином подходе для разработки связанного набора стандартов. У каждого министерства есть своя программа разработки стандартов, но преимущество нашего ТК 366 в том, что мы пересекаемся с тематикой и Минстроя, и Минприроды, и образования, и здравоохранения, энергетики…
Есть предложения по нацпроекту «Экология», и интересная задача от Росстандарта, связанная с критическими технологиями: собрать предложения по критическим технологиям, которые должны подлежать стандартизации в первую очередь.
И вот такое наше особое положение диктует условия дальнейшего общего, комплексного подхода к разработке стандартов. Мы только присматриваемся к этой задаче, но она очень серьёзная.
— Вы упомянули, что вся работа пока идёт за счёт средств разработчика, то есть МГСУ. Но университет сам по себе является государственным бюджетным учебным заведением. В какой степени эти расходы оправданы?
— Замечу, что бюджет НИУ МГСУ на 2019 год уже перевалил за миллиард рублей, и большая часть средств поступает по линии научно-технического управления, то есть из коммерческих договорных отношений университета с заказчиками. Средства государства идут на обучение студентов, и мы эти деньги, конечно, не трогаем. На финансирование работ по стандартам идут исключительно доходы от коммерческой деятельности. Но надо помнить, что разработка стандартов у нас в стране субсидируется. Если вы разработали стандарт и Росстандарт признаёт, что этот стандарт нужен, и акцептует его, то разработчику выплачивается субсидия. За стандарт серии ГОСТ Р она сейчас составляет около 800 тысяч рублей.
— Вы выполняете работы только силами участников комитета, или привлекаете дополнительные ресурсы со стороны?
— Однозначно – только своими силами. У нас два подкомитета, один – по зелёным технологиям градостроительства, он действует на базе МГСУ, второй – по зелёным инновационным продуктам и технологиям, он на базе Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. В состав комитета входит более двадцати серьёзных организаций: помимо нас и Минпромторга, также ВНИИНМАШ, Союз архитекторов, НОПРИЗ, АВОК, ряд экологических союзов, и так далее. И наши подходы к решению задач – я бы сказал, они имеют такой фундаментальный характер. Иногда вы в подобных нашим документах можете встретить ссылку на западные стандарты, какие-то сторонние источники данных. Но если вы откроете наши стандарты, то сразу увидите, что ниоткуда там ничего не заимствовано, там профессура наша принимала активное участие, и потому многие формулировки там такие фундаментальные.
— Тем не менее, как соотносятся или будут соотноситься российские зелёные стандарты с теми же стандартами BREEAM?
— BREEAM – отличный продукт, но он относится только к оценке экологической составляющей при строительстве зданий. Мы же открывает широкую сферу деятельности для всевозможных технологий, которые относятся не только к предмету строительства зданий и сооружений, архитектуры и инженерии.
Я приведу небольшую историю из своей жизни. Я писал когда-то диплом по теме «Экологическая безопасность строительства», и ко мне в руки попала документация по оценке воздействия на окружающую среду реального спортивного объекта в Сочи: стандартного, типичного документа по оценке воздействия на окружающую среду. И чем глубже я с ним знакомился, тем очевиднее понимал, что так быть не должно. Простая линейная зависимость по типу «воздействие – эффект», никакой социальной составляющей, никаких оценок материалов или организации строительства. И я понял, что по такой методике работать больше нельзя. Начал искать альтернативу. Стандарт BREEAM послужил примером того, как надо подходить к рассмотрению объекта, к созданию, эксплуатации, утилизации на всём жизненном цикле. Это отличная методика оценки, но сейчас мы говорим о гораздо более широком массиве зелёных стандартов, мы идём гораздо дальше.
— Можно ли ждать, что эти стандарты когда-нибудь станут обязательными к применению в своих областях?
— Мы над этим работаем! (смеётся) Вы знаете, что технические регламенты в строительстве обязательны, и в них включены иногда отдельные фрагменты стандартов. Так же точно и пункты наших стандартов могут быть включены в будущие техрегламенты как обязательные, для начала. А дальше посмотрим.
— Вы пару раз в разговоре сослались на тексты этих стандартов. Я понимаю, что у вас они есть, но почему спустя две недели после официального вступления их в силу найти тексты этих документов в открытом доступе невозможно?
— К сожалению, Росстандарт только утверждает, но сам не занимается опубликованием принятых документов. Есть его подведомственная организация, которая отвечает за выпуск в свет всей нормативной документации: Стандартинформ. Они обязаны разместить на официальном сайте в установленном порядке и приказ о вводе стандартов в действие, и тексты самих стандартов. Конечно, любой заинтересованный человек должен иметь возможность ознакомиться с этими стандартами. Будем надеяться, что это скоро произойдёт.